Общество
17:0825 октября 2019

Петербург онлайн: чем отличаются покупки петербуржцев в Интернете, чего мы хотим и боимся?

Рынок интернет-торговли растёт с безумной скоростью: уже сегодня его оборот в России составляет 1 трлн рублей в год. Петербург занимает второе место в стране по покупкам в Сети. И наши покупатели сильно отличаются от остальных россиян.
Фото: unsplash.com

Будущее интернет-торговли: когда мнение блогера важнее фактов

Уже 10% всего товарооборота в мире приходится на торговлю в Интернете. Если перевести проценты в деньги, получается ещё более внушительная цифра: 1751 млрд долларов в год (по данным 2019 года). А в таких странах, как США и Китай, через онлайн-магазины и вовсе совершается уже 15-20% всех покупок.

Россия на этом фоне выглядит не так ярко: у нас через Интернет осуществляется всего 5% от всех покупок. Но эти 5% — это уже более 1 трлн рублей в год и 11-е место в мире по обороту рынка. Такими данными поделился с 78.ru руководитель службы аналитики «Яндекс.Маркета» Владислав Исмагилов.

Фото: «Яндекс.Маркет»
Фото: «Яндекс.Маркет»

На сегодняшний день самыми активными покупателями в России на просторах Интернета являются люди в возрасте от 25 до 34 лет.

— Когда они станут старше, они не станут меньше покупать в Интернете, а на их место придут люди, которые «родились с телефоном в руках», — отметил аналитик «Яндекса». — Через пять лет половину покупок в e-commerce будут совершать люди, которые родились после 1995 года. А это совсем другая аудитория!
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Как рассказал Владислав Исмагилов, со взрослением покупателей, никогда не знавших жизни без Интернета, онлайн-рынок полностью трансформируется. Если сейчас большинство покупателей ориентируется на «сухие характеристики» товаров: мощность процессора, диагональ экрана, материал или срок гарантии, то у более молодых покупателей приоритеты уже иные.

«Поколение Z» принимает решение о покупке, опираясь на обзоры любимых блогеров — так называемых «инфлюенсеров». И влияние этих людей становится всё сильнее. Отзывы в соцсетях и на сайтах товарных агрегаторов также играют огромную роль в формировании спроса у молодёжи.

Эмоциональная вовлечённость оказывается для молодых покупателей намного важнее «сухих фактов». А если учесть, что многие сегодня просыпаются и засыпают под сториз любимых блогеров, то можно представить, какое влияние на принятие решений о покупках они наберут через несколько лет.

Опытные и готовые к экспериментам

Петербург находится на втором месте в стране по объёму покупок в Интернете. От среднего российского интернет-покупателя петербуржцы отличаются, в первую очередь, значительно большим опытом. Как рассказал Владислав Исмагилов, треть петербуржцев, покупающих товары в Сети, совершили свою первую покупку как минимум четыре года назад. У 37% петербургских интернет-покупателей «стаж» в этом деле от 6 до 10 лет, а 15% и вовсе совершают покупки в сети уже более 10 лет.

Владислав Исмагилов/ Фото: «Яндекс.Маркет»
Владислав Исмагилов/ Фото: «Яндекс.Маркет»

Большой опыт определяет и поведение петербуржцев в онлайн-магазинах, а также их основные приоритеты. Так, жители нашего города значительно более нетерпеливы, чем средний российский интернет-покупатель. Петербуржцы готовы ждать покупку только три дня — именно такой срок доставки считается оптимальным. Неделя на доставку кажется уже невообразимо долгим сроком. С которым, правда, некоторые всё же готовы мириться.

Всего три года назад, по данным «Яндекса», оптимальным сроком доставки горожане считали пять дней. А вот жители других городов России (помимо Москвы) и сегодня готовы ждать дольше.

Фото: «Яндекс.Маркет»
Фото: «Яндекс.Маркет»

Среди других особенностей «типичного петербуржца» онлайн — большая открытость к покупкам самого разного рода. Самым ярким примером здесь, отметил представитель «Яндекса», является готовность наших горожан покупать в Интернете продукты питания. И речь в данном случае идёт не о доставке готовой еды из ресторанов, а именно о «продуктовой корзине».

Если по всей России 28% интернет-пользователей уверены, что покупать продукты в Сети не стоит, то 87% петербуржцев из числа «приобщённых к Интернету» не видят в этом ничего страшного — и готовы забивать холодильник с помощью покупок онлайн. Петербуржцы также проще относятся к покупкам алкоголя и лекарств онлайн.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

На сегодняшний день, правда, покупать алкоголь и лекарства с доставкой в Сети по закону нельзя. Некоторые магазины этот запрет игнорируют, но законно те же лекарства онлайн можно лишь заказать — а забрать придётся лично в аптеке. Возможность онлайн-продажи лекарств, отпускаемых без рецепта, сейчас обсуждается в Госдуме.

Проект об интернет-торговле алкоголем также находится сейчас на стадии рассмотрения законотворцами. На сегодняшний день предполагается, что с 1 января 2020 года онлайн-магазины получат возможность торговать в Сети винами, включая игристые. Ещё через год, с начала 2021, планируется разрешить продажу в Сети пива, сидра, медовухи и пуарэ (грушевого сидра), а также пивных напитков. И, конечно, легально продавать алкоголь онлайн можно будет только в том случае, если сайт магазина включён в реестр ЕГАИС.

Доверчивые интроверты с пластиковой картой

Есть у петербуржцев в сети и другие особенности. Мы предпочитаем меньше взаимодействовать с людьми, будь то курьер с товаром или консультант в магазине. Об этом явно говорят предпочтения горожан по доставке: в отличие от остальных россиян, мы с большей готовностью забираем покупки в постаматах. По данным аналитиков «Яндекс.Маркета», 32% петербуржцев пользовались ими за последние 12 месяцев при покупке товаров в интернет-магазинах — против 20% покупателей по всей России.

Фото: «Яндекс.Маркет»
Фото: «Яндекс.Маркет»

Впрочем, до «города торжествующих интровертов» нам пока далеко. Самовывоз по-прежнему остаётся наиболее популярным способом получения покупки — им пользуется 77% покупателей как в Петербурге, так и по России в целом. А вот «Почта России» у нас не в чести: её услугами при покупках онлайн петербуржцы пользуются реже, чем жители других городов.

Петербуржцы 70% покупок в Интернете оплачивают с помощью карты. Оплату наличными при получении предпочитает лишь 21% горожан, в то время как в среднем по России этот способ считается более безопасным — им пользуется 31% россиян, покупающих в Сети. Мы также значительно чаще платим вперёд, доверяя продавцу (31% в Петербурге против 25% по стране).

Среди самых любопытных наблюдений аналитики «Яндекс.Маркета» называют тот факт, что российские покупатели чаще используют смартфон как витрину для выбора товара, а вот совершать саму покупку предпочитают с помощью компьютера. Правда, и тут заметен прогресс: на сегодняшний день уже каждый четвёртый петербуржец, покупающий в Сети, делает это через смартфон. В 2018 году эта цифры была значительно ниже — только 18% горожан были готовы покупать с помощью привычного гаджета.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Петербуржцы также любят новизну: как рассказал Владислав Исмагилов, каждая четвёртая покупка совершается нашими горожанами в новом интернет-магазине. Решающими факторами при выборе магазина являются возможность оплатить товар при получении, хорошие отзывы на продавца в Интернете и рекомендации друзей. Так что «эмоциональный фактор» важен не только для молодёжи.

Фото: «Яндекс.Маркет»
Фото: «Яндекс.Маркет»

Всего в Петербурге на октябрь 2019 года, согласно исследованиям «Яндекса», 3000 локальных интернет-магазинов. Но выбор у горожан намного шире: на «Яндекс.Маркете» доставку в наш город осуществляет 12 100 онлайн-площадок. И эта цифра продолжает расти, как и количество интернет-покупателей: только за последний год рынок интернет-торговли Петербурга вырос на 27%.

ТорговляДеньгиСоцсети
Новости партнеров