Продуктовая корзина жителей Северной столицы начинает возвращаться к стандартному набору до карантина, однако совсем другая ситуация отмечается с алкогольными предпочтениями. При этом, как и прогнозировали эксперты, горожане уверенно избегают гипермаркетов в пользу небольших магазинов шаговой доступности и всё больше уходят в онлайн-шопинг, растущий как на дрожжах.
Согласны данным Nielsen, петербуржцы, как и все россияне, прошли пик покупок товаров длительного хранения, таких как крупы, макаронные изделия и консервы, и теперь запасаются товарами для поддержания чистоты в доме и гигиены. Так, продажи риса в натуральном выражении замедлились с 63% до 24% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года, макаронных изделий — с 68% до 17%, а продажи гречки — вовсе с 70% до 1%.
— Продажи средств для уборки в крупнейших розничных сетях России продемонстрировали двузначные темпы роста, опережающие во многих случаях значения в других категориях товаров: средства для мытья полов — 98%, влажные салфетки — 51%, мыло — 50%, универсальные средства для уборки дома — 42%. Кроме того, уже не первую неделю продажи санитайзеров бьют рекорды. Только в крупнейших розничных сетях объёмы их продаж были в пять раз больше, чем годом ранее (+431%), а антисептиков для кожи — почти в 30 раз больше (2700%), — отмечает директор по работе с ретейлерами Nielsen Россия Константин Локтёв.
В компании подчеркнули: кардинальных различий в цен Северо-Западном регионе по сравнению с другими субъектами нет.
Ещё один тренд, характерный для всей страны, это увеличение покупок крепкого алкоголя. Так, динамика продаж водки за последнюю неделю по сравнению с периодом с марта по февраль составила 34%, виски — 42%. Для пива, к примеру, этот показатель составил 25%, а шампанское «просело» по динамике на 10%.
Как поясняла ранее глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, дешёвую водку люди скупают на фоне нехватки дезинфицирующих средств, а не ради внутреннего потребления. Однако это не объясняет, например, тренд с виски.
При этом в СМИ появлялась информация о том, что выросли продажи и готовой еды, которую люди ранее привыкли заказывать в общепите. Например, пиццы. Отмечался и рост продаж вин.
— Что касается пиццы, мы не анализировали данный сегмент, так как он занимает небольшую долю в структуре продовольственного рынка, — прокомментировали 78.ru в Nielsen.
Ещё один тренд, который фиксируют аналитики, это снижение расходов населения в гипермаркетах на средства ухода за собой.
— Так, из-за необходимости самоизоляции ощутимо снизился спрос на товары по уходу за собой, например, средства для укладки волос (— 41%), дезодоранты (—29%), средства для ухода за кожей после бритья (— 14%), кондиционеры и краску для волос (— 9% и — 5% соответственно) и целый ряд смежных категорий, — пояснили в Nielsen.
Такую тенденцию подтвердили в пресс-службе АШАН Ритейл Россия
— Сравнили периоды 16 марта — 29 марта 2020 и 30 марта — 12 апреля 2020. Действительно, мы наблюдаем снижение спроса на косметические средства, такие как шампуни и бальзамы для волос, гели для душа, дезодоранты и декоративная косметика. Продажи крема для рук также немного уменьшились, — рассказали там.
Однако совсем другая картина предстала после опроса онлайн-ретейлеров.
Как рассказали в пресс-службе группы компаний «Яндекс.Маркет», в апреле в Петербурге количество уникальных пользователей, делающих онлайн-заказы, увеличилось на 36%.
На маркетплейсе "Беру" петербуржцы стали в 1,5 раза чаще заказывать товары из категории «косметика и гигиена». В 2,5 раза вырос спрос на машинки для стрижки и триммеры, в 2 раза — на приборы для ухода за телом, в 1,5 раза — на напольные весы, а в 1,6 раза — на товары для ухода за ногтями.
Также активно растёт спрос и на различные товары для домашнего уюта: шторы и жалюзи (число заказов выросло в 2,2 раза), комнатные растения (в 2,2 раза), постельное бельё (в 1,8 раза), пледы и покрывала (в 1,7 раза). Петербуржцы стали покупать больше спортивных товаров (тренажёры, гантели, коврики) и товаров для детского досуга (рукоделия, раскраски, пазлы). В целом, число заказов товаров для хобби и творчества выросло в 2,2 раза, а игровых приставок — в 1,5 раза.
Ещё более впечатляющие цифры привели в пресс-службе Wildberries. Так, продажи компании в штуках в первые две недели после введения режима самоизоляции выросли на 135% к прошлому году.
— Явный тренд также сегодня — это рост продаж техники для самостоятельного приготовления пищи и напитков: продажи кофемашин на Wildberries выросли на 953%, плит — на 358%, пароварок — на 349%, а блендеров — на 218%. Для того, чтобы также ухаживать за собой, держать себя в форме и заниматься физической активностью дома, наши покупатели выбирали также спортивные товары для домашних тренировок (+311%) и спортивное питание (+273%), машинки для стрижки волос (+ 618%) и электрические бритвы (+336%), аппараты для маникюра (+1017%) и лампы для сушки ногтей (+753%), дезодоранты (+335%), краски (+198%), крема (+159%) и кондиционеры для волос (+190%), — заверили там.
Стали горожане больше покупать и домашней одежды: пеньюары (+143%), худи (+49%), халаты (+30%), ночные сорочки (+24%), а также тапочки и пижамы (рост почти в два раза).
Подтвердил взрывной рост спроса в Интернете, хоть и не таких колоссальных масштабах, и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис.
По его словам, в первую неделю самоизоляции (с 30 марта по 5 апреля) спрос на доставку продуктов увеличился в 20-30 раз по сравнению с обычным временем. Затем был небольшой спад, но после объявления новых мер на прошлой неделе (с 6 по 12 апреля) спрос снова начал расти.
Средний чек в Петербурге увеличился до 5000 рублей. До пандемии он составлял 3600 рублей в среднем по сервису. Соответственно вырос и вес среднего заказа: до эпидемии он составлял 25 кг, сейчас — 40-60 кг. В Петербурге число заказов увеличилось на 40-50%.
По словам Григория Куниса, в целом, продуктовая корзина более-менее вернулась к привычному набору: это и овощи (картофель, кабачки, морковь), фрукты (бананы, апельсины, лимоны, яблоки), охлаждённая и замороженная продукция (мясо, птица, а также полуфабрикаты типа пиццы и пельменей), а также молочные продукты.
Ранее 78.ru рассказывал, как изменились привычки петербуржцев при походе в гипермаркеты.