Продуктовые сети, ещё в марте отчитавшиеся о рекордном спросе и ажиотаже покупателей, теперь живут в новых реалиях. Спрос падает на 15-40% в зависимости от сегмента и локации точки. В сегменте непродовольственных товаров ситуация складывается ещё хуже.
Как рассказала руководитель направления по работе с госорганами макрорегиона «Северо-Запад» Х5 Retail Group Ольга Волкова, последние данные показывают, что покупательское поведение горожан изменилось в сторону товаров низкой ценой категории.
— Сети и поставщики на это оперативно реагируют. В магазины привозятся товары в больших мешках, затем всё идёт на расфасовку, взвешивается на кассе. Две сети, как известно уже, заявили о том, что на базовый набор соцтоваров отменяется какая-либо наценка, — отметила она.
При этом, в условиях пандемии петербуржцы отказались от покупок деликатесов, они стараются экономить на всём, что не является самым необходимым. В чеках при этом происходит «сужение ассортимента».
По словам генерального директора информационно-аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, сам средний чек даже несколько подрос, но происходит это за счёт того, что люди стараются закупиться на три-четыре дня вперёд, при этом трафик покупателей в различных точках сейчас падает.
В пресс-службе «Ленты» тенденции по спросу населения на самые дешёвые группы товаров и снижению трафика подтвердили, однако привести конкретные цифры отказались.
Как отметил совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, в их компании средний чек, наоборот, снизился, при этом действительно люди экономят на дорогих товарах.
— Где-то продажи по точкам просели на 20%, где-то — на 30%, ещё больше этот показатель по центру Петербурга: 40-50%, — пояснил он.
Как пояснил Иван Федяков, в целом с 23 марта по 5 апреля, падение во всем ретейле по России оценивается в 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уменьшение спроса касается и продуктовых сетей, где снижение идет на 15-40% в зависимости от формата точки и её локации.
— На фоне информационной волны в СМИ покупатели стараются избегать гипермаркетов с их большим скоплением людей внутри. Также страдают удалённые от жилья объекты. На этом фоне растёт популярность небольших магазинов шаговой доступности, где шансов заразиться меньше, — поясняет он.
В секторе непродовольственных товаров отмечается падение на 80% вне зависимости от точки. Хуже всего дело обстоит с продажей одежды и обуви. On-line торговля отрасль не спасла. Падение в fashion-retail оценивается в 90%.
Как добавляет Ольга Волкова, меняется не только ассортимент покупок горожан, но и время посещения магазинов. Раньше пик нагрузки приходился на вечерние часы, так как большинство работали. Теперь же многие стараются сделать покупки днём. Из-за этого меняется график работы магазинов. Некоторые из них уже объявили об отказе работать 24 часа в сутки, где-то сокращают время и в вечерние часы. Теперь трудиться сутки напролёт становится экономически невыгодно.
— Если будет принято решение о сокращении времени работы, коллективу зарплату сохранят, — заверяет Ирина Волкова.
Как рассказал Александр Мышинский, в их сети уже изменён график работы. Покупателей нет и с утра. Потому в некоторых точках открытие с 8:00 перенесено на 10:00. Вечернее сокращение часов работы объясняется изменившимся графиком метрополитена и общественного транспорта.
Между тем, подобные объявления о сокращении рабочих часов работы можно встретить теперь и на многих аптеках.
Иван Федяков отмечает и ещё одну любопытную тенденцию: в сетях растёт количество персонала, который отказывается выполнять свои обязанности или существенно сокращает их объём в страхе заразиться COVID-19.
Ещё на прошлой неделе в петербургских СМИ появилась информация о резком подорожании имбиря, чеснока, лимонов. Вслед за этим «потянулись» ценники и на другие продукты. Впрочем, в продуктовых сетях рост цен на еду и непродовольственные товары пока категорически отрицают.
— Уже три недели все сети ежедневно направляют в Мипромторг мониторинг о динамике цен, спроса. По СЗФО мы пока никакого роста не наблюдаем, — подчёркивает Ольга Волкова, впрочем, добавляя, что в перспективе на цены может повлиять политика поставщиков: слишком многие зависят от евро из-за упаковки и обслуживания линий.
Председатель комитета по ретейлу Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Чтецов также пеняет на поставщиков, но честно признаёт: рост цен будет.
— Рубль вырос, есть импортная продукция. Это автоматически приведёт к росту цен. Естественно, любой закупщик старается максимально эффективно работать со своими поставщиками. Есть те, кто договорился о росте в 3%, где-то процент больше, а кто-то сумел сохранить расценки на прежнем уровне или ищет новых поставщиков. Ни одна сеть самостоятельно не поднимает цены, если нет роста цен от поставщиков, — констатирует он.
Между тем Иван Федяков приводит другую тревожную статистику. По проведенным INFOLine опросам, 40% поставщиков планируют снижение объёмов продаж в этом году. Раньше таких было только 10%. При этом 35% поставщиков заявляют о планах по сокращению персонала в ближайшие 90 дней.
По словам Александра Мышинского, поставщики уже попытались задрать цены. Так, по крупам речь идёт о 35% увеличении, по импорту — 10-15%. Не отстают и местные поставщики: под шумок они хотят 10% увеличение.
— Для себя мы приняли решение: такие спекулятивные заявки мы до мая не рассматриваем. Но по факту они есть. И речь идёт практически обо всех поставщиках, — признался он.
Впрочем, как заверяют ретейлеры, есть хорошая новость для курильщиков: во-первых, в сетях достаточно запасов, а, во-вторых, табачные фабрики приступили всё-таки к работе.