Экономика
08:5923 марта 2020

Коронавирусный эффект: ретейлеры фиксируют рекорды продаж и ищут новых работников

Продуктовые сети и сервисы доставки еды перешли в Петербурге на авральный режим работы. Средний чек в магазинах и Интернете вырос на четверть, персонала не хватает. Но радоваться в отрасли не спешат: после бума продаж может наступить шоковый обвал.
Фото: Ray Tang/globallookpress.com

Несмотря на все заверения федеральных и городских властей о том, что в России и Северной столице созданы запасы продуктов питания и непродовольственных товаров первой необходимости, многие горожане продолжают штурмовать магазины и запасаться впрок. Аномальный рост продаж фиксируют крупные ретейлеры и on-line сервисы по доставке еды. Но многие уверены: это кратковременный взлёт, после чего вновь нанятых работников придётся сокращать, а с полок могут исчезнуть импортные товары, завязанные на доллар. Аналитики успокаивают: повторения катастрофы 2014 года, когда дефицит по импорту имел место быть, ждать вряд ли стоит, а вот увольнения персонала — сценарий вполне реальный. При этом ретейл ждут трудные времена, когда …ситуация с пандемией нормализуется.

На 25% больше, чем обычно

Как рассказал 78.ru управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис, за последнюю неделю у компании средний покупательский чек вырос на 25% — до 4600 рублей. Число заказов, которое в феврале составляло 3700 доставок в день, увеличилось на 30%.

— На данный момент спрос вырос на продукты длительного хранения: сахар, гречневая крупа, рис, макароны, консервированный горох, кукуруза, тушёная говядина, туалетная бумага. Люди стали делать закупки больше, чем обычно и явно про запас. Например, у нас было два крупных заказа на суммы 25 000 и 27 0000 рублей, — отметил Григорий Кунис.
Фото: Hanna Gabriela/globallookpress.com
Фото: Hanna Gabriela/globallookpress.com

По словам совладельа сети «РеалЪ» Александра Мышинского, по сравнению с обычной ситуацией 17 марта спрос подскочил на 40%, однако уже 19 марта рост составил всего лишь 10%. Средний чек в сети увеличился на 15-20% за счет товаров бакалеи, консервов.

Увеличение продаж констатировали и в Х5 Retail Group. Однако там конкретных цифр не назвали.

— Мы увеличили объёмы поставок социально-значимых товаров со складов в магазины в два-четыре раза и скорректировали правила выкладки: некоторые товары будут выставляться паллетами, чтобы обеспечить возросший на них спрос, — рассказали в Х5 Retail Group, отметив, что к концу недели всё же бум продаж пошёл на некоторый спад.

Там добавили, что поставки в магазины Х5 Петербурга и Ленобласти осуществляются с пяти распределительных центров. Введён в работу весь резервный транспорт, количество рейсов увеличено практически на 25%, в процессе задействовано более 500 автомобилей и 1000 водителей. Машины перераспределены для развоза категорий товаров повышенного спроса.

Фото: Gerald Matzka/globallookpress.com
Фото: Gerald Matzka/globallookpress.com
— Мы просим наших покупателей взвешенно подходить к созданию запасов с учётом стабильной доступности. При нехватке товаров на полке в магазине новая поставка будет сделана в течение дня, — заверили в сети.

В «АШАН Ритейл Россия» также заявили, что в магазинах сети наблюдается рост спроса на товары длительного хранения.

В пресс-службе компании Wildberries сообщили, что аномальных изменений спроса на интернет-покупки из-за новостей о коронавирусе не наблюдают.

— Количество заказов в январе-феврале 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в два раза. В период же с 9 по 15 марта 2020 продажи на выросли также вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — резюмировали там.

Усиление кадрами

В Х5 Retail Group подчеркнули: в настоящее время количество персонала в магазинах увеличено, отменены все отпуска, изменён график работы и перераспределены логистические потоки для развоза категорий повышенного спроса.

Фото: London News Pictures/globallookpress.com
Фото: London News Pictures/globallookpress.com

Григорий Кунис также констатировал, что их сервис увеличил количество закупщиков и курьеров, но спрос всё равно оказался выше, чем предполагалось. Всего компания планирует увеличить штат линейного персонала в 2,6 раза до 3200 сотрудников в связи с ростом спроса на онлайн-покупки. Сейчас в iGooods трудятся 600 курьеров и 600 персональных закупщиков.

Александр Мышинский отметил, что в его сети новых продавцов нанимать не планируют, однако для сотрудников введены дополнительные смены.

— По аутсорсингу мы приняли решение о найме работников в сфере логистики, грузчиков. Такого персонала нам потребовалось на 25% больше, чем в стандартной ситуации, — поделился он.

Между тем на условиях анонимности участники рынка отмечают, что в дальнейшем новый персонал, набранный на фоне бума продаж с их спадом, скорее всего, ждут сокращения.

Могли и ещё вырасти

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков констатирует, что аномальный рост средних чеков на фоне «информационной» пандемии из-за коронавируса действительно находится в пределах 25-30%.

— Увеличение же ежедневных заказов для того ж, например, Igooods могло быть и большим, чем на 30%. Речь могла пойти и о 60-70% росте. Однако сервис в настоящее время работает на пределе своих мощностей. Если раньше речь шла об одном-двух днях срока доставки, то теперь лист ожидания может растягиваться уже и на несколько дней. В этой ситуации снижается качество предоставляемых услуг. Уже никто не говорит об улыбках уставших курьеров, внимательности к клиенту, — отмечает эксперт.
Фото: Tom Weller/globallookpress.com
Фото: Tom Weller/globallookpress.com

По словам Ивана Федякова, по сервисам доставки еды в 2020 году ещё до пандемии и так ожидался рост в 50-70%, теперь он может быть по итогам года и большим с учётом существующей ситуации.

— Сценарий с возможным увольнением в перспективе работников, нанятых на пике, вполне реален. Здесь есть два варианта развития событий: либо ограничивать спрос за счёт повышения цены. Либо, действительно, пусть и временно, нанимать дополнительный персонал, чтобы справляться с ситуацией. В первом случае сервис рискует потерять уже сформировавшуюся армию лояльных клиентов, которые, кроме цены, могут уйти из-за снижающегося качества. На это никто идти не хочет. Временные клиенты, прибегнувшие к сервису на фоне ажиотажа, также при нормализации ситуации могут «схлынуть». Но более вероятен сценарий, что некоторые из них всё же перейдут в категорию лояльных покупателей со стабилизацией ситуации, — рассуждает эксперт.

По его словам, такой взрывной рост сервисов на фоне пандемии в перспективе «вобьёт ещё один гвоздь в гроб» привычных гипермаркетов. Их фатального закрытия ждать не стоит, однако выживут не все.

Фото: Ray Tang/globallookpress.com
Фото: Ray Tang/globallookpress.com

Доллар зачистит полки?

Ещё одна проблема, о которой участники рынка не готовы говорить открыто, это перспективный рост цен в свете повышение стоимости долларов и евро, а также дальнейшая зачистка полок от оставшихся в меньшинстве импортных продуктов. Не радужные перспективы рисуют ретейлеры и в анонимных беседах: после бума продаж может наступить шоковый обвал, гораздо худший, чем длительные новогодние праздники.

Как уверен Иван Федяков, полностью товары, завязанные на доллар, не исчезнут, хотя продовольственное поведение населению, конечно, придётся корректировать.

— У нас далеко не та ситуация, которая была в 2014 году. Тогда доллар скакнул вдвое: с 35 рублей до 70. Сейчас он перевалил за 80, но это не так сильно, как тогда. Плюс, в 2014 году мы впервые столкнулись с продуктовым эмбарго, которое действует, напомню, и сейчас. Да, в магазинах нет каких-то специфических твёрдых сыров, экзотических вин. Однако даже в 2014 году бизнес сумел оперативно отреагировать на ситуацию за какие-то полгода и в целом наполнить полки, чего, на мой взгляд, не ожидало даже само российское правительство, — считает аналитик.

По его словам, сейчас для экономики, как российской, так и зарубежной, где в последнее время всё было не очень хорошо, не так страшен сам коронавирус.

Фото: Fabio Ferrari/globallookpress.com
Фото: Fabio Ferrari/globallookpress.com
— Более важны те последствия, которые могут наступить, когда ситуация с пандемией начнёт стабилизироваться. Правительства стран берут на себя повышенные обязательства, бизнес также несёт сильнейшую нагрузку. Это означает, что впереди нас ждёт волна банкротств, массовых увольнений и падение потребительского спроса. Вот тогда и начнётся всё самое страшное. А о последствиях таких процессов пока никто серьёзно не задумывается, — подчеркивает Иван Федяков.

Александр Мышкин полагает, что в свете долларовой истории покупателей ждёт некий временный дефицит, который затем исчезнет.

— Сейчас, действительно, никто не заключает новых контрактов по товарам, которые торгуются за доллары. Все здравомыслящие люди понимают, что американская валюта через какое-то время, приблизительно месяц, откатится назад. И тогда и начнут заключать договоры. Для себя мы подняли данные по началу 2016 года, когда американская валюта была на таком же пике. Тогда как раз где-то через месяц ситуация начала стабилизироваться. При этом на пике без всяких акций цена товаров, естественно, была выше, чем впоследствии, когда распродажи вернулись, — припоминает он.

Отметим, ранее глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного Кирилл Соловейчик заявлял, что в городе на два месяца имеются запасы продуктов, даже если склады пополняться не будут.

МагазиныКовид
Новости партнеров