Экология требует жертв: в какие районы Петербурга не пустят старые машины?
Центральное кольцо
Насколько Петербург готов к введению федеральной инициативы по ограничению использования неэкологичного автотранспорта, решили выяснить во вторник, 19 февраля, депутаты ЗакСа из профильной комиссии по экологической защите населения. На слушания пригласили чиновников Смольного, сотрудников ГИБДД, экспертов. Председатель комиссии Надежда Тихонова отметила, что депутаты почерпнули информацию из СМИ. Но, как выяснилось, чиновники уже обладают информацией из официальных источников.
— В данный момент уже из Минтранса пришло поручение в Москву и Санкт-Петербург проработать вопросы возможности и условий введения зон ограничения для неэкологического транспорта, — заявил начальник отдела организации дорожного движения Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) Евгений Воробьёв.
Напомним, что в конце прошлого года с такой инициативой выступил Совет по правам человека при Президенте РФ. Соответствующая возможность появилась также в прошлом году, когда в Правилах дорожного движения появились знаки «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». 78.ru ранее выяснил, что в Петербурге это может коснуться от 600 тыс. до 1 млн автомобилей.
В этом году Минтранс намерен доработать нормативную базу: ввести ГОСТы для новых знаков, предусмотреть наказания для нарушителей, разработать порядок установления экологического класса машин, рассказал Евгений Воробьёв.
КРТИ, со своей стороны, запросил в Комитете по природопользованию список улиц с превышением уровня загрязнения воздуха. В ответ пришёл перечень 97 магистралей по всему городу, продолжил Евгений Воробьёв. Но закрывать весь город в КРТИ не решились. Оглянувшись на решение Москвы, которая намерена ввести ограничение внутри Садового кольца, комитет предложил также оградить от «грязных» машин центр Петербурга.
— Наше предложение в том, чтобы рассмотреть возможность организации этой зоны в центральных районах. То есть это Василеостровский, Петроградский, Центральный и Адмиралтейский районы, — заявил Евгений Воробьёв.
Комитет по природопользованию не возражает.
— Если говорить о выбросах автотранспорта, от этих выбросов наиболее страдает центр города и мера по ограничению въезда в центр города транспортных средств с низким экологическим классом, безусловно, будет способствовать улучшению экологической ситуации в центре города, — сказал начальник отдела государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды Комитета по природопользованию Александр Григорьев.
Были бы деньги
Заместитель председателя Комитета по транспорту Олег Матвеев сообщил, что примерно половина парка наземного общественного транспорта Петербурга соответствует нормам «Евро-5» или вообще работает на электричестве. Соответствие «Евро-5» также будет прописано в условиях конкурсов на перевозку пассажиров, которые пройдут в 2019 — 2020 годах, следовало из его слов. Не возникнет проблем и с перевозкой дополнительного числа пассажиров, которым закроют въезд в центральные районы на старых машинах, уверил Олег Матвеев.
— Безусловно, потребуется сокращение интервалов движения пассажирского транспорта. Но мы готовы переформатировать маршрутную сеть. В случае введения в городе каких-то ограничений, конечно, какие-то отдельные маршруты тех районов, где будет это введено, будут усиливаться, — сказал он.
Фиксировать нарушения должны будут автоматические камеры. Возник вопрос, не получится ли так же, как с платной парковкой в центре Петербурга, когда за неоплату положен штраф, но взыскать его невозможно из-за юридических коллизий.
— Платные парковки — это предоставление услуг. А это — нарушение правил (дорожного движения – ред.), — развеял сомнения замначальника ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Аркадий Старов.
Однако неясным осталось, в какую сумму встанет городу установка этих камер.
— Затрат потребует немалых, — туманно заметил Евгений Воробьёв.
Призрак коллапса
Главным критиком инициативы выступил глава фракции ЛДПР в ЗакСе Олег Капитанов. Как быть с жителями центральных районов, у которых старые машины, спрашивал он. Не случится ли транспортного коллапса на границах «запретных зон»?
— Самое страшное — это запретительные меры. Вспомним «Платон», какие были демонстрации дальнобойщиков, — напомнил депутат.
По его мнению, вне закона окажутся мотопробеги и фестивали старинных автомобилей в центре города. А вот новые, но неисправные машины смогут по-прежнему портить воздух.
— Уборка снега, — продолжал перечислять Олег Капитанов. — Мы сейчас с вами собирали грузовики от кого только могли. Любое, что могло возить — всё было использовано.
Инициатива непроработана, резюмировал депутат и предложил двигаться к светлому экологическому будущему постепенно, заменяя старые машины новыми, более экологичными. А прямо сейчас можно начать с социальной рекламы, предложил Олег Капитанов.
Введение «запретных зон» должно делаться не само по себе, а в рамках комплексного плана по улучшению экологии в Петербурге, поделился своим мнением председатель правления НП «Экологический союз» Семен Гордышевский. И этот план надо обсуждать с петербуржцами.
— Если мы это будем делать кулуарно, волевым решением, не включая население, не понимая роли информации, то эта задача может превратиться в свою противоположность. Будет много возмущения, будет много непонимания, будут подозрения в какой-то коррупции... Это будет обычная история, — заявил эксперт.
Но участники слушаний для начала решили обсудить всё ещё раз между собой. Они приняли решение создать рабочую группу из депутатов и чиновников, которая и проработает вопрос.