О развитии экологически чистого общественного транспорта в Петербурге недавно рассказал на слушаниях в Законодательном собрании заместитель главы Комитета по транспорту Олег Матеев.
Сама по себе эта тема не нова — о необходимости переходить на экологически чистые двигатели говорят давно. Это не удивительно — автотранспорт дает около 85% загрязнения воздуха в Петербурге. Частные автовладельцы пересаживаться на экологичные машины не спешат (78.ru подробно рассказывал, почему) и город мог бы подать пример, сделав «зеленым» общественный транспорт. Но реальная работа в этом направлении началась всего несколько лет назад и ее итоги пока что выглядят весьма скромно.
В 2014 году город заключил соглашение с «Газпромом» о переводе городского транспорта на газ. Планировалось, что к 2021 году 679 единиц общественного транспорта будут использовать газовое топливо. Кроме того, на него хотели переводить коммунальную технику. Газ дешевле бензина и почти не выделяет вредных соединений при сгорании. Экономия на топливе по итогам эксплуатации газобалонных автобусов составляет 36 — 37%, сообщил Олег Матвеев.
Но контрольный срок «на носу», а успехи города весьма скромны. Сейчас в городе работают всего 163 газобалонных автобуса. А к 2021 году их число достигнет 306 единиц, то есть двое меньше, чем планировалось, рассказал зампред Комитета по транспорту.
Среди причин Олег Матвеев называет, во-первых, высокую стоимость самих автобусов. Во-вторых — нерасторопность «Газпрома», который строит газовые заправки отнюдь не ударными темпами. Например, заправка на территории автобусного парка появилась лишь в этом году.
— До этого мы ездили заправляться на Пулковское шоссе. Холостой пробег в одну сторону у нас составлял 9 км 200 м и это существенно било по экономике проекта, поскольку идет за это время и зарплата водителя и кондуктора, и затраты непосредственно на эксплуатацию, — рассказал Олег Матвеев.
В итоге, газобалонные автобусы начали приносить реальную экономию городу только сейчас.
Электробусы с динамической зарядкой или троллейбусы с автономным ходом появились в городе в прошлом году. Внешне они похожи на обычные троллейбусы, но часть пути эти машины преодолевают без подключения к контактной сети. Это позволяет продлевать их маршруты в районы новостроек, а также снимать провода в исторической части города. На данный момент город закупил уже 115 электробусов с динамической зарядкой. Они работают на семи маршрутах.
— Очень положительный резонанс у жителей они нашли. По тем маршрутам, на которые мы поставили эти машины, видим увеличение пассажиропотока. Мы собрали дополнительную выручку на 11% — достаточно серьезный прирост, — сообщил Олег Матвеев.
В планах — разместить 60 электробусов на территории трамвайного парка на Васильевском острове. Пару лет назад появилась идея перевести весь общественный транспорт Василеостровского района на экологически чистые двигатели. По словам Олега Матвеева, от этой идеи не отказались, хотя сроки ее реализации он не назвал.
Просто электробусами решили называть автобусы на электрической тяге без «рогов» и с аккумуляторами. Их начали тестировать в Петербурге в 2016 году. Выбор был сделан в пользу отечественной модели Volgabus с запасом хода 240 км. До конца года город получит 10 таких машин. Они будут работать на маршруте №128 с начала 2019 года.
— Мы покатаем его хотя бы осенне-зимний период, месяцев 10. Есть детские болезни. Наша промышленность еще не ко всему готова. У нас очень сложные погодные условия, постоянные переходы через ноль. Нам вместе с производителем требуется время чтобы отладить, обкатать, — пояснил Олег Матвеев.
В Москве в этом году закупили сразу 200 электробусов, но, по словам Олега Матвеева, столкнулись со множеством проблем при их эксплуатации. Комитет по транспорту Петербурга намерен осваивать новую технику постепенно.
Впрочем, есть еще одно препятствие массовому внедрению электробусов — их цена. На данный момент она составляет порядка 30 млн рублей. Правда, 8 млн из них компенсирует федеральный бюджет в рамках субсидий по поддержке перспективного вида транспорта.
Комитет по транспорту намерен не только внедрять экологически чистые виды подвижного состава, но и отказываться от «грязных». Так, в ближайшее время Олег Матвеев прогнозирует сокращение пассажирского транспорта вдвое — с 4 до 2 тыс. единиц.
Это произойдет в результате оптимизации маршрутной сети. Чиновники намерены отказаться от коммерческих маршрутов (все станут социальными) и устранить дублирование, когда несколько маршрутов пролегают по одним и тем же улицам. Понятно, что «под нож» пойдут прежде всего маршрутки. Но все станет окончательно ясно в ближайшее время - документ с новой маршрутной сетью Комитет по транспорту намерен представить Правительству Санкт-Петербурга до конца года.