Экономика
15:1919 ноября 2018

Что мешает автомобилистам отказаться от бензина?

Бензиновые двигатели загрязняют воздух, а сам бензин все время дорожает. Альтернативы таким моторам изобретены более 100 лет назад, но до сих пор являются экзотикой на дорогах Петербурга. 78.ru разобрался, почему.

Двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине, уйдут в прошлое в середине нынешнего века, прогнозируют передовые автопроизводители. В некоторых странах уже в ближайшие годы планируют ввести законодательные ограничения на использование машин с такими моторами. Благо, экологичных альтернатив существует более чем достаточно.

Дизель

Рудольф Дизель изобрел свой двигатель примерно в то же время, когда окончательно сформировалась конструкция двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине, в его нынешнем виде. Правда, дизель долго «доводили до ума». Сначала он считался уделом тяжелой техники — тракторов, грузовиков. На легковые машины такие моторы стали ставить в массовом порядке относительно недавно. Зато в последние годы около половины легковушек, продающихся в Европе, оснащены дизелями.

Дизельные двигатели на 30 — 35% экономичнее своих бензиновых собратьев и более экологичны. Однако они дороже, как сами по себе, так и в эксплуатации. В результате они не завоевали массовой любви у российских автовладельцев. По данным агентства «Автостат», лишь 5% легковых машин в стране имеют дизельные двигатели. В основном, это внедорожники.

Фото: globallookpress.com/ David Tanecek
Фото: globallookpress.com/ David Tanecek

Газ

Двигатели внутреннего сгорания, работающие на природном газе, появились даже раньше бензиновых и дизельных. Как и дизели, они получили распространение на коммерческой технике. Серийных легковушек на газе немного, но они есть. В Россию официально не поставляются. Отечественный автопром после многочисленных экспериментов выдал «газовую» версию Lada Vesta.

Зато своим особым путем пошли автовладельцы. Определенное распространение получило переоборудование машин на газовое топливо (при этом обычно сохраняется возможность заправки бензином). Но затраты окупаются лишь при очень активной эксплуатации машины. Кроме того, водителям приходится жертвовать местом в багажнике. Ну и искать газовые заправки, которых, например, в Петербурге всего порядка трех десятков.

Власти как могут стимулируют перевод автомобилей на газ. Например, недавно правительство Ленобласти снизило для таких машин транспортный налог. В Петербурге действует соглашение с «Газпромом» о развитии «газового» транспорта. Но оно касается автобусов и коммунальной техники и реализуется отнюдь не семимильными шагами. Ежегодно в городе появляются единицы новых газовых заправок и газовых автобусов.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Электричество

Электромобиль — вообще самый старый тип автомобиля после машин на паровой тяге. Но его конструкторам долгое время не удавалось решить две основные проблемы: длительность зарядки и небольшой запас хода. Поэтому уделом электромобилей считалась работа на закрытых территориях: заводах, аэропортах, парках и т.д. Еще одна большая проблема — замена и утилизация отработанных аккумуляторов.

В последние годы стали появляться модели, способные проехать на одной зарядке более 100 км. Это, одновременно с государственными мерами поддержки, стало стимулировать продажи электромобилей на Западе и Востоке (мировой лидер по продажам электромобилей — Китай).

В Петербурге зарегистрировано всего 73 электромобиля. Для них работают 32 зарядные станции, зарядиться на которых можно бесплатно. Кроме того, с их владельцев не берут транспортный налог, а также деньги за пользование платной парковки. Вот только автопроизводители почему-то не горят желанием осчастливить петербуржцев новенькими электромобилями. Официально у нас продаются всего четыре модели — крошечный Renault Twizy, коммерческий Renault Kangoo и две дорогущих BMW. Есть, конечно, и «серые» импортеры, а также вторичный рынок, но, учитывая необычную конструкцию машин, считается, что это варианты для смелых.

Гибрид

Соединив в одной машине бензиновый двигатель и электромотор, можно добиться существенной экономии топлива и снижения вредных выбросов. Первый серийный легковой гибрид появился в 1997 году. В Россию эти машины пришли лишь 10 лет спустя, и сейчас у нас официально представлено порядка двух десятков моделей гибридных автомобилей.

Статистики продаж этих машин в России не ведется. Но широкой популярности не снискали и они (хотя гибриды в Петербурге все-таки не такая экзотика, как электромобили). Проблемы все те же — высокая цена и сомнительная надежность. Цена на самый дешевый гибрид Toyota Prius зашкаливает за 2 млн рублей. При этом никаких льгот владельцам гибридов в России не полагается, хотя разговоры на эту тему ведутся. Обсуждалась, например, отмена НДС на такие машины.

Биотопливо

Топливо, сделанное из растительного или животного сырья, стоит дешевле, а вредных веществ при сгорании почти не выделяет. Правда, есть некоторые эксплуатационные недостатки, главный из которых — затрудненный пуск двигателя в зимнее время. Но эта проблема решаема установкой специальных подогревателей.

Биодобавки в бензин подливают на многих российских и зарубежных АЗС. Если их объем не превышает 10%, то такое топливо спокойно «переваривают» обычные бензиновые моторы. Да и перевод машины на чистое биотопливо требует незначительных изменений в конструкции. В Северной и Южной Америках, а также Швеции такие автомобили уже в порядке вещей.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Но не все просто даже за рубежом. Объемы производства биотоплива несопоставимы с объемами нефтяных компаний. Чтобы развивать эту индустрию, требуются громадные площади для посева соответствующих культур. Нет и единых международных стандартов биотоплива. Поэтому, не факт, что машине, настроенной на бразильский биоэтанол «понравится» американский.

Ну, а чисто российская проблема, мешающая развивать биотопливную индустрию — жесткий государственный контроль за производством спирта. Между тем, биотопливо, это, как правило, именно спирт.

Экзотика

Забавно, но первый в России солнцемобиль, работающий на солнечных батареях, изготовили в пасмурном Петербурге. Правда, заезды на нем проводили в солнечной Омахе, на гонке American Solar Challenge, где он был признан лучшим дебютантом. То есть научно-технический потенциал, позволяющий создавать передовые транспортные средства, у Петербурга все-таки есть. И, может быть, именно здесь появятся новые машины, которые со временем смогут заменить устаревшие автомобили, сжигающие бензин.

АвтомобилиТехнологииЭкология
Новости партнеров