Экономика
16:2429 января 2019

Миллион машин могут не пустить в центр Петербурга ради экологии

Правительству Петербурга дано поручение установить в городе зоны, в которых будет запрещено движение транспорта низкого экологического класса. Две трети петербургских автомобилистов могут оказаться там вне закона. Зато воздух станет чище на треть.
Фото: mostotrest-spb.ru

Правительство РФ дало поручение властям Москвы и Петербурга разработать «дорожную карту» по введению в этих городах зон с ограничениями движения транспортных средств в зависимости от их экологических классов.

Эта инициатива исходит от Совета по правам человека при Президенте РФ (СПЧ). Ещё в конце прошлого года глава СПЧ Михаил Федотов направил на имя Владимира Путина соответствующие предложения и получил положительную резолюцию. Известно, что предложение также поддержали в МВД.

В какой класс вы ходите?

Экологические классы транспортных средств, которые применяются в России, аналогичны европейским. С 1 января 2016 года, согласно Техническому регламенту Таможенного союза, все выпускаемые в стране автомобили должны соответствовать классу «Евро-5». Ввоз из-за границы машин более низкого класса был запрещён ещё в 2014 году.

В самой Европе с 2015 года уже действует стандарт «Евро-6». Россия пока не устанавливала сроки перехода на него.

Какие конкретно ограничения могут быть введены в Петербурге, пока неизвестно. Но как представляют себе реформу экологи, понятно из письма СПЧ на имя президента. Там в качестве примера приводится Москва.

— Проведенные НИИАТ расчёты по Москве показывают, что, при ограничении въезда в пределах Садового кольца транспортных средств ниже экологического класса «Евро-3», снижение выбросов СО2 может составить порядка 105 тыс. тонн в год или около 17%. При ограничении въезда в эту зону также транспортных средств экологического класса «Евро-4», выбросы СО2 сократятся на 38%, — говорится в документе.
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin

То есть речь идёт о центральной части городов. В Петербурге граница может быть проведена, например, по кварталам исторического центра, либо по границам Центрального, Адмиралтейского, Василеостровского и Петроградского районов.

78.ru узнал, какое количество легковых машин может оказаться в этих районах «вне закона». В «Автостате» сообщили, что всего в Петербурге на данный момент числятся 1718,8 тыс. легковушек. Из них нормам «Евро-5» и «Евро-6» соответствуют лишь 27,6% машин. Таким образом, при самом жёстком варианте экологического регулирования въезд в центр города будет закрыт примерно миллиону автомобилей. Если для «Евро-4» сделают поблажку, то «невъездными» остаются 638 тыс. машин или 37,1% легкового автопарка Петербурга.

Дело техники

На самом деле, подготовка к введению этих мер началась ещё полгода назад. Так, в сентябре прошлого года были утверждены новые дорожные знаки «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». А 30 декабря вступил в силу закон «Об организации дорожного движения», который разрешает использование данных знаков. Остаётся лишь утвердить соответствующие зоны и расставить знаки.

Правда, возникает вопрос, как контролировать соблюдение новых правил. В МВД уже озвучили свои предложения.

— Полагаем, что… целесообразно дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях специальным составом административного правонарушения, предусматривающим ответственность за невыполнение требований дорожных знаков, регулирующих движение транспортных средств по экологическому классу… выявляемого с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функцию фото-/видеосъёмки, — говорится в отзыве министерства.
Фото: flickr.com/ Liendain
Фото: flickr.com/ Liendain

Как пояснили 78.ru эксперты, на практике это может выглядеть так: в базу данных автомобилей вносятся данные об их экологическом классе (как правило, он зависит от года и места выпуска машины). Камеры считывают номера и «пробивают» их по базе. Если в «запретной» зоне обнаружился автомобиль не соответствующего экологического класса, его владелец получает «письмо счастья».

За и против

— Мы считаем, что ограничение въезда неэкологичного транспорта в определённые зоны города — это важная и, наверное, самая эффективная мера по нормализации ситуации с загрязнением воздуха в городах. Зарубежный опыт показывает, что таким образом действительно достигается значительное снижение загрязняющих веществ, — говорит представитель «Гринпис» Рашид Алимов.
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin

Он напоминает, что вклад автомобильного транспорта в загрязнение воздуха в крупных городах достигает 90%.

— Как лишний повод напомнить, что есть экологические нормы и неплохо бы всё-таки сделать машины более экологичными, такая инициатива весьма неплоха. Но я считаю, что на сегодняшний момент она не будет реализована, потому что у нас самый большой пласт неэкологичных автомобилей — это «Жигули»-«классика»: «Шестёрки», «Семёрки». Получится, что бедным в город нельзя. У нас вряд ли такое расслоение допустят. Слишком эта тема будет политической, — возражает региональный руководитель организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Транспорт АвтомобилиЭкология
Новости партнеров