Важно не проболтаться: 75 лет назад был создан легендарный «Смерш»
Три четверти века назад был создан «Смерш» — легендарный орган советской госбезопасности. Это, возможно, самая эффективная спецслужба времён Великой Отечественной войны, которая внесла неоценимый вклад в победу. Операции смершевцев проходили в условиях строжайшей секретности. И даже сейчас, спустя семь десятков лет, ветераны не готовы раскрыть все тайны. Корреспондент 78.ru пообщался с одной из контрразведчиц.
Галине Ивановне — 96 лет. Её сослуживцев уже нет в живых. За десятками орденов прячется пара нагрудных знаков — ветеран контрразведки «Смерш». Это годы работы под выдуманным именем, которое она никогда не выдаст — даже близким.
— Старший внук интересуется — где ты, чего? Ну, вроде как вы сейчас меня спрашиваете. Никогда ничего не рассказывала. Я ничего не помню, я ничего не знаю, я никому ничего не скажу! — говорит ветеран Великой Отечественной войны Галина Лепёшкина.
Она впервые даёт телеинтервью, поэтому останавливает себя каждый раз — их так учили. Работа со шпионами — дело секретное и безжалостное. Даже когда шпион – молодая беременная женщина на территории освобождённой Польши.
— «Девушка, девушка, я вас очень прошу, принесите стаканчик клюквы«. Когда я начальнику об этом сказала, он ответил: «Она наших ребят как семечки сдавала немцам, а ты ей клюкву пойдёшь на рынок покупать?» — вспоминает Галина Ивановна.
Создать для борьбы со шпионами единую организацию Сталин решил в 43-м году — после победы под Сталинградом нужен был перелом и в контрразведке. Название службе дали звучное: «Смерш» — «смерть шпионам».
— Возникла необходимость скоординировать действия всех спецслужб. Они были разрозненные и подчинялись многим руководителям, которые иногда, даже в условиях войны, не могли договориться друг с другом. Были даны особые полномочия. Практически «Смерш» имел право принимать на местах оперативные решения — с последующим докладом верховному главнокомандующему, — делится ветеран военной контрразведки Сергей Макаров.
И сразу первая большая операция накануне Курской битвы. С помощью радиоигр, когда перевербованные шпионы продолжали выходить на связь с разведкой противника, смершевцы убедили немцев, что Красная Армия ждёт наступления совсем в другом месте. Что в итоге изменило ход войны. За три года только на оккупированных территориях подразделение «Смерш» раскрыло больше 60 развед-диверсионных школ фашистов. И именно благодаря этой работе в 44-м году была переформирована разведка Третьего рейха — Абвер.
— Через сотрудников «Смерш» прошли миллионы граждан не только Советского Союза, но и других стран. Были выявлены тысячи и тысячи шпионов, — рассказывает историк Сергей Лебедев.
При этом о большинстве операций до сих пор ничего не известно.
Как и деятельность всех органов госбезопасности, работа «Смерш» была полностью засекречена. На таких папках обычно стоял гриф «совершенно секретно». И до сих пор большинство документов так и остаются недоступными для изучения.
Впервые перед нами оказались бумаги, с которых только-только сняли секретный гриф. Например, письмо 44-го года. В армии царит предчувствие скорой победы. Но смершевцы обращают внимание командиров на целый ряд важных обстоятельств. Отсутствие бдительности в охране важных объектов — складов и хранилищ. Болтливость и разглашение военной тайны. Легкомысленное отношение к посторонним. И даже преступно-небрежное — к хранению секретных документов. Ветераны контрразведки сейчас по крупицам собирают такие материалы.
— Большинство документов находится под грифом «секретно», «совсекретно» или под грифом особой важности. Потребуется время, чтобы открыть, рассекретить те материалы, которые представляют для потомков, для историков безусловный интерес, — поясняет председатель совета ветеранов военной контрразведки Западного военного округа Анатолий Конташов.
После 45-го война для контрразведки продолжилась. Галина Ивановна ещё десять лет работала в Польше и Прибалтике. Но даже сейчас ветеран не расскажет о том, сколько подпольных организаций в этих местах было раскрыто. Для смершевца и через 75 лет важно не проболтаться.