Общество
17:2427 марта 2018

Добыча песка на костях: Поисковики пытаются остановить уничтожение захоронений бойцов

Работы по добыче песка на месте кровопролитных боев за Ленинград продолжаются почти год.
Фото: 78.ru

В районе Мги на полях битвы за Ленинград продолжается добыча песка. Поисковики уже около года безуспешно пытаются остановить работы, уничтожающие захоронения бойцов, передает корреспондент 78.ru.

Именно на этом участке земли весной 1943 года с небольшим промежутком проходили две крупномасштабные операции – Карбусельская и Мгинская наступательная. Основной их целью было уничтожение немецких войск, освобождение ключевой станции Мга и окончательная деблокада Ленинграда.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Успех этих операций отечественные историки оценивают по-разному, однако большинство разделяет мнение, что именно они не позволили перебросить немецким войскам дополнительные силы под Курск, а значит – внесли свой вклад в приближение Победы. За спиной поисковика отряда «Ингрия» — кладбище 374-й стрелковой дивизии, обнаружить удалось восемь могил, но на деле их, скорее всего, больше сотни.

— Именно на этом участке, именно похоронены. То есть это люди, не оставленные на поле боя, это те, кому можно сказать повезло быть опознанным, захороненным, родственники которых получили именно похоронки, а не извещения, — рассказывает поисковик отряда «Ингрия» Владимир Бабицкий.

Переплетение траншей, которые едва заметны под снегом, выводит к остаткам глубокого блиндажа, поисковики разворачивают карту и отмечают места наиболее активных боевых действий – а это, считай, вся округа. Сейчас она на самом деле похожа на поле боя — при подготовке песчаного карьера спецтехника сняла почти весь верхний слой земли. Земли, в которой практически на каждом квадратном метре лежит боец Красной армии.

— В ходе работы в том числе фрагментарными останками, которые были разнесены экскаваторами, нами было найдено порядка 17 человек на всей площади. Это не похороненные, а те, кто оставался на поле боя по тем или иным причинам, — делится Бабицкий.

17 человек – и это лишь на небольшом клочке территории, обследованном поисковиками. Сколько останков красноармейцев находится в этих отвалах – сложно даже предположить. Наряду с поисковиками тревогу бьют и ученые, ведь подробное исследование этих районов позволит заполнить многие пробелы в исторических событиях тех лет.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

О создании мемориала на мгинском направлении начали говорить еще десятки лет назад — ветераны Великой Отечественной войны на 20-летие Победы потребовали сохранить и защитить останки своих боевых товарищей.

— Жившие тогда еще ветераны Волховского и Ленинградского фронта подняли вопрос о том, что надо защитить эту территорию. Потому что они знали ситуацию, что там огромное количество и не похороненных, и могил – это целые кладбища, — поясняет старший специалист общественной организации «Помним всех поименно» Елена Комшилова.

От кладбищ не осталось и следа. В 1990-х годах здесь планировали открыть свалку – однако общественникам удалось отстоять мгинский участок, сейчас рядом с действующим карьером началась вырубка леса под еще один объект. Активист Елена Комшилова в очередной раз позвонила на прямую линию губернатору Ленобласти и напомнила о его предыдущих обещаниях, ведь на песчаном карьере продолжаются работы.

— Неправда У нас веб-камера висит и мы наблюдаем, что там никаких работ не ведется, можете спросить у Чайковского, — говорит Александр Дрозденко.

Только словам губернатора противоречат и ковш погрузчика, и двигатели самосвалов. Круглые столы, петиции, обращения и письма к президенту привели к тому, что участок был включен в реестр памятников, однако для создания мемориала необходимо установить границы объекта, в пределах которых предпринимателям уже нельзя будет уничтожать захоронения советских солдат.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Семьи многих поисковиков и активистов пережили блокаду, их деды участвовали в Великой Отечественной войне и сражались за Ленинград, именно поэтому они считают, что жажда наживы не должна превысить стремление сохранить исторический участок фронта.

— Это нельзя забывать по одной простой причине: как только мы забудем все эти трудности, все эти ужасы, все то зло, которое творилось с нашей страной в эти годы, мы безусловно окажемся на пороге чего-то такого же нового, — заключает Бабицкий.

Компания «Кампес», которая по-военному ушла в глухую оборону и отказалась комментировать сложившуюся ситуацию, продолжает гнать технику в карьер и вывозить песок с поля боя. И пока бизнес среди отвалов с останками советских солдат никто сворачивать, судя по всему, не собирается.


Ранее сообщалось, что губернатор Ленобласти намерен запретить любую хозяйственную деятельность в тех местах, где проходили бои Великой Отечественной войны, до завершения всех поисковых работ.

ИсторияКонфликтыАлександр ДрозденкоВидео
Новости партнеров