Прямой эфир

Золотых ангелов XVIII века обнаружили в Екатерининском дворце из-за упавшего телефона

Алиса Мун
16 апреля 2018, 15:00
Благодаря находке реставраторы смогут восстановить исторические интерьеры церкви.
Фото: tzar.ru

Рабочие в Екатерининском дворце Пушкина нашли уникальные элементы церкви Воскресения Христова. Во время реставрации там обнаружили фигуры двух ангелов и почти 200 элементов золочёного декора. Клад находился в алтарной части за обшивкой иконостаса. Найти его помогла случайность — мобильный одного из сотрудников упал в щель между панелями обшивки. Полезли доставать — и обнаружили исторические ценности, скрытые от посторонних целых 70 лет.

Скорее всего, за иконостас детали интерьера сложили сотрудники музея — не имея возможности провести должную реставрацию, они сложили их в укромное место. После войны куски декора просто были разбросаны по всему дворцу и даже парку, и определить их изначальное расположение было почти невозможно.


Среди забытых сокровищ оказались и два позолоченных ангела — подлинные скульптуры XVIII века, времён знаменитого архитектора Растрелли. Отдельно были найдены их ножки и ручки, сильно пострадавшие во время войны.

Долгое время детали не могли даже распознать, чтобы выяснить их местоположение в убранстве. Позже реставраторы все же смогли из 54 фрагментов золочённой резьбы собрать одну створку Царских ворот. Ангелы же по праву вернутся под купол — на алтарную Сень.

Фото: tzar.ru
Фото: tzar.ru

Обнаружение ангелов очень поможет в реставрации интерьеров храма, отмечают сотрудники музея. Ведь у придворной церкви Воскресения Христова поистине непростая судьба. За свою историю она пережила два пожара, реконструкцию здания архитектором Стасовым, фашистские бомбежки и размещение здесь в советское время мастерской по ремонту мотоциклов. Религиозная живопись, два монументальных плафона и почти всё позолоченное убранство было утрачено. И теперь, впервые за 150 лет, идёт восстановление подлинных интерьеров XVIII века.

— Они все находятся в тяжёлом реставрационном положении. Потому что все требуют глубокой серьёзной реставрации, которой здесь никогда не было. Это на самом деле последний «дворцовский» интерьер господина Растрелли. Дворец был весь разрушен, а церковь сохранилась, — рассказывает директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

При этом в ходе реставрации все элементы воссоздаются в деревянной резьбе, в их первоначальном виде. Ангелов там, где не сохранилась подлинная позолота, затонируют акварелью с творёным золотом. Чтобы посетители могли чётко отличить исторический материал от новодела. Сделать это сможет любой желающий уже в конце этого года.