Экспертный совет Политического музея признал два автомобиля, представленные в коллекции ГУП «Пассажиравтотранс», памятниками науки и техники России. Об этом сообщает пресс-служба Комитета по транспорту.
Это два сохранившихся образца моделей ЗИЛ: автобус малого класса ЗИЛ-Э118 и автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102.
Автобусы малого класса ЗИЛ-Э118 начали разрабатывать в 1959 году. Через три года был выпущен первый опытный образец. До 1970 года в этом кузове изготовили всего 20 экземпляров, из которых на сегодняшний день сохранились лишь два.
ЗИЛ-Э118 является новаторским автобусом того времени, который вызывал большой интерес у производителей разных стран. Особенностью его конструкции стала полностью ручная сборка, по качеству не уступающая западным аналогам, и уникальный дизайн, разработанный членом Союза художников СССР Эриком Сабо.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 спроектировали во второй половине 1980-х годов для занимавшего в то время пост главы государства Михаила Горбачёва. Машина пришла на смену устаревшим лимузинам семейства ЗИЛ-4104.
ЗИЛ-4102 стал первым советским автомобилем с независимой задней подвеской и несущим кузовом с применением элементов из композитного материала, что делало машину лёгкой и манёвренной. Модель была оснащена системой климат-контроля и бортовым компьютером, воспринимавшим речевые команды на русском языке.
Представленный в коллекции ЗИЛ-4102 — единственный сохранившийся образец последней базовой модели автомобилей, собранный на Заводе имени Лихачёва.
Сейчас обе машины находятся в Экспозиционно-просветительском центре истории автотранспорта Ленинграда. Теперь здесь три памятника науки и техники: в декабре прошлого года такого звания удостоился автобус ЗИЛ-155Г.
Напомним, ранее бывшее здание Русского банка для внешней торговли в Петербурге признали памятником.