Прямой эфир

«Начинается треш»: родителям объяснили, почему нельзя делать уроки с ребёнком

Светлана Ульянова
11 сентября, 07:40
Психолог раскрыла три важных лайфхака, которые помогут развить у детей самостоятельность.
Фото: pxhere.com

«Собираюсь вечером уходить с работы — и мне даже домой ехать не хочется, потому что представляю, что сейчас снова через это проходить», — осенью в кабинеты психологов выстраиваются очереди из мам и, реже, пап с такими проблемами. Ещё с светских времён так повелось, что родители у нас ориентированы прежде всего на оценки в школе, а не на самочувствие и состояние ребёнка. Поэтому вместо вечернего отдыха и уютного просмотра сериалов просиживают по несколько часов над прописями, задачками и аппликациями, доводя и себя, и детей до истерик.

Впрочем, немалый вклад вносит в эту проблему и сама школа: учителя сами просят родителей помогать детям с «домашкой».

Сейчас школа всё делает для того, чтобы в ней учились родители, а не дети. Мои сейчас в 1 класс пошли. Так вот задание присылают в воцап родителям!!! - жалуются мамы в соцсетях. - в основном все родители в процессе. Все обращения, поручения и т.д. через родителей. Дети в школе, как мешки с картошкой.

В интернете часто можно встретить категоричные призывы психологов и педагогов:

Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо!

Но когда родители пытаются следовать этим советам, получается ещё хуже:

Я не требовательна к ребёнку, за 2 не ругаю, делает уроки сама, если что-то не получается идёт ко мне и тут начинается треш - я объясняю, начинает орать что это не так, это она в школу ходит! И знает как нужно! Так иди и делай. Нет! Я вообще не хочу уроки делать! Мне не нужна эта поганая учёба! Я хочу всегда бегать на улице! Начинается истерика. И так почти каждый день.

Детский психолог Светлана Филяева убеждена: уроки с детьми на постоянной основе делать не надо, поскольку даже младший школьник вполне способен делать уроки сам.

Она дала тревожным родителям три ценных совета, которые позволят сберечь нервы всей семье.

Первым делом Филяева советует провести эксперимент — примерно на неделю отпустить ситуацию и посмотреть, что будет? Не пугайтесь, если появятся двойки — зато вы будете знать, с чем нужно поработать и что подтянуть, а с какими предметами ребёнок справляется сам. Заодно понаблюдайте, как себя вёл ребенок в течение этой недели: старался делать всё сам или, наоборот, совсем расслабился?

Второй способ — постепенно приучать к самостоятельности. Можно договориться, что вы будете проверять «домашку» не каждый день, а например, только во вторник и четверг.

Дни, когда тебя никто не дергает, оказываются более спокойными, ребенок учится сам распределять время. А для родителя это более спокойный вариант, потому что он все равно контролирует процесс и если видит, что что-то запущено, то в выходные можно подтянуть, - поясняет Филяева.

Есть и другой вариант: проверять уроки только по тем предметам, которые даются ребёнку сложнее: «Например, только математику или иностранный, а если русский и история идут на ура, то их и не смотрим».

Таким образом, зона самостоятельности у детей постепенно увеличивается, и вы сами не заметите, как ваши школьники начнут делать уроки сами, без постоянных напоминаний, окриков и скандалов.