13:5913 декабря 2022

Петербургские учёные выяснили, откуда у людей возникли аутоиммунные заболевания

Они пришли к выводу, что 90% всех генетических нарушений, связанных с патологиями, являются регуляторными.
Фото: Heiko Rebsch/globallookpress.com

Учёные из ИТМО совместно с коллегами из эстонского Тартуского университета нашли связь между эволюцией и генетикой аутоиммунных и аллергических заболеваний. Об этом сообщили в пресс-службе петербургского университета.

Участники эксперимента пришли к выводу, что 90% всех генетических нарушений, связанных с патологиями, являются регуляторными. Иными словами, они затрагивают структуру белка и изменяют работу гена в ответ на стимул. Стимулами могут быть частицы микроорганизмов, которые появляются как внутри человека, так и приходят из внешней среды.

— Наши результаты подсказывают научному сообществу более экологичный и безопасный способ лечения аутоиммунных и аллергических заболеваний. Вместо того чтобы отключать те или иные важные элементы иммунной системы, в будущем следует поработать с факторами, дестабилизирующими её и активирующими болезни, — объяснил научный сотрудник химимобиологического кластера ИТМО и Тартуского университета Баязит Юнусбаев.

Результаты исследования опубликовали в журнале Nature Communications. Специалисты проанализировали эволюцию участков генома, «подозреваемых» в развитии аутоиммунных заболеваний. В прошлом геном мог эволюционировать для того, чтобы иммунная система имела возможность бороться с опасными инфекциями. Теперь эти изменения вызывают такие болезни, как астма, псориаз и сахарный диабет. Изучено 2500 новых геномов человека: в них учёные отобрали 535 участков с мутациями и нарушениями, которые влияют на развитие 21 аутоиммунного и аллергического заболевания. Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Европейского фонда регионального развития.

Ранее 78.ru писал, что учёные ИТМО разработали прототип заражающей смартфоны комнаты.

НаукаТехнологииМедицина