Доступность финансовых услуг с одной стороны является благом, однако с другой содержит в себе определённые риски. Об этом на конференции «Повышение финансовой грамотности в СЗФО: тренды, задачи, перспективы» в Петербурге заявил член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, передаёт корреспондент 78.ru.
— Когда человек практически любую финансовую услугу может получить одним нажатием кнопки: кредит, страхование, сбережения, инвестиции — это приводит к тому, что у него естественным образом попытаются эти деньги похитить. Число мошеннических схем постоянно растёт, они постоянно изменяются, становятся более изощрёнными, противодействие такого рода мошенничеству — одна из главных задач ЦБ как в области информационной безопасности, так и в области повышения финансовой грамотности населения, — заявил Мамута.
По его словам, это удар с двух сторон: информационная безопасность — требование к самим финансовым организациям, а самозащита — некий уровень финансовых знаний и навыков, который позволяет людям видеть, что в отношении них совершаются какие-то мошеннические действия и противостоять этому собственными усилиями.
— Донести эту информацию до тех, кто учится в школе, в вузе проще всего, они получают её в ходе образовательной программы. С теми, кто на пенсии, сложнее, потому что нет единственного пути доведения до них этой информации. У нас есть сайт fincultinfo, и у Минфина есть свои замечательные ресурсы, на которых постоянно обновляется информация о мошеннических действиях. Есть раздел «Грабли», где постоянно появляются подсказки, как на них не наступить. Внимание уделяем социальной рекламе, у нас много рекламы в Петербурге в том числе, направленной на предотвращение потерь денежных средств, — отметил член Совета директоров Банка России.
Ещё одной важной историей является информирование о способах мошенничества ПФР, РЖД и метрополитеном, чтобы люди при поездке на работу видели эту информацию.
— Также через МФЦ постоянно распространяется эта информация. Плюс мы постоянно проводим открытые уроки в интернете. Постепенно формируется инструментарий самозащиты. Некоторое время уже работает и правило второй руки — это возможность для пенсионера назначить помощника, который будет отслеживать подозрительные транзакции, для этого нужно обратиться в свой банк. С 1 октября работает правило, которое позволяет человеку обратиться в банк и отключить онлайн-переводы по определённым видам счетов и карт. И в работе у нас ещё законопроект о самозапрете о выдаче онлайн-кредитов и кредитов. Снять его сможет только сам человек, — пояснил Михаил Мамута.
Он также добавил, что это должно позитивным образом повлиять на снижение рисков интернет-мошенничества.
Напомним, ранее россиян предупредили о новом виде банковского мошенничества.