Эксперты потребительского рынка рассказали корреспонденту 78.ru, как продажа просрочки ретейлерами отразится на ценах на продукты.
Так, например, совладелец ТД «РеалЪ» Александр Мышинский задался вопросом, на каком основании магазины могут торговать просрочкой.
— Если магазины будут продавать именно просрочку, а не пришедшие в негодность товары, то пока не совсем понятно, какие есть законные основания для такой продажи. Однако на снижении цен такая продажа вряд ли отразится, потому что общая сумма списаний не больше 1% в том же «Магните». Они лишь уменьшат свои убытки, но не получат дополнительного дохода, — пояснил Мышинский.
Совладелец ТД «РеалЪ» уверен, что цены на продукты останутся те же. При этом продажа таких товаров может помочь экологии с точки зрения утилизации отходов и снижения себестоимости для тех сельхозпроизводителей, которые приобретают эту продукцию.
— Это скорее про снижение издержек, чем про снижение цен на продукты. Какие именно продукты будут продавать по такой схеме, сказать сложно, непонятно, как это будет работать. Уценивать продукты после ввода этой инициативы не перестанут, это разные потоки. Наклейки на продукты в последний день срока годности со скидками в 20% или 30% как были, так и останутся, — пояснил эксперт.
По мнению Мышинского, товар будет проходить несколько этапов: сначала — уценка для обычных покупателей, а потом — списание. Кроме того, ретейлеры давно обсуждают возможность бесплатной раздачи продуктов с истекшим сроком годности благотворительным организациям.
— Мы бы тоже с удовольствием к этому присоединились, но пока существует запрет. Если бы юридически это урегулировали, все ритейлеры с удовольствием бы это делали, — добавил совладелец ТД «РеалЪ».
В свою очередь гендиректор INFOLine Иван Федяков считает, что в данном вопросе есть три ключевых аспекта. Первый заключается в нормах законодательства РФ, запрещающего продажу товаров с истекшим сроком годности и психологического отношения к ним россиян. Дело в том, что покупатели воспринимают такую продукцию чуть ли ни как криминальную».
— В западных странах в отличие от термина «срок годности» чаще используют более мягкое понятие «употребить до». Этой фразой производитель как бы поясняет, что до какого-то момента готов полностью гарантировать все заявленные свойства товара, а потом изменения неизбежны, — рассказал Федяков.
Второй важный момент, по мнению эксперта, заключается в том, почему сети в принципе начали заниматься этим вопросом в последние годы. Дело в том, что ритейлеры больше не могут возвращать просрочку производителям.
— Теперь это стала головная боль сетей. А до корректировок ритейлеры приобретали намного больше, чем могли продать, чтобы обеспечить себе полные полки. Возвраты доходили до 15-20% от изначальных закупок, — поделился Федяков.
Третьим аспектом эксперт обозначил взаимоотношения торговых сетей с налоговыми органами, которые крайне настороженно относятся к списаниям.
— При этом обе стороны не могут доказать, действительно ли были списаны продукты, либо их продали каким-то левым способом не через кассу. В итоге у всех к друг другу возникают претензии в отсутствии документов, — подчеркнул эксперт.
Ранее 78.ru писал, что российские ритейлеры начнут продавать просроченные продукты.