Прямой эфир

В архиве Военмеха найдена рукопись выпускника 1913 года о дореволюционной России

Олеся Курдюкова
1 апреля 2022, 13:53
Воспоминания под заголовком «Подмастерье училища» записал на 198 страницах Алексей Аверин.
Фото: пресс-служба БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

В архиве БГТУ «Военмех» обнаружена рукопись некоего Алексея Аверина, выпускника Ремесленного училища цесаревича Николая. Почти на 200 страницах он записал свои воспоминания о дореволюционной России в произведении под заголовком «Подмастерье училища», рассказали в пятницу в пресс-службе Балтийского государственного технического университета.

В книге, переплетённой автором, — 13 приложений, 17 фотоснимков и два рисунка. Всё подписано: «Аверин А. — второклассник», «Рекреационный зал» и так далее. Помимо интересных фактов об учёбе в закрытом училище, Алексей приводит в записях много историй из общественной жизни с 1905 по 1917 год в царской России, сравнивал образование и нравы студентов в России и СССР. К примеру, о подготовке училища к приезду царя, влиянии событий 1905 и 1917 годов на жизни автора и его сверстников, об экскурсии на Царскосельскую юбилейную промышленную выставку, реакции на смерть Льва Толстого, убийство Петра Столыпина, о первом перелёте из Петербурга в Москву и прочее.

— В Ремесленном училище цесаревича Николая, по воспоминаниям Алексея Аверина, мальчики учились пять лет по восемь часов в будни в классах или мастерских, чтобы овладеть слесарным мастерством, работе на различных станках. Им преподавали геометрию, механику, черчение, физику, русский язык, чистописание. Педагоги болели душой за успехи ребят, поэтому подходили к процессу обучения изобретательно. Один не ставил двоек, чтобы уберечь учеников от наказаний — стояния под люстрой, лишения отпуска и карцера, к которому прибегали, впрочем, крайне редко. В ответ ученики поддерживали авторитет педагога и экзамен сдавали без двоек, готовясь своеобразным образом: между пятью мальчиками-отличниками делились все вопросы экзамена, ребята их готовили, а потом выступали перед всем классом, отвечая в том числе на каверзные вопросы. Другой педагог, видя, что Лёша (автор — Алексей Аверин) влюблён и поэтому из отличника готов превратиться в двоечника, вызывает его к доске, но не ставит плохую оценку и не наказывает, а просто отправляет обратно на место. Мудрость педагога и помощь товарища в учёбе приводит к тому, что Лёша снова в отличниках, — рассказали в пресс-центре Военмеха.
Фото: пресс-служба БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
Фото: пресс-служба БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова

В мастерских дети учились делать дверные замки, мебель, станки (например, винторезно-токарный) и другие полезные орудия, а потом они продавались. Иногда, по воспоминаниям Алексея, изделия покупали и сами ученики.

— Я, помню, купил сделанный мною в первом классе утюг и с гордостью привёз свой подарок домой. Как настольные украшения делали маленькие наковальни и устанавливали на чурочку из карельской берёзы. Прививалась хорошая гордость за марку училища, хотелось, чтобы наши поделки останавливали на себе внимание, радовали глаз и, мне кажется, это нашим преподавателям удавалось, — писал автор.

По окончании училища выпускникам находили работу — этим занимался инспектор училища. Алексей Аверин вспоминает, что у входа в его кабинет на стене под стеклом в неглубоком ящичке висела карта России, от Петербурга до Владивостока и от Архангельска до Тифлиса, истыканная булавками. А на них — некрупные треугольнички с числами. Считалось, что к этой карте у инспектора был список, где под указанным на карте номером значились фамилия, имя и отчество бывшего студента, год окончания училища, место работы и занимаемая должность.

Алексея Аверина судьба забросила на Урал. Под руководством англичанина Джона Мерета он работал чертёжником, строил завод взрывательных веществ. А время спустя Алексей обнаружил имя Мерета в книге Арифа Сапарова «Хроника одного заговора», где англичанин упоминается как шпион. «Как-то даже не верится. Со мной о политике никогда не говорил. Научил нивелировать, что очень в жизни пригодилось», — описал мужчина события тех лет.

Мальчики, несмотря на закрытость учебного заведения, интересовались происходящим вокруг и живо реагировали на общественную жизнь. Одним из значимых событий стала смерть Льва Толстого в 1910 году. По воспоминаниям Аверина, власти пытались вокруг смерти графа «создать заговор молчания», а ремесленники откликнулись на печальное событие: когда все учащиеся были в рекреационном зале на молитве, вдруг все встали на колени и запели «Вечная память».

Фото: пресс-служба БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
Фото: пресс-служба БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова

Футбол в начале прошлого столетия не был так популярен, как теперь. Об этом явно говорит описанный в записках случай, когда директор расстроился, узнав о проигрыше команды училища Технологическому институту.

— Последовали гневные вопросы: «Что это за команда, о которой я, директор, узнаю только из газеты? Да ещё и результатом „порадовали“ — проиграли! Мне футболисты доставляют только неприятности и убытки. Одних стёкол за год они бьют на триста рублей! А сколько обуви нарвали? Надо будет что-то предпринимать…». С этими словами директор ушёл. Так мы и не поняли: то ли директор собирается легализовать футбольную команду, то ли попытаться изгнать футбол совершенно? — говорится в книге.

На рукописи обнаружили и дату — август 1960 года. Сотрудники Военмеха считают, что в музей вуза её передала дочь Алексея Аверина. Изучение работы продолжается.

Напомним, ранее сообщалось, что в 2022 году Петербург выделит 1,3 млн рублей на поддержку проектов по развитию культуры чтения, а также петербургских литературных традиций и популяризацию классической и современной литературы.