Прямой эфир

Семь смертных грехов инвестиционной политики Смольного

Анна Федорова
5 сентября 2018, 16:19
Петербург может потерять очередного инвестора: китайская компания «Хуа Бао» рассматривает возможность отказа от проекта конгрессно-выставочного центра на 34 млрд рублей. Почему крупный бизнес все чаще обходит Северную столицу стороной?
Фото: pxhere.com

За годы правления Георгия Полтавченко в Петербурге ежегодный объём прямых иностранных инвестиций снизился примерно в два раза. Общий объём инвестиций в основной капитал организаций также идёт по нисходящей. В 2017 году показатель, по данным Петростата, составил 658,5 млрд рублей. Индекс физического объёма достиг лишь 94,6% от уровня предыдущего года. Возможный уход китайцев вписывается в этот тренд.

— Проблема заключается в том, что даже безупречные действия администрации не являются определяющим фактором в привлечении инвестиций. Их объём зависит от растущего платежеспособного спроса, общего состояния экономики и снижения деловых рисков. Если эти факторы не работают, то тяжело привлекать инвестиции, — заявил 78.ru экономист Дмитрий Прокофьев.

Разумеется, сравнивать «нулевые» и «десятые» — дело неблагодарное, на ситуацию влияют объективные внешние условия. Но в целом печальная статистика не может не настораживать. Ведь у Петербурга есть весомое преимущество, обеспеченное ещё основателем: морской порт. Как отмечает Прокофьев, на расстоянии 100 км от моря создается три четверти мирового ВВП. Пока Петербургу это не помогает. Почему? Специалисты называют различные причины.

1. Концентрация однотипных производств

В последние годы многомиллиардные проекты в Петербурге всё чаще оборачиваются пшиком, а уже существующие крупные производства закрываются. При этом многие компании при осуществлении экспансии предпочитают Северной столице соседние регионы, так что списать всё на общую экономическую ситуацию точно не получится.

Фото: huabao-group.ru
Фото: huabao-group.ru

К примеру, так случилось с компанией Daimler, которая с 2015 года вела со Смольным переговоры о строительстве завода Mercedes-Benz, однако в итоге немцы отказались от данного варианта. В качестве одной из причин названа высокая концентрация однотипных автопроизводств в регионе. По мнению инвестора, это повышает риск ухода обученных на средства компании сотрудников на соседние предприятия. В настоящее время Daimler склоняется к выбору в пользу Подмосковья.

2. Отсутствие поддержки местного производителя

В 2015 году Георгий Полтавченко торжественно анонсировал ставку на петербургские компании при осуществлении госзаказа. На практике значительная доля контрактов утекает на сторону. К примеру, город ежегодно тратит по 6 млрд рублей на приобретение подвижного состава для общественного транспорта, но на долю петербургских поставщиков приходится менее 30% данной суммы. Для многих компаний такая политика оказывается фатальной.

Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

В 2012 году «Трансмашхолдинг» и французская Alstom создали совместное предприятие «ТрамРус». На данный момент только у него на территории региона остались мощности для производства трамваев. Объём инвестиций составил 30 млн евро. Но наполеоновские планы по выпуску до 100 трамваев в год остались на бумаге, в данный момент предприятие лишь обслуживает четыре трамвая, проданных городу ранее.

Похожая участь постигла совместное предприятие «Кировского завода» и чешской Scodа по производству вагонов для петербургского метро. Объём инвестиций — 9 млн евро. Заказы компания получает лишь эпизодически. А «Вагонмаш» и вовсе обанкротился ещё в 2013 году.

3. Волокита и административные барьеры

Китайский инвестор «Хуа Бао» ещё в 2014 году озвучил планы по строительству 25-этажного конгрессно-выставочного комплекса. Инвестиции оценили в 34 млрд рублей. В начале 2018 года компании выделили участок площадью 22 га, но в итоге выяснилось, что он требует рекультивации. Причем займёт она не менее полутора лет, а дополнительные затраты лягут на плечи инвестора. Как призналась глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, теперь китайцы рассматривают возможность отказа от проекта.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Ещё более вопиющий случай произошел у фармацевтической компании ЗАО «Вертекс», которая является резидентом ОЭЗ «Новоорловская». В 2015 году у инвестора возникли неожиданные проблемы с запуском второй очереди производства. Чтобы получить кредит, нужно было приобрести участок, а заявка повисла мёртвым грузом в комитете имущественных отношений (КИО). Чтобы ускорить принятие решения, пришлось жаловаться в вышестоящие инстанции.

4. Отсутствие коммуникации между комитетами

Скорее всего, в данном случае различные комитеты Смольного подвели проблемы с коммуникацией, и это далеко не единственный подобный случай. К примеру, этим летом комитет по контролю за имуществом выдал НИИ «Химволоконо» предписание снести заводской забор, а ещё выписал штраф на 50 тысяч рублей.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Ещё с 30-х годов конструкция отделяла территорию предприятия от соседнего завода «Красноармеец». Но по Генплану в будущем там должна пройти дорога. Именно поэтому НИИ не позволили приватизировать участок целиком, заставив вычеркнуть из него территорию с забором. Поскольку строительство проезда находится в отдалённых планах, НИИ «Химволокно» попытался арендовать свой забор. Пока в КИО думали над ответом, в соседнем комитете решили по-быстрому выписать штраф. В НИИ подсчитали, что строительство нового забора обойдётся в 8-10 млн рублей.

5. Неконкурентные налоговые условия

В Петербурге инвесторам дорого обходится земля, рабочая сила и инфраструктура. При этом зачастую соседние регионы имеют более привлекательные налоговые условия, в результате производство порой становится просто нерентабельным. Так случилось с заводом компании Hewlett-Packard в Шушарах. Компания инвестировала в производство 50 млн долларов, но спустя пять лет завод закрыли, а производство перенесли в Чехию.

Фото: пресс-служба Верховного суда
Фото: пресс-служба Верховного суда

Производитель лакокрасочных красок Tikkurila планирует перенести из Петербурга две своих площадки и вовсе в Ленинградскую область. Там компания рассчитывает получить обнуление ставки налога на имущество и снижение ставки налога на прибыль до 13,5%. Даже исконно петербургское предприятие «Аквафор», производящее фильтры для воды, предпочло строить свои заводы в Эстонии. На решение повлияла программа, в рамках которой инвестор на 5 лет освобождается от уплаты налогов на землю и имущество, а также получает льготу по налогу на прибыль.

6. Запоздалые решения

Мировые IT-корпорации всё чаще предпочитают другие регионы при выборе места размещения своих центров. Но, кажется, лишь после ухода известного производителя программного обеспечения Oracle в городе всерьёз задумались о создании условий для данного сектора экономики. После многих лет работы в 2017 году Oracle перенесла петербургский центр производства в Индию.

Заседание ИТМО Хайпарк/ Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга
Заседание ИТМО Хайпарк/ Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

В настоящее время Смольный делает ставку на АО «ИТМО Хайпарк», созданное Росимуществом на базе одноименного института. По словам Георгия Полтавченко, речь идёт о создании научного и образовательного центра нового поколения. Город намерен вкладывать в проект бюджетные средства. Впрочем, это скорее федеральный проект.

— Мы будем спрашивать у них с самого начала, начиная с архитектуры, будем (их) по максимуму привлекать к работе на базовых кафедрах, вовлекать их в преподавание. Чтобы они на инфраструктуре, построенной за счёт государства, сами воспитывали себе студентов, тут же их перетаскивали к себе в по соседству построенные тут же здания для работы, — заявил на днях министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков.

Наряду с этим в Петербурге недавно были приняты решения о введении ряда налоговых льгот для IT-компаний. Однако, по мнению экспертов, эти действия зачастую выглядят запоздалыми.

7. Кризис стратегического мышления

Стратегия экономического и социального развития Петербурга до 2030 года является слишком общим документом. В нём зачастую не расставлены приоритеты в экономической политике города. Отсюда и многочисленные нестыковки при принятии краткосрочных и среднесрочных решений.

Фото: huabao-group.ru
Фото: huabao-group.ru

Яркой иллюстрацией данной картины служит образовательный дисбаланс: в Петербурге существует немало учебных заведений, которые готовят ненужных рынку специалистов. Например, город до сих пор учит рабочих для нужд обувной промышленности, а предприятий данного профиля здесь давно нет. В то же время другие отрасли жалуются на нехватку рабочей силы. В результате потенциал научных и образовательных учреждений Петербурга используется слабо.