Территория заброшенного завода «Красный треугольник» – Мекка для музыкантов и творческих коллективов.
– Тут есть такой антураж, разбитое все, раздолбанное. И в этом главное достоинство этого места, самая настоящая городская ценность, – говорит музыкант Роман Новиков.
Эстетика развалин появилась здесь после банкротства завода и двух десятилетий забвения. Небольшая часть огромной территории в 30 с лишним гектаров сдается в аренду. Остальные площади зарастают мхом.
«Красный треугольник» – легендарная фабрика резиновых изделий. Это первое подобное предприятие в России и заработало оно в 1860 году. Но сегодня промышленный гигант настолько запущен, что подойдет только для декораций к фильму ужасов. Подростки слагают легенды о призраках, живущих за этими стенами. И проверяют друг друга на смелость, блуждая по мрачным лабиринтам из брошенных корпусов завода.
Тем временем, многие взрослые сходятся во мнении, что «Красный треугольник» можно смело назвать бермудским. За десять лет в нем бесследно исчез не один инвестиционный проект. Здесь хотели делать гостиничный комплекс, технопарк, конференц-залы и даже аналог «Диснейленда». Но ни один проект не претворился в жизнь. Недавно Смольный объявил, что возьмется за территорию сам. Только на разработку концепции Фонд имущества попросил 150 млн бюджетных рублей, сама реновация оценивается в 40-45 млрд рублей. Но до начала каких-то реальных действий еще далеко.
– Здание еще не готово к аренде, не собран пакет документов, некоторые статусы уточняются. Это вообще не самый короткий процесс, это обмен документами между ответственными инстанциями. И только после этого, когда весь пакет собран, объект идет на торги, – поясняет начальник отдела развития маркетинга и рекламы фонда имущества Санкт-Петербурга Яков Васильев.
«Серый пояс» Петербурга проходит через 12 районов города. Это 5 тысяч заброшенных гектаров земли, в основном, в историческом центре. За последние 17 лет редевелопмент коснулся лишь 8% территории спящих заводов. Фабричная изнанка одного из самых красивых городов страны выглядит удручающе. Так, за забором «Ленполиграфмаш» бурьян, свалка и зияющие проемы разбитых окон покосившегося заводского корпуса. Неподалеку предприятие «Ригель»: здесь еще есть жизнь, но вот кирпичная башня – архитектурное достояние – поросла травой и потемнела.
«Самсон» – когда-то второй по величине мясоперерабатывающий завод в стране. Этот комплекс – образец архитектурного искусства, он даже получил золотую медаль на всемирной выставке в Париже в 37-ом году. Но сегодня это место больше похоже на обветшалый памятник ушедшей эпохе, когда Петербург был промышленной столицей.
Вторую жизнь «Самсону» решила подарить строительная компания. Здесь будет жилой комплекс с позитивным названием. Но судьба самого охраняемого памятника не так оптимистична.
– Там есть определенные памятники архитектуры, которые располагаются вне нашего пятна. И на них распространяются ограничения: нельзя сносить. И пока не понятно, в каком виде она будет пребывать, – говорит начальник пресс-службы компании-застройщика Александр Лопатовский.
Этот же застройщик возводит дома на Октябрьской набережной. Она – одна из основных промышленных зон Петербурга. Заводы, не представляющие исторической ценности, идут под снос. А на их месте в будущем появится новый жилой район. Такая трансформация «серого пояса» – одна из самых простых и прибыльных. Но, несмотря на все преимущества, яркие новостройки замещают промышленный пейзаж очень медленно.
– В процессе приватизации появилось много собственников, и чтобы приобрести это одному инвестору, цена вопроса может быть просто заоблачной. И проект становится не выгодным, – объясняет гендиректор консалтинговой компании в сфере недвижимости Андрей Оксарев.
Еще реже депрессивная заводская зона реконструируется для новых задач. Это затратно и по времени, и по деньгам. Да и без потерь не обходится. Например, бумагопрядильную фабрику барона Штиглица сохранить удалось. Здесь появились: единый центр документов, медицинская клиника и автомойка. Но в процессе трансформации исчезли «Вера», «Надежда» и Любовь» – так жители называли три знаменитые заводский трубы.
– Трубы паровых котлов были демонтированы из-за аварийного состояния. В течение долгих лет ПНК спасало эти объекты, проводились экспертизы и мероприятия по укреплению этих труб. Просили финансирования для консервации объекта у губернатора Яковлева, но нам отказали, – говорит представитель ПНК им. Кирова Маргарита Горбачева.
А если объект охраняется государством, судьба его может быть еще печальнее. Требования профильного комитета настолько строги, что инвестиционные проекты становятся попросту нерентабельными. Отчасти поэтому «Красный треугольник» пустует столько лет. Очередную попытку вдохнуть жизнь в заброшенные корпуса решили предпринять питерские мотоциклисты. Предлагают масштабный проект: с музеем транспортных средств, парковкой для двухколесных коней и специализированным торговым центром.
– Есть ряд неких бюрократических вопросов, но мы считаем, что наша идея заслуживает шанса реализоваться. Сколько у нас времени это займет? Мы готовы на любые усилия с нашей стороны, чтобы этот временной отрезок сократить, – заверяет вице-президент ассоциации «Мотоциклисты Санкт-Петербурга» Михаил Некрасов.
Готовы ли власти ускорить непростой процесс согласований – большой вопрос. А значит, проект мотоциклистов может забуксовать на бюрократической почве, как и все предыдущие.
– Город сам себя связывает по рукам и ногам, останавливает себя в развитии, придумав законы, которые не позволяют развиваться территориям. Надо сделать такое законодательство и правило игры, чтобы владельцам плохо обжитых территорий было выгодно их развивать и невыгодно их держать в таком необжитом состоянии, – считает гендиректор архитектурной мастерской Евгений Герасимов.
«Серый пояс» эксперты называют без преувеличения самой перспективной территорией. Ее освоение – залог успешного бизнеса и развития городской среды. Но пока этот лакомый кусок Петербурга никому не по зубам.