В Петербурге открыли метро «Путиловская» и «Юго-Западная». Вот как это было

Участок шестой линии метро «Юго-Западная» – «Путиловская» торжественно открыл губернатор Александр Беглов 26 декабря 2025 года. А ведь ещё совсем недавно скептики сомневались, выполнят ли власти Северной столицы своё обещание.
Летом на нулевых чтениях бюджета речь шла только о техническом запуске. Это значит, что вестибюли должны быть готовы, испытания всех систем жизнеобеспечения пройдены и объекты переданы на баланс Петербургского метрополитена, но для начала перевозки людей ещё необходимо было получить официальное разрешение на ввод в эксплуатацию.
И тем не менее, к середине ноября «Юго-Западная», известная также по одному из проектных названий как «Казаковская», фактически была готова. На «Путиловской» большинство работ завершили к началу декабря.
Этюд в черно-серых тонах: как выглядит «Путиловская»
Открытия пересадочной станции «Путиловская» ждали с большим волнением, ведь точную дату держали в секрете до самого последнего момента. Некоторые горожане опасались, что повторится прошлогодняя история. Тогда в Смольном утверждали, что все работы идут по графику и запуск обязательно состоится в декабре 2024 года. А потом сроки неожиданно сдвинули на лето 2025 года, затем на осень, и снова на декабрь. На этот раз не обманули, двери новенького вестибюля открылись вечером 26 декабря.
Станция выглядит весьма эффектно. Дизайн выдержан в сдержанном индустриальном стиле. Подземный зал украшен арками из нержавеющей стали со светодиодными светильниками, что подчеркивает образ динамичного транспортного сооружения. Стены облицованы сотовыми панелями серых и чёрных тонов. Подвесные потолки собраны из алюминиевых реек, которые формируют объёмные «кубы». Словом, все строго, элегантно и современно.
Основной акцент сделан на декоративном панно, смонтированном в кассовом зале над порталом с четырьмя эскалаторами. Изображения яркие и очень абстрактные, но с аллюзией на историю Кировского завода, который до 1922 года носил имя Николая Путилова. Художники вдохновлялись производственными мотивами и постарались символически отразить разные направления деятельности предприятия — машиностроение, чугунное и художественное литьё.
«Эмоциональную часть композиции создают цветовое решение и напряженный центр — символ вечного двигателя как воображаемый механизм, создающий и объединяющий историю прошлого и настоящего», — сообщает нам пресс-релиз.
А вот снаружи вестибюль «Путиловской» сохранил отзвуки советской классики. К этому располагает общий архитектурный стиль района. Основной фасад — невысокое здание охристо-жёлтого цвета с галереей двойных колонн-пилонов и большими витражными окнами. Конечно, по сравнению с соседним «Кировским заводом» новая станция смотрится более чем скромно.

Однако очень символично, что движение по первой ветке стартовало ровно 70 лет назад, в конце 1955-го. И теперь ее, по сути, дополнит первый участок Красносельско-Калининской линии.
Пересадка с коричневой ветки на красную: история проекта
Значение «Путиловской» именно в том, что это пересадочный узел. Без него открытие коротенького участка коричневой ветки — его длинна всего в 2,5 километра— просто не имело бы смысла.
Наземный вестибюль «Путиловской» выходит на улицу Васи Алексеева, и со станцией «Кировский завод» их разделяет буквально 300 метров. Но предположить, что люди будут доезжать сюда с соседней «Юго-Западной» и «по земле» пересаживаться на красную ветку, просто невозможно. Разве что новым участком могли бы пользоваться те, кто работает на территории Кировского завода, да покупатели больших торговых комплексов «Форум» и «Румба», которые занимают всю противоположную сторону улицы.
Однако, как раз с переходом между красной и коричневой веткой и возникло больше всего проблем в ходе строительства. Изначально проект участка от «Юго–Западной» до «Путиловской» разрабатывал местный институт «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ). Его успешно утвердили в далёком 2014 году и положили в долгий ящик. Появились другие приоритетные задачи – срочно прокладывать туннели до «Зенита» и «Беговой» — приближался Чемпионат мира по футболу. Когда вернулись к коричневой линии, решили, что документация устарела, и объявили в 2019 году ещё один конкурс.
На этот раз победила московская компания «Метрогипротранс». Она подошла к делу со столичным размахом. Шестигранник со стеклянным куполом для входа на «Юго-Западную», компактный вестибюль «Путиловской» в духе сталинской застройки, зато с лифтами и новой планировкой пересадочного узла. Вот на этом моменте концепт и затормозили.
Обновлённый вариант перехода передвинули с торца перронного зала «Кировского завода» в самый в центр. В результате он получился слишком длинным, с несколькими поворотами, спусками и подъёмами. К тому же такая конфигурация оказалась небезопасной и требовала укрепления стен действующей станции и значительного, до 80%, изменения её архитектуры. А между тем, это признанный памятник культурного наследия и находится под защитой КГИОП. Под угрозой оказался и соседний ДК имени Газа, который также получил статус памятника.
Проект меняли и дорабатывали ещё несколько раз, но экспертизу он так и не прошёл. Уже в 2023 году решили вернуться к старому плану. Привлекли специалистов ЛМГТ, те скомпилировали свои прежние идеи с актуальными чертежами. Вспомнили о камере, которую метростроители ещё в 1955 году закладывали для возможного дополнительного выхода. Положительное заключение в конце концов было получено. Но обещания сдать в эксплуатацию весь участок в конце 2024 года уже тогда выглядели слишком оптимистично.
Планы по дальнейшему строительству коричневой ветки метро
Открытие даже маленького участка коричневой ветки стало огромной отдушиной для густонаселенного Красносельского района. Так уж сложились обстоятельства, что до сих пор на его территории не проложили не одной станции метро, и юго-запад города буквально задыхается в пробках.
Кроме того, коричневая ветка поможет разгрузить Кировско-Выборгскую линию. Сейчас жители сразу нескольких южных районов, включая Стрельну, Петергоф и Красное Село, вынуждены пользоваться «Проспектом Ветеранов», «Ленинским» и «Автово». В результате все три станции работают на пределе пропускной способности, а пересадка на «Технологическом институте» считается наиболее напряжённой, особенно в часы пик.
А в перспективе новая ветка обеспечит связь между всеми линиями и кардинально изменит схему движения подземки. Но случится это после того, как будут реализованы следующие этапы — от «Путиловской» до «Каретной» с пересадкой на «Обводный канал» и дальше — до «Площади Восстания», к Смольному и в направлении Пискарёвки. Но, судя по темпам прокладки туннелей в Северной столицы, ждать придётся долго.
Сейчас только-только начинается прохождение участка до «Каретной» — разрешение выдали лишь в октябре. Его длина составит примерно 7 километров, и по пути заложено три станции — «Броневая», «Заставская» (с пересадкой на синюю линию) и «Боровая». В схеме развития метрополитена ориентировочный срок открытия отнесён на 2030 год.
И здесь можно с уверенностью сказать, что работать будут с максимальной скоростью, ведь следующая остановка — «Лиговский-2». Он станет выходом к вокзалу скоростной железной дороги Москва – Петербург – мегапроекту федерального значения. К старту движения по ВСМ дотянуть коричневую ветку не успевают — к этому времени обещали оборудовать только дополнительный выход к уже существующей станции. Сроки явно постараются не срывать.

Когда появятся остальные станции Красносельско-Калининской линии прогнозировать сложно, поскольку не завершён даже этап проектирования.
Как выглядит и где находится «Юго-Западная»
Пятиэтажное здание выхода «Юго-Западной» выросло на пересечении проспекта Жукова и улицы Маршала Казакова довольно давно, будоража воображение картинками скорого открытия. На самом деле, участок шестой линии метро «Юго-Западная» – «Путиловская» обещали запустить ровно год назад, одновременно с «Горным институтом». Но тогда не справились. С тех пор на информационном щите рядом с вестибюлем сроки сдачи объекта менялись чуть ли не каждые три месяца, что жутко раздражало местных жителей.
А подземка здесь очень нужна. Красносельский район остался единственным в Петербурге, не считая пригородов, где нет ни одной станции метро. Между тем, он входит в пятёрку самых густонаселённых: в нём уже живёт более 440 тыс. человек. И строительный бум только набирает обороты.
Он начался лет двадцать назад, с «Балтийской жемчужины». Проект изначально выглядел спорным. Жилой микрорайон комфорт и бизнес -класса начали возводить посреди болот и пустырей, в окружении типовых кварталов советской застройки. К тому же многих тогда смущало, что основным девелопером выступила китайская компания. Но концепция себя оправдала. Сейчас это одна из самых популярных локаций на всём юго-западе: деловые центры, модный ТРК «Жемчужная плаза», достойные рестораны и променады и, конечно же, единственный городской пляж на южном побережье Финского залива.
Рядом растут всё новые современные жилые кварталы, в том числе и ещё один крупнейший в городе комплекс «Солнечный город» почти на 30 тыс. квартир. А в последнее время стали активно осваиваться территории в направлении Стрельны и Петергофа.

Каждый день сотни тысяч новосёлов и старожилов Красного Села пытаются выбраться в «большой город» на работу, застревая в пробках. Ближайшие станции — «Проспекта Ветеранов» и «Ленинский» — давно возглавили рейтинг самых загруженных в Петербурге и работают за пределами пропускной способности.
Поэтому запуск даже такого небольшого отрезка Красносельско-Калининской линии, а это будет всего 2,5 км, заметно улучшит жизнь всего юго-запада города. Дорога до метро теперь сократится минут на 20-30, хотя от верениц лазурных автобусов район, конечно, не избавится.
Конечно, кардинально изменить патовую транспортную ситуацию должно продление ветки на запад. В плане заявлено ещё 4 выхода: «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» — как раз рядом с «Балтийской жемчужиной» и «Солнечным городом» — и, наконец, «Сосновая поляна», которую собираются открыть возле одноимённой железнодорожной платформы. Здесь в перспективе хотят организовать пересадочный хаб для жителей пригородов.
Согласно последнему проекту адресной инвестиционной программы города, сроки ввода южного отрезка коричневой ветки сдвинули с 2030 на 2034 год. Сейчас приоритетная задача – дотянуть новую линию до Лиговского проспекта.
Как проектировали и строили «Юго-Западную»
О том, что на юго-западе должна появиться своя подземка, заговорили ещё в конце шестидесятых, когда район плотно застраивался многоквартирными панельками. Тогда же на схемах перспективного транспортного развития стали появляться первые наброски той самой Красносельско-Калининской линии и варианты, как продлить красную ветку до Сосновой поляны. К слову, эта идея не забыта по сей день, правда, теперь туннели от «Проспекта Ветеранов» планируют пустить в направлении Пулково.
Однако в 1974 году на перегоне между «Лесной» и «Площадью Мужества» случился масштабный размыв, и все силы ленинградского метростроя ушли на устранение аварии. Потом началась перестройка, а следом кризис 90-х и новый размыв на «Мужества». Тогда ресурсов едва хватало на уже начатые проекты. Конечно, о новой ветке не забывали, её просто отложили до лучших времен. И вот, в 2008 году в «Концепции развития метрополитена и других видов скоростного транспорта» станции в Красносельском районе появляются вновь: проект утвержден, обозначена даже дата окончания работ — 2015 год.
Радость местных жителей длилась недолго. Уже в 2011 году власти изменили программу, запуск участка от «Юго-Западной» до «Обводного канала» записали на 2020 год, а к нынешнему 2025 году предполагалось, что шестая линия соединит Петергофское шоссе с Пискарёвкой. Но и этому амбициозному плану не суждено было исполниться.

Первые строительные площадки на юго-западе оборудовали лишь в 2013 году. Но город получил почётное право принять Чемпионат мира по футболу, и все ресурсы метростроителей переключили на «Новокрестовскую» (сейчас — станция «Зенит») и «Беговую».
В результате, к проходке первых туннелей между «Юго-Западной и «Путиловской» смогли приступить только осенью 2018 года, и о запуске целой ветке больше не упоминали. И вот в канун нового 2026 года первый участок коричневой линии, наконец, открыт.
Технические параметры и оформление «подземного дворца»
Новая станция «Юго-Западная» выглядит стильной и очень по-петербургски. Как рассказали в метрополитене, проектировщики постарались сохранить старую традицию – создавать подземные дворцы. Светлый мрамор стен и подсветка арочных сводов должны напоминать о белых ночах и разводных мостах. Но главным украшением интерьера стал огромный витраж, который встречает пассажиров на входе, в кассовом зале. Это живописное панно с мотивами северной природы с причудливыми деревьями и птицами.

Что касается технических параметров, то станция глубокая — 56 метров, ориентировочная пропускная способность 14 тыс. человек в час. Основная фишка – стеклянные раздвижные двери платформы, как на «Беговой» и «Зените». Они защищают пассажиров от падения на пути, а ещё, улучшают систему вентиляции.
Вообще на «Юго-Западной» много стекла. В него одет весь фасад входного комплекса, где помимо вестибюля расположится инженерный корпус метрополитена. Здание имеет оригинальную шестигранную форму и сверху накрыто гигантским прозрачным куполом.
Всю эту красоту уже ярко подсветили и украсили гирляндами и фонариками, разноцветными шарами и елочками. Так что у обитателей Красносельского района двойной праздник - Новый год и новое метро.








