Прямой эфир
+0
Пробки
1
$77.69
91.21
ПЕТЕРБУРГ СТАЛ САМЫМ ТРЕВОЖНЫМ ГОРОДОМ РОССИИ В 2025 ГОДУ

Муж-алкоголик, брошенный внук и костыли: во что превратилась красавица Наталья Фатеева

Светлана Улитина
23 декабря, 13:06
Наталья Фатеева проснулась знаменитой после фильма «Три плюс два», но счастья так и не познала. Первый муж пил и ревновал до безумия, второй отнял квартиру и бросил её с дочкой в коммуналке, а влюблённый Миронов расстался с ней по приказу матери. За что актриса выгнала сына из дома, почему заставила дочь избавиться от ребёнка и как вышло, что легенда советского кино в 91 оказалась никому не нужна?
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Игорь Захаркин, kino-teatr.ru, freepik.com, flaticon.com/Mutualism

Детство в Харькове

23 декабря 1934 года в украинском Харькове родилась девочка Наташа Фатеева. Её отец, военнослужащий Николай Демьянович, был человеком неоднозначным: с одной стороны — строгий военный, с другой — удивительно артистичная натура: он прекрасно пел, имел отличный слух и любил играть на публику. Мать, Екатерина Васильевна, руководила ателье мод и считалась в городе законодательницей стиля.​

От родителей Наташа взяла всё самое лучшее. Отец привил ей любовь к искусству, а ради её музыкальных занятий даже продал свои лучшие сапоги — на вырученные деньги купил дочери пианино. Девочка росла разносторонней: помимо музыки и вокала, она серьёзно занималась спортом: плаванием, бегом, лёгкой атлетикой. На школьных соревнованиях Наташа раз за разом брала первые места, и уже тогда было видно, что проигрывать эта девчонка просто не умеет.​

Скандал в Харькове и билет в Москву

В 1952 году, после окончания школы, Фатеева не раздумывала ни секунды: только театр, только актёрство. Она поступила в Харьковский театральный институт и сразу показала класс — единственная из всех абитуриентов сдала экзамены на одни пятёрки. Институт наградил талантливую студентку именной стипендией, а местное телевидение пригласило её работать диктором. Казалось, карьера только начинается, а на горизонте уже маячит слава и популярность. ​

Но в 1954 году случилось то, о чём Фатеева не любит вспоминать до сих пор: её внезапно отчислили из института. В чём причина, до сих порт достоверно неизвестно: какая-то «неприятная история», как деликатно пишут биографы. Поговаривали, что дело было в характере будущей актрисы: слишком независимая и своенравная, Фатеева не желала подстраиваться под чужие правила.

Девушка пережила отчисление тяжело, но руки не опустила. Собрала чемоданы и уехала в Москву — поступать во ВГИК, к самому Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. И тут произошло нечто невероятное: Герасимов, увидев яркую харьковчанку, принял решение, которого не было ни до, ни после в истории института. Он зачислил Фатееву сразу на четвёртый курс своей мастерской — туда, где уже учились Людмила Гурченко и Зинаида Кириенко.

В 1958 году Наталья получила заветный диплом. Большое кино ждало её.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Первые съёмки и триумфальная роль в «Три плюс два»

Первые роли в кино особой известности Наталье не принесли. Уже на третьем курсе ВГИКа она дебютировала в картине «Капитан старой черепахи» (1956), сыграв крошечную, проходную роль Кати. Потом были «Есть такой парень» и «Случай на шахте восемь», которые тоже не добавили ни славы, ни узнаваемости. Правда, на съёмках «Случая на шахте» в 1957 году произошло кое-что важное: 23-летняя Фатеева познакомилась с режиссёром картины Владимиром Басовым — мужчиной, который сыграл огромную роль в её жизни. Но об этом чуть позже.

В 1961 году Наталья возлагала большие надежды на картину «Битва в пути», где ей досталась главная роль — инженера Тины. Партнёрами были сам Михаил Ульянов и Михаил Названов, режиссёром должен был стать Захар Аграненко. Но Аграненко скончался прямо во время съёмок, и доснимать фильм поручили... на тот момент уже мужу актрисы, Владимиру Басову. Увы, момент был самый неудачный: супруги как раз разводились. К тому же над картиной нависла сама Екатерина Фурцева — приближался очередной съезд партии, и фильм требовалось сделать максимально идеологически выдержанным. В итоге от роли Тины осталась лишь тень: идейный план раздавил личность героини и звёздного прорыва не случилось.

Настоящая же слава пришла год спустя, в 1962-м, когда режиссёр Генрих Оганесян пригласил Фатееву на съёмки комедии «Три плюс два». К слову, изначально ей была уготована роль актрисы кино Наташи, но Наталья категорически отказалась:​

— Или я играю циркачку Зою, или вообще не снимаюсь в этом фильме, — заявила она Оганесяну.​

Режиссёр пошёл навстречу. И не прогадал.

Фильм снимали в посёлке Новый Свет в Крыму, а актёров разместили в настоящем дворце князя Голицына, на территории завода шампанских вин. Условия, правда, были мало похожи на княжеские: съёмочная группа жила впроголодь, воду грели на электроплитках, мылись в тазиках, а питались малосъедобной пищей из судакской столовой.

Зато на площадке царила удивительно дружная и энергичная атмосфера. Наталья быстро подружилась с Натальей Кустинской, к тому же рядом блистали молодые и подающие надежды красавцы Андрей Миронов и Евгений Жариков. Для всех четверых «Три плюс два» станет началом блестящей карьеры.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Картина вышла на экраны в 1963 году и мгновенно покорила Советский Союз, а Наталья Фатеева проснулась знаменитой. В её дерзкую, смешную, живую Зою влюбились миллионы. Наконец-то она получила то, к чему так долго шла.

«Слишком улыбчивое лицо»: за что советское кино невзлюбило Фатееву?

После оглушительного триумфа «Три плюс два» Фатеева продолжала сниматься, но превзойти успех той комедии так и не смогла. Ярких, запоминающихся ролей было до обидного мало — чаще всего второстепенные, эпизодические.

В 1970 году Наталья снялась в советско-румынской музыкальной мелодраме «Песни моря», где сыграла музыкального рецензента вместе с популярным румынским певцом Даном Спэтару. Съёмки проходили в Румынии, и поговаривали, что между партнёрами вспыхнул бурный роман.​

Потом были и другие роли, которые зрители запомнили, хотя на экране актриса появлялась буквально на несколько минут. В «Джентльменах удачи» она сыграла профессорскую дочь Людмилу, ту самую, которая звонким голосом приветствует незадачливых уголовников: «Археологи, ау!». Крошечный эпизод, а врезался в память намертво.​

В культовом «Место встречи изменить нельзя» Фатеева досталась роль эффектной Ирины Соболевской — опять не главная, но яркая. А в «Человеке с бульвара Капуцинов» она появилась в экзотичном образе жены вождя.

Почему так вышло? Почему актрисе, покорившей всю страну в «Три плюс два», не давали достойных ролей?

Сама Фатеева объясняла это просто:

— Лицо у меня слишком улыбчивое. За это, кстати, меня не любило советское кино, ему не очень нужна была актриса со счастливым выражением лица.​

Но были и другие причины. Фатеева презирала в душе политическое устройство своей страны и наотрез отказалась вступать в партию, хотя в советские времена это могло серьёзно помочь карьере. У актрисы хватало самоуважения не унижаться перед чиновниками, не искать покровительства у высокопоставленных людей.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Всю жизнь Фатеева играла только те роли, которые хотела, и если уж за что-то бралась, то никогда не работала вполсилы. А когда в кино наступало затишье, Наталья ездила с концертами по всему Советскому Союзу.

Критики называли её «символом красоты советского кинематографа», «советской Джиной Лоллобриджидой». В 1980-х её сравнивали с Элизабет Тейлор. Фатеева знала себе цену, но понимала: в советском кино для неё оказалось слишком мало места.

Личная жизнь Натальи Фатеевой: три брака, три катастрофы

В первый раз Наталья вышла замуж совсем юной за однокурсника Леонида Тарабаринова. Скороспелый студенческий брак продлился всего два года и рухнул, когда Фатеева решила покорять Москву, а муж остался в Харькове. Расставание прошло тихо, без скандалов, просто два человека разошлись по разным дорогам.​

Владимир Басов: «Он привязал мою душу»

А вот второй брак стал для молодой артистки настоящим испытанием. В 1957 году на съёмках фильма «Случай на шахте номер восемь» 23-летняя красавица встретила режиссёра Владимира Басова. Ему было уже 34, он был некрасив, даже уродлив — за глаза его называли Дуремаром. Но Фатеева, которую уже тогда окрестили «хищницей», сразу поняла, с каким талантом имеет дело, и охотно отвечала на его знаки внимания.​

Позже Наталья вспоминала, что отталкивающая внешность Басова мгновенно отходила на второй план, стоило ему начать говорить, когда он начал говорить. Его потрясающее обаяние, природная харизма и чувство юмора более чем компенсировали недостатки во внешности:

— Наверное, так женщины видели Пушкина, — рассуждала актриса.

Басов был душой компании — он часто собирал актёров за столом, травил байки, играл на гитаре, пел. А в перерывах подсаживался к Наталье и шептал ей на ушко нежные слова.​

Первая красавица Советского Союза сдалась.

— Басов привязал к себе мою душу, а затем и тело, — признавалась Фатеева.​

Препятствием для влюблённых не стала ни 11-летняя разница в возрасте, ни тот факт, что Басов был на тот момент женат.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Вскоре они расписались, затем у пары родился сын, которого также назвали Владимиром. Наталья всё больше привязывалась к мужу, восхищалась его талантом. Но счастье длилось недолго: Басов часто прибегал к алкоголю, к которому пристрастился ещё на фронте. За имиджем балагура скрывался ранимый, переживающий и очень несчастный человек.​

К алкогольной зависимости добавилась запредельная ревность. Фатеева пыталась обернуть ухаживания других мужчин и комплименты в шутку, но Басов не верил, он был убеждён, что супруга ему изменяет. Вскоре он начал ревновать жену и к её профессиональному успеху — Фатеева много снималась и фактически одна обеспечивала семью.

— Когда ты, наконец, постареешь, когда тебе будет 30 лет... — ворчал Басов, глядя на прихорашивающуюся у зеркала жену.

В конце концов красивая история любви закончилась: прожив в браке пять лет, Фатеева и Басов развелись.

— Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрепя сердце пошла, — признавалась актриса.​

Однако даже после развода экс-супруги три года были вынуждены жить в одной квартире. Отношения были крайне напряжёнными, они фактически стали чужими людьми и даже называли друг друга по имени-отчеству.​

Андрей Миронов: писал письмо о расставании и рыдал

В 1963 году на съёмках «Три плюс два» в Крыму 22-летний Андрей Миронов увлёкся 29-летней Натальей Фатеевой. Да и было бы странно, если бы столь яркая красавица не привлекла внимание молодого актёра.​

Андрей не стал долго раздумывать. Однажды подошёл к Наталье, приобнял и сказал: «Я без ума от вас!». Фатеева убрала его руку. Миронов удивился: «Я же всем нравлюсь!». Актриса резко ответила: «Всем, но только не мне».​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Впрочем, во время съёмок актёр так настойчиво и трепетно ухаживал за своей музой, что к концу работы крепость пала. По воспоминаниям очевидцев, в последние недели они даже открыто жили в одном номере. А по возвращении в Москву вдохновлённый артист тут же начал рассказывать друзьям, что он и Наташа собираются пожениться.

А главное, Андрей написал письмо главной женщине в его жизни — матери, Марии Мироновой. Та, узнав, что единственный сын планирует взять в жёны взрослую женщину с ребёнком, пришла в ужас.

Однажды Миронов решился привести Фатееву домой, за компанию взял и Наталью Кустинскую. Матери дома не оказалось, но через какое-то время она появилась на пороге. Взглянув на Фатееву, Мария Владимировна строго заявила:​

— А это ещё кто? Пусть немедленно уйдёт! А ты (Кустинская) оставайся.​

Во второй раз Миронов попытался умаслить мать, пригласив Фатееву с сыном на дачу. Но всё испортил Володя Басов-младший: гуляя по участку, он громки спросил у Натальи: «А это будет наша дача?» Услышав эти слова, мать Андрея окончательно укрепилась в своём недовольстве: она поставила сыну ультиматум — о Фатеевой и думать забудь.

Ослушаться маму артист не мог: она была настоящим тираном и полностью контролировала его жизнь. Рыдая, Андрей написал возлюбленной письмо — мол, прости, но нам надо расстаться. Впрочем, сама Фатеева отношения с Мироновым позже вспоминала как некую несерьёзную интрижку, а бывшего возлюбленного называла скорее верным другом, чем любовником.​ ​

— После расставания с Басовым Андрюша согрел мою душу. Он был очень интеллигентным и внимательным, — говорила Фатеева.​

Борис Егоров: космонавт, который отнял всё

Третьим избранником красавицы стал космонавт, Герой Советского Союза Борис Егоров. Он не скрывал, что женат, но это не остановило актрису. В итоге Егоров бросил супругу и маленького сына ради брака с кинозвездой.​

В этом браке Фатеева родила дочь, которую назвала своим именем — Наташа. Однако отношения между супругами стали ухудшаться, так что даже появление общего ребёнка не помогло укрепить семью. Егоров вообще считал, что девочка ему не родная: тогда как раз ходили слухи об интрижке Фатеевой с румынским актёром Даном Спэтару на съёмках фильма «Песни моря», и космонавт подозревал, что дочь супруга «нагуляла» именно от заграничного красавца.

Фото: vk.com/all_shoubiz
Фото: vk.com/all_shoubiz

Наталья прожила с космонавтом четыре года, а потом всё рухнуло:

— Когда мы с ним познакомились, он мне показался надёжным, спокойным. Пока завоёвывал меня, вёл себя очень достойно, я бы даже сказала, красиво. Но стали мы с ним жить — и тут... Разные мы люди оказались, разные стремления у нас были, даже книги по-разному мы с ним читали, — рассказывала актриса.

А затем случилось то, что окончательно добило Фатееву: Егоров ушёл к её подруге и сопернице по кино — Наталье Кустинской. С тех пор актрисы не общались — дружба, начавшаяся в детстве и окрепшая на съёмках «Три плюс два», была убита навсегда.​

Развод с третьим мужем был громким и некрасивым:

— Когда мы разводились, от его благородства не осталось и следа. Он утащил у меня машину, отсудил квартиру — я потом жила в коммуналке. Всё это я бы могла ему простить. Но то, что он свою дочь, которой сейчас 24 года, в последний раз видел в двухлетнем возрасте, этого я понять не могу.​

Позже Фатеева с горькой иронией подводила итог:

— Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, всё по-советски.​

«Никогда не была хорошей матерью»

Дети Натальи Фатеевой — сын Владимир и дочь Наталья — до сих пор с болью вспоминают своё детство: материнского тепла они практически не знали. Маленького Володю растила бабушка, знаменитая мать заглядывала домой редко. Мальчик купался в любви и заботе бабушки, пока однажды его не отправили в интернат.

Сын признавался: Фатеева просто воспринимала детей не как близких людей, а скорее как обузу. Карьера, бесконечные съёмки, три неудачных брака — на детей просто не оставалось ни времени, ни душевных сил.

Окончательный разрыв произошёл, когда восемнадцатилетний Володя привёл в дом невесту. Фатеевой абсолютно не понравилась идея жить под одной крышей с избранницей сына, и она фактически выгнала пару из дома. Выручил отец — Владимир Басов-старший помог с деньгами на отдельное жильё.

Фото: dzen.ru/КиноМеломан
Фото: dzen.ru/КиноМеломан

Парадокс судьбы: сын построил именно то, чего никогда не было у матери — крепкую семью. Он женат уже 40 лет, воспитал сына Ивана. Но бабушка своего внука практически не знает — никаких отношений между ними нет.

Судьба дочери актрисы, Натальи Егоровой, ещё более трагична. В 16 лет девочка влюбилась в Максима Коропцова — сына оператора, студента, который был старше её на три года. Встретились они в Доме творчества, куда Наташа приехала с матерью. Закрутился роман, и вскоре выяснилось: девочка беременна.

Для знаменитой актрисы это стало катастрофой. Срок для аборта уже прошёл, и Фатеева приняла чудовищное решение: уговорила дочь отказаться от ребёнка сразу после родов. Максим в тот момент служил в армии и узнал обо всём, когда было уже поздно что-то менять.

Знакомым Фатеева объясняла исчезновение младенца так: мол, родился слабеньким, пришлось отдать в специализированное учреждение. На самом деле мальчика Женю забрали родители Максима — они выходили малыша и воспитали как родного.

Говорят, после армии Максим пытался восстановить отношения с Наташей, даже делал предложение. Но было поздно — что-то в душе девушки сломалось навсегда.

Сегодня дочь Фатеевой живёт где-то в Подмосковье и старается избегать публичности. Простить мать она так и не смогла. Как и её брат Владимир.

«Жертва российской медицины»: тяжёлые годы Натальи Фатеевой

В 2016 году, в свои 79 лет, Фатеева поскользнулась и сломала тазобедренный сустав. Началась эпопея, которая превратила последние годы жизни актрисы в настоящий кошмар.

Сначала врачи пропустили коксартроз, потом сделали две операции по замене протеза и во время одной из них занесли инфекцию. Артистка провела месяц в больнице на бесконечных перевязках, но через три месяца на месте операции снова началось воспаление. Инфекция «сожрала» мягкие ткани, так что левая нога звезды фактически осталась без опоры.

— Я жертва нашей медицины, — горько констатировала Фатеева.

Поначалу дети были рядом: в 2016-м актриса даже говорила в интервью:

— Володя и Наташа мне всячески помогают, ухаживают. Сейчас они решают вопрос с инвалидностью.

Планировалась даже реабилитация в Израиле, но что-то пошло не так, а через несколько лет от этой помощи не осталось и следа.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

К 90-летию в декабре 2024 года Фатеева уже передвигалась только на костылях. Летом она ещё пыталась выходить на улицу, даже ходила в магазин, хотя костыли ограничивали движения. А за полтора месяца до юбилея упала и сломала ключицу во время обычной гимнастики.

В 2025 году к проблемам с тазобедренным суставом добавились больные колени — передвигаться становится всё труднее. Врачи разводили руками: мол, здоровье для её возраста в пределах нормы. Но сама Фатеева мечтает только об одном — снова начать свободно ходить.

В сентябре 2025-го пришла печальная весть: умер Геннадий Нилов, партнёр Фатеевой по фильму «Три плюс два». Наталья Николаевна сама сообщила журналистам о его смерти:

— Мы так давно виделись. Так сложилась жизнь, он жил в деревне под Санкт-Петербургом. Я много раз пыталась его найти, однако не получалось. Потом я вышла на его сына и несколько раз разговаривала с Геной до его смерти. Я совершенно случайно сегодня позвонила в Гильдию актёров кино России и узнала, что Гена ушёл из жизни.

Одиночество на склоне лет: «Может быть, уже никто не позвонит»

В 91 год Наталья Фатеева живёт одна в огромной пятикомнатной квартире в московских Хамовниках — половина жилплощади, правда, принадлежит дочери. За актрисой присматривает помощница, которая решает бытовые вопросы. На публике Фатеева почти не появляется, а отношения с детьми отношения окончательно разрушились.

Басов-младший до сих пор пытается наладить контакт — пишет матери в соцсетях, она ставит лайки, иногда сердечки, но на этом всё и заканчивается:

— Я с мамой общаюсь через сестру, через знакомых её, которых не так много. Я всё знаю. Прямо общения нет — это опасно. Характер — это ужас, ну так было всегда, — рассказывал Владимир.

Сама Фатеева уверена: дети клевещут на неё, а сын якобы преследует исключительно меркантильные цели — ему нужна квартира. Когда он звонит, она бросает трубку. Сообщения не читает.​

— Я и моя сестра не отдалялись от неё. Она сама от нас отдалилась. Такой она человек. У неё нет подруг, товарищей. Когда Наталья Николаевна болела, мы с сестрой были на пороге её дома и в больнице. Мы помогали, потом ей стало лучше, и она решила, что мы — бремя. Дети ей надоели. Она спровоцировала ссору, поэтому мы не общаемся, — говорит Басов.​
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Игорь Захаркин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Игорь Захаркин

В декабре 2024 года, накануне 90-летия, Фатеева категорически отказалась от любых празднований:

— Ничего, никаких отмечаний, не собираюсь ничего делать. 23-го я буду весь день говорить по телефону, может, и не буду — я не знаю, может быть, уже никто не позвонит. А потом приедет подружка из Петербурга, с которой мы работали с 75-го года, она была ассистентом режиссёра. Она приедет на шесть дней. Потом приедет одна надоедающая мне поклонница. Нет сил, я не собираюсь этим заниматься, мы втроём побудем.​

Большинство людей, с которыми Фатеева училась и работала, уже умерли. Из сорока человек с курса Герасимова в живых остались всего трое: она сама, режиссёр Григорьев и ещё один человек из Петербурга. ​

Круг близких неумолимо сужается — одни уходят из жизни, другие так и не простили старых обид. А бывшая кинозвезда, сводившая с ума космонавтов, артистов и миллионы простых советских мужчин, остаётся одна в огромной квартире, с костылями и двумя котами, которых называет «сыночками».​