Прямой эфир
+2
Пробки
1
$76.97
89.90
ЖИТЕЛЬ МУРИНО ТЕРРОРИЗИРУЕТ БЫВШУЮ ДЕВУШКУ И ЕЕ РЕБЕНКА

Все смеялись над «сучкой крашеной», а у неё рвалось сердце: трагедия Нины Дорошиной

Светлана Улитина
3 декабря, 20:06
Она 45 лет была любовницей именитого режиссёра, сделала аборт по его настоянию, а он откровенно использовал её, да ещё насмехался: «Ну какая из Нинки жена?» Над её фразочками про Рису-Кису и «сучку крашену» хохотала вся страна, а она вложила в них всю свою боль и обиду. Почему Нина Дорошина побоялась подойти к гробу Олега Ефремова и как умерла в одиночестве под его портретом, читайте на 78.ru.
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, pxhere.com, flaticon.com/Freepik

Детство на восточном базаре

Нина Дорошина родилась зимой 1934 года в подмосковном Лосиноостровске, однако судьба распорядилась так, что детство она провела далеко от серой московской окраины — в красочном и пряном Иране. Отца, специалиста по пушнине, отправили туда во время войны отбирать меха для нужд армии. Так маленькая Нина оказалась в настоящей восточной сказке.​

Из Ирана семья вернулась уже после войны, когда Нина была школьницей. И конечно, персидский язык, который она освоила едва ли не раньше русского, пряные ароматы базаров, яркие шелковые наряды и темпераментные южные женщины — всё это так или иначе наложило отпечаток на её характер. Вопреки своей «простоватой» внешности, Дорошина всю жизнь притягивала мужчин своим невероятным восточным огнём в глазах, умелым кокетством и особой чувственностью, которая, впрочем, принесла ей и немало бед.

Огненный темперамент и умение любить до самоотречения проявились позже как в ролях, так и и в личной жизни актрисы. Своим главным героем она выбрала мужчину, который любил её всю жизнь, но так и не сделал её своей женой.

Не только «Пыс-пыс»

Сегодня Нину Дорошину знают исключительно по фильму «Любовь и голуби», где она сыграла малограмотную и простодушную Надю Кузякину. Однако к моменту этой культовой роли за плечами актрисы уже было без малого два десятка кинокартин — правда, в большинстве из них она играла второстепенные, хотя и яркие роли.

После первой роли влюбила в себя всю шпану

Весной 1955 года 21-летняя студентка «Щуки» Нина Дорошина отправилась на съёмки в Казахстан. Режиссёр Михаил Калатозов снимал мелодраму «Первый эшелон» о послевоенной целине, а Дорошиной досталась роль Нелли Паниной — подруги бандита. Роль была небольшая, но именно эти съёмки изменили всю её жизнь: в Казахстане она встретила 28-летнего Олега Ефремова и влюбилась с первого взгляда.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Любопытно, что фильм принёс Дорошиной неожиданный бонус уже в Москве. Когда картина вышла на экраны, местная лосиноостровская шпана узнала в ней Нелли из фильма, и решила взять актрису под свою защиту.

— Если я возвращалась поздно, меня встречали на станции и провожали до дома. С такой охраной я могла уже ничего не опасаться, — вспоминала Дорошина.​

Второстепенные роли с характером

После дебюта режиссёры охотно приглашали Дорошину в кино, но почти всегда на второстепенные роли. Она играла ярких, энергичных девушек, но главное, не боялась быть смешной. Так она появилась в роли уборщицы в «Безумном дне» (1956), весёлой кондукторши в «Человек родился» и подруги главной героини в «Неповторимой весне».​

Все её героини были из народа — простые, открытые, с задором и юмором. Критики отмечали, что Дорошина умела оживить даже крохотную роль, наполнив её темпераментом и обаянием. Однако первых ролей ей почти не доставалось — режиссёры не отрицали талант, но разводили руками: не та внешность, не та фактура для главных героинь.

«Первый троллейбус» и роман с Далем

На съёмках этого фильма в Дорошину без памяти влюбился 22-летний Олег Даль. Молодого человека не смутила даже разница в возрасте — Нина была старше на семь лет. Актёр был настроен серьёзно и вскоре предложил избраннице руку и сердце. Дорошина особых чувств к коллеге не испытывала, но согласилась, решив «выбить клин клином» и наконец забыть Ефремова, с которым она к тому времени уже несколько лет была в отношениях.​

Впрочем, попытка провалилась: брак практически сразу развалился, и вскоре последовал развод.

Возвращение после одиннадцати лет молчания

После фильма «Алёшкина охота» (1966) Нина Михайловна практически перестала сниматься и сосредоточилась на театре. В её фильмографии было всего 18 картин, и она наверняка могла бы заявить о себе как о серьёзной актрисе, но неожиданно ушла с экранов на целых одиннадцать лет, отдав всю себя «Современнику», но главное — своему болезненному и токсичному роману с Ефремовым.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Кинозрители снова увидели актрису только в 1977-м — в комедийной мелодраме Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», где она сыграла второстепенную роль актрисы на пенсии. Однако звездой всесоюзного масштаба её сделал другой фильм.​

«Любовь и голуби»: звёздный час

К 1984 году, когда Владимир Меньшов начал снимать «Любовь и голуби», Нине Дорошиной было уже 50 лет. Она всерьёз переживала, что будет выглядеть слишком старой на экране и попросила режиссёра подобрать ей ровесника на роль мужа. Меньшов успокоил: Александра Михайлова загримируют так, что разница в возрасте не будет заметна. И действительно — гримёры «убрали всю красоту» партнёру, и Дорошина перестала волноваться.​

— Ниночке на тот момент было уже 50, и она очень переживала, что нашу с ней приличную разницу в возрасте в жизни будет видно и на экране. Но меня очень грамотно «состарили», поэтому все в итоге сложилось как надо, — рассказывал позже сам Михайлов.

Роль Нади Кузякиной Дорошина называла вершиной своего творчества. В одном из редких интервью она призналась:

— Мне нравилось играть любовь.

И действительно, каждую сцену она проживала как собственную биографию, ведь её героиня, как и сама актриса, была верной женщиной, которая всю жизнь любила одного мужчину. ​

— Каждая сцена, каждая реплика («Какая тут любовь, когда вон воздуха мне не хватает…») рождались из глубины души, — вспоминала Дорошина, которая точно так же всю жизнь страдала от измен любимого.

Мало кто знает, что сцены на крыше голубятни снимали с большими техническими трудностями: несколько раз Дорошину даже приходилось доставлять на высокую съёмочную площадку с помощью вертолёта. Впрочем, несмотря на возраст, актриса беспрекословно выполняла все акробатические элементы сама — ловко карабкалась по лестнице и стояла на крыше, не боясь высоты.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Самой яркой в фильме стала сцена ссоры Нади с Раисой Захаровной. Дорошина буквально вложила во фразу «Ах ты, сучка ты, крашена!» всю ярость обманутой женщины, выплеснув собственную боль и злость по отношению к многочисленным «Рисам-Кисам» своего Олега. ​

Удивительно, но суровая советская цензура пропустила слово «сучка» в семейном фильме, видимо, посчитав его органичной частью народного языка.​

Александр Михайлов не раз отмечал, что как артистка Нина Дорошина была сильно недооценена.

— Уникальная актриса, уникальное явление в искусстве, и в театральной жизни, и в кинематографе. Потеря просто огромная. То, что я с ней снимался, для меня это был подарок судьбы, — говорил актёр.

После съёмок Дорошина призналась, что Надя — это во многом она сама. Та же преданность, та же готовность простить, то же желание сохранить семью любой ценой. Режиссёр Меньшов тоже отмечал невероятный темперамент, который крылся в Дорошиной: мол, когда Надя смотрит на разлучницу — «понятно, чем она играет, какими страшными страстями».​

Позже критики назвали её героиню чем-то вроде «матрицы русской женщины» - верной, терпеливой и всё прощающей. Неудивительно, что после выхода фильма Нине Михайловне стали приходить мешки писем от простых советских женщин, которые отождествляли себя с образом простодушной Нади.

Конец карьеры

После фильма «Любовь и голуби» кинокарьера Дорошиной будто оборвалась. Она отказывалась от всех предложений — боялась повториться, не верила, что сможет превзойти Надю Кузякину. Эта роль стала её последней большой работой в кино, хотя актриса прожила ещё три с половиной десятилетия.

Но Дорошина не впала в депрессию и не замкнулась в четырёх стенах. Напротив — она нашла новое призвание: с 1981 года Нина Михайловна преподавала в Театральном институте имени Бориса Щукина — той самой «Щуке», где когда-то сама постигала азы профессии. Студенты заменили ей детей, которых у актрисы так и не появилось.

В 2007 году, когда Нине Михайловне было уже 73 года, она сыграла последнюю в своей жизни роль — в спектакле «Заяц. Love story» по пьесе Николая Коляды, в котором её партнёром стал Валентин Гафт. Правда, спектакль дался Дорошиной невероятно тяжело: к тому времени она уже перенесла обширный инфаркт и операцию на сердце, врачи не знали, сможет ли она вообще ходить. Но актриса вернулась в театр, едва выписавшись из больницы: сцена была для неё воздухом, без которого невозможно жить.​

Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com
Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

За роль в «Зайце» Дорошина получила премию «Женское лицо года» и Золотую звезду первой степени в номинации «За профессионализм». Это фактически была её прощальная работа, подарок всем зрителям после 60 лет служения театру.

Токсичный роман длиною в жизнь: 45 лет «в запасных» у Олега Ефремова

Весной 1955 года в казахской степи, на съёмках «Первого эшелона», 21-летняя студентка «Щуки» Нина Дорошина увидела 28-летнего Олега Ефремова — и поняла, что это её судьба. Он был красив, талантлив, невероятно харизматичен. В тот момент Ефремов увлекался актрисой Антониной Елисеевой, а саму Нину в Москве ждал жених — начинающий актёр Владимир Земляникин.​

Но разум тут был бессилен. Дорошина решила: за таким человеком она готова пойти хоть на край света. Вернувшись в Москву, она немедленно бросила Земляникина и начала штурмовать сердце Ефремова. Штурм растянулся на 45 лет, однако кольцом и фатой так и не увенчался.

«Какая из Нинки жена?»

Они были рядом почти полвека, об их отношениях знал весь киношный мир, но официально их роман как бы и не существовал. Ефремову Нина была удобна в качестве верной и терпеливой любовницы, но замуж он брал других. «Какая из Нинки жена? Она же будет кокетничать со всеми подряд!» — говорил он в приватных разговорах знакомым. Нина действительно была кокеткой — тот самый восточный темперамент и южная магия манили к ней мужчин с неистовой силой. Но всерьёз для неё существовал только Олег.​

Она ночевала в его доме, приходила на все репетиции в «Современник», куда Ефремов её пригласил, заботилась о нём, как жена, но всё это подавалось под соусом «обычной заботы о коллеге». Впрочем, Дорошина мирилась с любым статусом — лишь бы быть рядом.

Правда, в какой-то момент Дорошина устала от постоянных страданий и решила отомстить возлюбленному: согласилась выйти замуж за Олега Даля. Однако Ефремов заявился прямо на их свадьбу и публично заявил — мол, выходишь за него, а любишь всё равно меня! После чего увёл Дорошину прямо с торжества на глазах ошарашенного новоиспечённого жениха. Даль был оскорблён до глубины души и немедленно подал на развод.

После этого Дорошина была одинока целых 20 лет, пока наконец не вышла замуж за коллегу по «Современнику» Владимира Ишкова. Ишков наплевал на все разговоры о Нине и окружил её заботой, как принцессу: убирал квартиру, стирал, гладил, ходил за продуктами, готовил еду. Более того — ему даже пришлось мириться с портретом Олега Ефремова, который актриса повесила в спальне: знал, что Дорошина скорее уйдёт от него, чем расстанется с этим портретом. Они прожили вместе вплоть до смерти Ишкова в 2004 году.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Аборт, который она себе не простила

В конце 1950-х Дорошина забеременела от Ефремова. Родители отговаривали её делать аборт, умоляли родить. Но Нина выбрала сцену — боялась, что ребёнок помешает карьере, что Ефремов от неё уйдёт.​

Но вскоре после аборта она узнала страшную новость: Алла Покровская тоже беременна от Олега и собирается рожать. Удар был ужасным: получалось, Ефремов готов был стать отцом, но не для их общего ребёнка. Покровская в итоге действительно родила дочь Анастасию, а Дорошина осталась с незаживающей раной. Об этом аборте она жалела до конца жизни.​

Ефремов был женат трижды. Алла Покровская, третья жена, родившая ему дочь, прекрасно знала о существовании Дорошиной. Более того — Нина была частью их жизни, постоянно бывала в доме, и это считалось нормой. Покровская терпела, как терпела сама Дорошина измены Ефремова с другими актрисами.​

В театральных кругах о романе Ефремова и Дорошиной тоже знали все. Но никто не осуждал — такова была богемная жизнь «Современника». Нина смирилась с ролью вечной любовницы, которая никогда не станет женой.​

Последняя встреча, которой не было

В мае 2000 года Олег Ефремов умирал в больнице от рака поджелудочной железы. Почувствовав, что его последний час пробил, он попросил, чтобы позвали Нину. Но она не смогла приехать — у её студентов в театральном был выпускной спектакль. Они так и не попрощались.​

На похороны Дорошина пришла — стояла в толпе, плакала, но к гробу так и не подошла, ведь рядом с покойным стояла вдова Алла Покровская с дочерью. Даже после смерти любимого актриса не имела права на публичное горе, так и оставшись в его тени.​

«Така любовь»

После смерти Ефремова Дорошина прожила ещё 18 лет. Похоронив второго мужа, она больше не вышла замуж, детей у неё не было. Несмотря на годы страданий и унижений, ни в одном интервью актриса не отозвалась о Ефремове плохо: наоборот, вспоминала о нём с теплотой и нежностью, без обид и упрёков.​

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Така любовь!» — говорила её героиня Надя в «Любви и голубях». В жизни у Дорошиной была одна главная роль и одна большая любовь, и оба эти испытания она прошла до конца и с достоинством. В августе 2017 года у Нины Михайловны отнялись ноги. Весной следующего года её с проблемами сердца доставили в больницу, но она отказалась от госпитализации. А на следующий день, 21 апреля 2018 года, Нина Дорошина умерла у себя дома, в полном одиночестве. Ей было 83 года.