«А-ля рус», но без икры: какими будут новогодние корпоративы 2025 года в Петербурге

В прошлые годы рестораторы и организаторы новогодних корпоративов уже потирали руки в ноябре, подсчитывая доходы от будущих мероприятий. В 2025-м спрос на них серьёзно просел, по крайне мере, в Петербурге. Переговоры идут, но до финала редко у кого доходит.
Бюджет на одного человека у многих составит 3,5–5 тыс. рублей, но кому-то придётся отказаться от лосося, форели, бутербродов с икрой, и даже алкоголя, особенно импортного. Многие заказчики потенциально готовы принести горячительное с собой, но правила торговли спиртным в общепите такое запрещают.
Компаниях, где трудятся много работников-«зумеров», ждёт особый формат с совсем маленькими порциями закусок. Участники рынка даже готовы сравнить такой сэт с дегустацией. При этом они уверены, что заказчики тщательно проследят за весом и количеством еды на столах.
Развлекать гостей часто будут интерактивами по мотивам русских народных сказок. А вот упоминать недружественные страны не рекомендуется. Особо оговаривают теперь заказчики табу на мат и частые тосты, чтобы сохранить моральный облик сотрудников к финалу мероприятия. Эти ограничения для добросовестных ведущих существовали и раньше. Другое дело, что теперь заказчики первыми проговаривают такие требования вслух.
«Икра заморская, баклажанная»
В 2025-м спрос на корпоративы впал в «спячку», подчёркивают практически все опрошенные 78.ru участники рынка. Суммы примерно такие же, как в прошлом году, но всем понятно, что на эти деньги уже нельзя позволить себе того, что было раньше с учётом роста цен, отмечает управляющий партнёр УК Evdokimov Group (ресторанная сеть «Паруса» в Петербурге и Сочи) Владислав Евдокимов.
— Сейчас мало кто заказывает, например, лосось, бутерброды с икрой. В основном берут теперь селёдку, баклажаны, что-то на горячее, те же шашлыки. Часто заказывают суши, пиццу, закуски. Более того, мы в принципе сменили для новогодних корпоративов банкетное меню на фуршетное. Уменьшаются и сами порции с условных 100 грамм до 70. Выливается это всё, утрируя, не в банкет, а в фуршет, и даже, скорее, в некую дегустацию. Иногда вообще ограничиваются только закусками. А это, вообще, в основном только заготовки, — делится он.

Для таких тенденций есть несколько причин, считает Владислав Евдокимов. Во-первых, всем понятно, что расходы растут, речь идёт не только о стоимости продуктов, но и о затратах на коммунальные платежи, выросших ставках аренды, зарплатном фонде, накладных расходах и так далее.
— Во-вторых, у поколения «зумеров» в принципе другая культура потребления пищи и другие, большие потребности. Они не привыкли наедаться каким-то одним или двумя блюдами, а хотят попробовать всё сразу, пусть и по чуть-чуть, — полагает собеседник 78.ru.
Сколько вешать в граммах?
Создатель гастрономического пространства Balagan и владелец ресторана Ognivo Андрей Перцев оценивает падение спроса в 2 раза.
— И я бы сказал, что то, что пока есть, очень скромно. В среднем на одного человека готовы потратить 5 тыс. рублей. У нас есть спецпредложения для различных мероприятий, а вот такого, как банкетное или фуршетное, нет, — отмечает он.
В зависимости от локации спрос снизился в 2, а где то — в 3 раза, говорит директор по развитию новых направлений ресторанной группы Big Family Наталья Митчина. И это при том, что расценки на банкетное меню в компании не меняют уже три года, также, как и не уменьшали вес блюд.
— Спрос ежегодно на банкеты снижается, хотя бюджет на человека у нас составляет 3,5 тыс. рублей, — констатирует она.
По словам Натальи Митчиной, если говорить о предпочтениях, то сейчас заказчики очень пристально проверяют конечный вес банкетного меню на человека, но это и понятно. Многие рестораторы, для того чтобы не повышать цены, уменьшают выход блюд. Сейчас это один из основных факторов при выборе заведения.
— Я бы сказала, что есть ещё один тренд. Формат банкетов исчезает. Люди просят банкетное меню, а потом составляют своё, сборное, где выбирают не самые дорогие, а иногда и с минимальной ценой блюда, — отмечает она.
Наталья Митчина обращает внимание на то, что серьёзно выросли затраты на артистов. Если в прошлом году Дед Мороз, ди-джей и ведущий обходились в 50 тыс. рублей, то теперь это уже 100 тыс.

По усам течёт, да в рот не попадет
Ещё один тренд, который фиксируют многие, это просьба со стороны заказчика принести алкоголь с собой. Его хотят приобрести в магазине, либо преподнести в качестве подарков друг другу.
Как уточняет Наталья Митчина, высокая цена на спиртное и стала одной из причин снижения спроса на банкеты.
По словам Владислава Евдокимова, теперь часто полностью отказываются от импортного крепкого алкоголя. Отчасти виноваты те же «зумеры». Они меньше употребляют высокоградусных напитков, предпочитая пиво, вино и коктейли.
— Мы не можем позволить гостям прийти со своим алкоголем, так как наличие в заведении стороннего крепкого спиртного — это серьёзное нарушение действующего законодательства и можно лишиться лицензии. Поэтому своим гостям мы предлагаем существенные скидки на алкоголь, для того чтобы возможность провести банкет была более доступна по цене, — поясняет Наталья Митчина.
По словам Андрея Перцева, от алкоголя в принципе не отказываются, но и приносить свое спиртное в его заведениях тоже категорически запрещается.
— Часто спрашивают: «У вас есть импортное вино? А сколько стоит?». Дальше могут спросить: «А есть отечественное? А сколько оно стоит?». Потом спрашивают «А у вас есть импортная водка, а это сколько стоит? А есть отечественная? А сколько стоит бокал вина или стопка на одного?». Затем заказчик принимает решение, исходя из бюджета, — рассказывает он.
Другие сказки
Разъяснить тренд с алкоголем готов генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. По его словам, одно импортное горячительное другому рознь.
— У нас есть грузинские и молдавские вина, коньяки. Есть белорусская водка. А есть алкоголь из Европейского союза, США. В Европе ряд стран приняли решение не поставлять такую продукцию в Россию. Не поставляют её и по стоимости свыше 300 евро. В США вообще действует запрет. Плюс серьёзно выросли пошлины на алкоголь из недружественных стран. А есть дружественные страны, азиатский блок. В итоге доля импортного алкоголя не изменилась, а вот структура стала другой, — поясняет он.

Нельзя сказать, что «зумеры» не потребляют алкоголь в принципе, подчёркивает Максим Черниговский. Но опять же, структура потребления иная, чем у тех, кто сформировал свои предпочтения в более ранние годы. Последних, при этом, становится меньше.
— «Зумеры» были воспитаны на агрессивной рекламе пива и коктейлей. Свои предпочтения они переносят на более поздние годы, либо переходят на тот крепкий алкоголь, на основе которого делаются коктейльные смеси: джин, ром и так далее, — отмечает эксперт.
Между тем, некоторые компании рассматривают для себя возможности организовывать корпоративы… в пивных.
Как рассказывает владелец сети таких заведений Денис Миронов, раньше к ним с такими предложениями никогда не обращались. Но теперь заявки неожиданно появились.
— Совсем недавно обратился заказчик, который хочет организовать мероприятие на 19 человек. Это будет банкет или фуршет с пивным казино. Пока мы только на стадии обсуждения. На одного человека заказчик готов потратить 3–5 тыс. рублей, но последняя цифра — это максимум. По набору блюд мы тоже пока не определились, но именно у нас вполне себе неплохая кухня ресторанного уровня. Сейчас выбираем дату, время проведения конкретного мероприятия, от этого тоже будет зависеть в итоге цена вопроса, — делится предприниматель.
Участники рынка пожимают плечами: возможно, это одно из воплощений тренда, когда часть россиян на фоне снижения доходов перемещается из ресторанов в фастфуд.
Чем сердце успокоится
Проблема с участием артистов в корпоративах заключается не только в том, что расценки на их труд сильно выросли, отмечает Наталья Митчина. Но теперь за исполнителями надо внимательно следить, так как качество выступлений из-за нехватки кадров заметно снизилось.
Большинство мероприятий заказчики видят в стиле а-ля рус. Он проявится в оформлении помещений, форматах интерактива, песенного репертуара. Этот тренд существовал на протяжении всего года, но особенного ярко и полно проявляется в требованиях к корпоративам, рассказывает организатор и ведущий мероприятий Влад.
— Часто просят, чтобы на столах были элементы традиционных русских украшений застолья: пряники, сушки, крендели. А в шоу хотят задействовать сюжеты русских сказок, — поясняет он.

Ведущий мероприятий Петр Чарушин готов расширить перечень требуемых декораций. Это и оформление с использованием гжели, хохломы, платков, кокошников, самоваров, баранок, матрёшек.
— Например, на одном мероприятии будет вынесен на сцену, а затем в зал ледяной самовар. Используются в плейлисте и в караоке и русские песни. Очень популярна Надежда Кадышева, — рассказывает он.
Под запретом, как и в 2024-м, будет творчество иноагентов и разговоры на религиозные темы, чтобы никого не рассорить. Где-то в стоп-лист добавят упоминание недружественных стран и песни исполнителей на этих языках. Впрочем, эта установка будет носить рекомендательный характер.
А вот Кащея и Баба-Ягу упоминать пока не запретят, как и других нехороших героев русских сказок.
Собеседники признаются: пока планируемый формат во многих случаях выглядит скромно, но если встаёт вопрос, выплачивать ли зарплату, и особенно премии, вовремя, или пустить их на корпоративы, то все нормальные люди выберут первое.




