Метро «Юго-Западная». Где находится и как выглядит новый «подземный дворец»

Запуск метро «Юго-Западная»
Участок шестой линии метро «Юго-Западная» – «Путиловская» торжественно открыл губернатор Александр Беглов 26 декабря 2025 года.
Летом на нулевых чтениях бюджета речь шла только о техническом запуске. Это значит, что вестибюли должны быть готовы, испытания всех систем жизнеобеспечения пройдены и объекты переданы на баланс Петербургского метрополитена, но для начала перевозки людей ещё необходимо будет получить официальное разрешение на ввод в эксплуатацию. От него и зависит, когда станция заработает в полную силу.
К середине ноября «Юго-Западная», известная также по одному из проектных названий как «Казаковская», фактически была готова. Отделочные работы на платформе завершены — развесили даже информационные указатели и таймеры хода поездов. В кассовом зале смонтировали эскалаторы и установили турникеты, а на фасаде вечерами ярко сияют логотипы метро.
Более того, в октябре, под самый финал сезона, успели уложить газоны и высадить голубые ёлки. Оставалось только убрать мусор, накопившейся после затянувшейся стройки, и можно встречать гостей.
Как выглядит и где находится «Юго-Западная»
Пятиэтажное здание выхода «Юго-Западной» выросло на пересечении проспекта Жукова и улицы Маршала Казакова довольно давно, будоража воображение местных жителей картинками скорого открытия. На самом деле, ждали его ровно год назад, одновременно с «Горным институтом». Но тогда не справились. С тех пор на информационном щите рядом с вестибюлем сроки сдачи объекта менялись чуть ли не каждые три месяца.
А подземка здесь была очень нужна. Красносельский район остался единственным в Петербурге, не считая пригородов, где не было ни одной станции метро. Между тем, он входит в пятёрку самых густонаселённых: в нём уже живёт более 440 тыс. человек. И строительный бум только набирает обороты.
Он начался лет двадцать назад, с «Балтийской жемчужины». Проект изначально выглядел спорным. Жилой микрорайон комфорт и бизнес -класса начали возводить посреди болот и пустырей, в окружении типовых кварталов советской застройки. К тому же многих тогда смущало, что основным девелопером выступила китайская компания. Но концепция себя оправдала. Сейчас это одна из самых популярных локаций на всём юго-западе: деловые центры, модный ТРК «Жемчужная плаза», достойные рестораны и променады и, конечно же, единственный городской пляж на южном побережье Финского залива.
Рядом растут всё новые современные жилые кварталы, в том числе и ещё один крупнейший в городе комплекс «Солнечный город» почти на 30 тыс. квартир. А в последнее время стали активно осваиваться территории в направлении Стрельны и Петергофа.
Каждый день сотни тысяч новосёлов и старожилов Красного Села пытаются выбраться в «большой город» на работу, застревая в пробках. Ближайшие станции — «Проспекта Ветеранов» и «Ленинский» — давно возглавили рейтинг самых загруженных в Петербурге и работают за пределами пропускной способности.

Поэтому запуск даже такого небольшого отрезка Красносельско-Калининской линии, а это всего 2,5 км, должен заметно улучшить жизнь всего юго-запада города. Дорога до метро сократится минут на 20-30, хотя от верениц лазурных автобусов район, конечно, не избавится.
Кардинально изменить патовую транспортную ситуацию, по идее, должно продление ветки на запад. В плане заявлено ещё 4 выхода: «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» — как раз рядом с «Балтийской жемчужиной» и «Солнечным городом» — и, наконец, «Сосновая поляна», которую собираются открыть возле одноимённой железнодорожной платформы. Здесь в перспективе хотят организовать пересадочный хаб для жителей пригородов.
Согласно последнему проекту адресной инвестиционной программы города, сроки ввода южного отрезка коричневой ветки сдвинули с 2030 на 2034 год. Сейчас приоритетная задача – дотянуть новую линию до Лиговского проспекта.
Как проектировали и строили «Юго-Западную»
О том, что на юго-западе должна появиться своя подземка, заговорили ещё в конце шестидесятых, когда район плотно застраивался многоквартирными панельками. Тогда же на схемах перспективного транспортного развития стали появляться первые наброски той самой Красносельско-Калининской линии и варианты, как продлить красную ветку до Сосновой поляны. К слову, эта идея не забыта по сей день, правда, теперь туннели от «Проспекта Ветеранов» планируют пустить в направлении Пулково.
Однако в 1974 году на перегоне между «Лесной» и «Площадью Мужества» случился масштабный размыв, и все силы ленинградского метростроя ушли на устранение аварии. Потом началась перестройка, а следом кризис 90-х и новый размыв на «Мужества». Тогда ресурсов едва хватало на уже начатые проекты. Конечно, о новой ветке не забывали, её просто отложили до лучших времен. И вот, в 2008 году в «Концепции развития метрополитена и других видов скоростного транспорта» станции в Красносельском районе появляются вновь: проект утвержден, обозначена даже дата окончания работ — 2015 год.
Радость местных жителей длилась недолго. Уже в 2011 году власти изменили программу, запуск участка от «Юго-Западной» до «Обводного канала» записали на 2020 год, а к нынешнему 2025 году предполагалось, что шестая линия соединит Петергофское шоссе с Пискарёвкой. Но и этому амбициозному плану не суждено было исполниться.

Первые строительные площадки на юго-западе оборудовали лишь в 2013 году. Но город получил почётное право принять Чемпионат мира по футболу, и все ресурсы метростроителей переключили на «Новокрестовскую» (сейчас — станция «Зенит») и «Беговую».
В результате, к проходке первых туннелей между «Юго-Западной и «Путиловской» смогли приступить только осенью 2018 года, и о запуске целой ветке больше не упоминали. Рассчитывали открыть хотя бы короткий участок за ближайшие пять лет.
Технические параметры и оформление «подземного дворца»
Станция «Юго-Западная» получилась стильной и очень петербургской. Как рассказали в метрополитене, проектировщики постарались сохранить старую традицию – создавать подземные дворцы. Светлый мрамор стен и подсветка арочных сводов должны напоминать о белых ночах и разводных мостах. Но главным украшением интерьера стал огромный витраж, который будет встречать пассажиров на входе, в кассовом зале. Это живописное панно с мотивами северной природы с причудливыми деревьями и птицами.
Что касается технических параметров, то станция глубокая — 56 метров, ориентировочная пропускная способность 14 тыс. человек в час. Основная фишка – стеклянные раздвижные двери платформы, как на «Беговой» и «Зените». Они должны защищать пассажиров от падения на пути, а ещё, как обещают, улучшат систему вентиляции.
Вообще на «Юго-Западной» будет много стекла. В него одет весь фасад входного комплекса, где помимо вестибюля расположится инженерный корпус метрополитена. Здание имеет оригинальную шестигранную форму и сверху накрыто гигантским прозрачным куполом.

Всю эту красоту обещают ярко подсветить, так что даже если открытие до конца года не случится, на праздниках точно будет шанс полюбоваться архитектурными новшествами Красносельского района.









