Прямой эфир

Метро «Юго-Западная». Где находится и как выглядит новый «подземный дворец»

Татьяна Черных
17 ноября, 16:18
Петербуржцы заждались новых станций метро. 78.ru собрал всё, что известно о первой станции новой коричневой ветки петербургского метрополитена «Юго-Западная».
Коллаж 78.ru: t.me/podzemnik_spb, t.me/stroimmetro, flaticon.com

Запуск метро «Юго-Западная»

Участок шестой линии метро «Юго-Западная» – «Путиловская» торжественно открыл губернатор Александр Беглов 26 декабря 2025 года.

Летом на нулевых чтениях бюджета речь шла только о техническом запуске. Это значит, что вестибюли должны быть готовы, испытания всех систем жизнеобеспечения пройдены и объекты переданы на баланс Петербургского метрополитена, но для начала перевозки людей ещё необходимо будет получить официальное разрешение на ввод в эксплуатацию. От него и зависит, когда станция заработает в полную силу.

К середине ноября «Юго-Западная», известная также по одному из проектных названий как «Казаковская», фактически была готова. Отделочные работы на платформе завершены — развесили даже информационные указатели и таймеры хода поездов. В кассовом зале смонтировали эскалаторы и установили турникеты, а на фасаде вечерами ярко сияют логотипы метро.

#

Фото: t.me/stroimmetro

#

Фото: t.me/stroimmetro

#

Фото: t.me/stroimmetro

#

Фото: t.me/stroimmetro

#

Фото: t.me/stroimmetro

Более того, в октябре, под самый финал сезона, успели уложить газоны и высадить голубые ёлки. Оставалось только убрать мусор, накопившейся после затянувшейся стройки, и можно встречать гостей.

Как выглядит и где находится «Юго-Западная»

Пятиэтажное здание выхода «Юго-Западной» выросло на пересечении проспекта Жукова и улицы Маршала Казакова довольно давно, будоража воображение местных жителей картинками скорого открытия. На самом деле, ждали его ровно год назад, одновременно с «Горным институтом». Но тогда не справились. С тех пор на информационном щите рядом с вестибюлем сроки сдачи объекта менялись чуть ли не каждые три месяца.

А подземка здесь была очень нужна. Красносельский район остался единственным в Петербурге, не считая пригородов, где не было ни одной станции метро. Между тем, он входит в пятёрку самых густонаселённых: в нём уже живёт более 440 тыс. человек. И строительный бум только набирает обороты.

Он начался лет двадцать назад, с «Балтийской жемчужины». Проект изначально выглядел спорным. Жилой микрорайон комфорт и бизнес -класса начали возводить посреди болот и пустырей, в окружении типовых кварталов советской застройки. К тому же многих тогда смущало, что основным девелопером выступила китайская компания. Но концепция себя оправдала. Сейчас это одна из самых популярных локаций на всём юго-западе: деловые центры, модный ТРК «Жемчужная плаза», достойные рестораны и променады и, конечно же, единственный городской пляж на южном побережье Финского залива.

Рядом растут всё новые современные жилые кварталы, в том числе и ещё один крупнейший в городе комплекс «Солнечный город» почти на 30 тыс. квартир. А в последнее время стали активно осваиваться территории в направлении Стрельны и Петергофа.

Каждый день сотни тысяч новосёлов и старожилов Красного Села пытаются выбраться в «большой город» на работу, застревая в пробках. Ближайшие станции — «Проспекта Ветеранов» и «Ленинский» — давно возглавили рейтинг самых загруженных в Петербурге и работают за пределами пропускной способности.

Фото: wikipedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov; CC BY-SA 4.0
Фото: wikipedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov; CC BY-SA 4.0

Поэтому запуск даже такого небольшого отрезка Красносельско-Калининской линии, а это всего 2,5 км, должен заметно улучшить жизнь всего юго-запада города. Дорога до метро сократится минут на 20-30, хотя от верениц лазурных автобусов район, конечно, не избавится.

Кардинально изменить патовую транспортную ситуацию, по идее, должно продление ветки на запад. В плане заявлено ещё 4 выхода: «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» — как раз рядом с «Балтийской жемчужиной» и «Солнечным городом» — и, наконец, «Сосновая поляна», которую собираются открыть возле одноимённой железнодорожной платформы. Здесь в перспективе хотят организовать пересадочный хаб для жителей пригородов.

Согласно последнему проекту адресной инвестиционной программы города, сроки ввода южного отрезка коричневой ветки сдвинули с 2030 на 2034 год. Сейчас приоритетная задача – дотянуть новую линию до Лиговского проспекта.

Как проектировали и строили «Юго-Западную»

О том, что на юго-западе должна появиться своя подземка, заговорили ещё в конце шестидесятых, когда район плотно застраивался многоквартирными панельками. Тогда же на схемах перспективного транспортного развития стали появляться первые наброски той самой Красносельско-Калининской линии и варианты, как продлить красную ветку до Сосновой поляны. К слову, эта идея не забыта по сей день, правда, теперь туннели от «Проспекта Ветеранов» планируют пустить в направлении Пулково.

Однако в 1974 году на перегоне между «Лесной» и «Площадью Мужества» случился масштабный размыв, и все силы ленинградского метростроя ушли на устранение аварии. Потом началась перестройка, а следом кризис 90-х и новый размыв на «Мужества». Тогда ресурсов едва хватало на уже начатые проекты. Конечно, о новой ветке не забывали, её просто отложили до лучших времен. И вот, в 2008 году в «Концепции развития метрополитена и других видов скоростного транспорта» станции в Красносельском районе появляются вновь: проект утвержден, обозначена даже дата окончания работ — 2015 год.

Радость местных жителей длилась недолго. Уже в 2011 году власти изменили программу, запуск участка от «Юго-Западной» до «Обводного канала» записали на 2020 год, а к нынешнему 2025 году предполагалось, что шестая линия соединит Петергофское шоссе с Пискарёвкой. Но и этому амбициозному плану не суждено было исполниться.

Фото: t.me/podzemnik_spb
Фото: t.me/podzemnik_spb

Первые строительные площадки на юго-западе оборудовали лишь в 2013 году. Но город получил почётное право принять Чемпионат мира по футболу, и все ресурсы метростроителей переключили на «Новокрестовскую» (сейчас — станция «Зенит») и «Беговую».

В результате, к проходке первых туннелей между «Юго-Западной и «Путиловской» смогли приступить только осенью 2018 года, и о запуске целой ветке больше не упоминали. Рассчитывали открыть хотя бы короткий участок за ближайшие пять лет.

Технические параметры и оформление «подземного дворца»

Станция «Юго-Западная» получилась стильной и очень петербургской. Как рассказали в метрополитене, проектировщики постарались сохранить старую традицию – создавать подземные дворцы. Светлый мрамор стен и подсветка арочных сводов должны напоминать о белых ночах и разводных мостах. Но главным украшением интерьера стал огромный витраж, который будет встречать пассажиров на входе, в кассовом зале. Это живописное панно с мотивами северной природы с причудливыми деревьями и птицами.

Что касается технических параметров, то станция глубокая — 56 метров, ориентировочная пропускная способность 14 тыс. человек в час. Основная фишка – стеклянные раздвижные двери платформы, как на «Беговой» и «Зените». Они должны защищать пассажиров от падения на пути, а ещё, как обещают, улучшат систему вентиляции.

Вообще на «Юго-Западной» будет много стекла. В него одет весь фасад входного комплекса, где помимо вестибюля расположится инженерный корпус метрополитена. Здание имеет оригинальную шестигранную форму и сверху накрыто гигантским прозрачным куполом.

Фото: t.me/podzemnik_spb
Фото: t.me/podzemnik_spb

Всю эту красоту обещают ярко подсветить, так что даже если открытие до конца года не случится, на праздниках точно будет шанс полюбоваться архитектурными новшествами Красносельского района.