Когда соборы становились бассейнами, а храмы — пышечными: тайная жизнь святынь Петербурга

Петербург не случайно называют городом трёх революций — он пережил немало потрясений. Но особенно заметно их отразила судьба храмов. С приходом советской власти начался богоборческий период, направленный не только против церквей, но и против религии в целом. Церковь, как пережиток имперской России, должна была быть уничтожена.
Тем церквям и храмам, что не удалось взорвать, находили новое применение: склады, спортзалы, бассейны, клубы. Подробнее в этом разбирался ведущий программы «Другой Петербург» Илья Михайлов-Соболевский.
Казанский собор: от святыни до музея атеизма
Невский проспект — сердце Петербурга. На нём разместились храмы разных христианских конфессий. Доминантой главной улицы города на Неве является Казанский собор, но и он не избежал печальной участи после прихода советской власти.
— Декрет об отделении церкви от государства, который был принят 21 января 1918 года, полностью был нацелен на то, чтобы церковь была закрыта, — объяснил кандидат философских наук Алексей Гайдуков.
Казанский собор стал ключевым элементом в борьбе с религией. Именно здесь открывается музей истории религии и атеизма. В 1929 году с купола сбросили крест, разбили колокола, сняли иконостасы, алтарь разобрали полностью.
— Здесь были представлены экспонаты, которые показывали «отрицательные стороны религиозной жизни страны»: от шаманских идолов до вопиющей инсталляции под названием «Под тяжестью Христа», — добавила экскурсовод Казанского собора Диана Цветкова.
Но именно сотрудники музея спасли собор. Они были высококвалифицированными реставраторами. Благодаря им храм сохранился.
Лютеранская церковь Петра и Павла: плавание по святыне
Советская власть боролась с религией как могла. Например, лютеранская церковь имени Святых Петра и Павла была переоборудована в плавательный бассейн. Внутри сохранились элементы — скамейки и плитка.
— Вот эта серая плитка — это как раз уровень площадки воды, — рассказал член Совета общины Петрикирхе Герхард Ройттер.
Остались четыре альбома с фотографиями из времён бассейна, где можно увидеть, как здесь плавали и даже проводили международные соревнования. Огромная вышка стояла в алтарной части, её демонтировали в середине 1990-х.
Убранство церкви было богатым, но для постройки бассейна разобрали пол первого этажа и своды подвала, объединив всё пространство. Теперь под бывшей чашей проходят выставки и концерты, а на стенах — росписи, появившиеся уже в XXI веке.
— Роспись здесь появилась в 2007 году, её сделал Мэтт Лэмб из Чикаго.
Ленинградцы, которые ходили в этот бассейн, вспоминают плитку. Она сохранилась, напоминая о том времени, когда здесь плавали люди.
Церковь на Лесном проспекте: спортзал, забравший храм навсегда
По разным подсчётам, до революции было около 500 храмов разных конфессий, а к концу советского времени их осталось около 50-ти. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Лесном проспекте закрыли в 1930 году, переоборудовав в спортивный зал. Колокольню, шатры и купола разобрали.
— Спортзал сохранился и работает до сегодняшнего дня. Заниматься спортом в историческом здании — особое ощущение, — отметил ведущий. — Даже сил будто прибавляется.
В позднее советское время там располагался спортивный зал завода «Красная заря». Сейчас от былого храма остались лишь стены.

Пышечная и шахматный клуб в реформатской церкви
На Невском проспекте легендарная пышечная скрывает удивительную историю. Это здание французской реформатской церкви, пояснил Алексей Гайдуков. Здесь же находился шахматный клуб имени М. И. Чигорина.
— Если не знать, никогда не подумаешь, что находишься в бывшем храме, — удивился ведущий.
Здание частично перестроено, но когда-то здесь действительно была церковь. В Петербурге всё связано — даже пышки и шахматы с протестантизмом.
От храма к универмагу и обратно
На Васильевском острове храм Тихвинской иконы Божией Матери в конце 1920-х превратили в Гаванский универмаг.
— Торговали всем — от портьер до обуви, — вспоминает бывшая работница Ирина Кулакова. — Только потом узнала, что это бывшая церковь.
Старожилы рассказывали, что в подвале были пыточные. При строительстве якобы находили старинные цепи. Правда это или нет — неизвестно.
Молокозавод под сводами церкви
Ещё одна невероятная история — храм на пересечении Миргородской и Полтавской улиц. В 1936 году здесь открывается молокозавод для жителей Ленинграда.
— Когда я сюда пришёл в 2002 году, то где-то год ходил вокруг этого храма, не замечая его даже, — рассказал секретарь попечительского совета храма Александр Гусаров.
Всё было застроено пристройками и перекрытиями, а лишнее уничтожили. На стене был лозунг «Слава труду». Храм оказался разделён на три цеха, по количеству окон. Позже здесь установили лифт, паропроводы, холодильники.
— Самая главная заслуга — то, что храм восстановлен. Он действует и работает по своему первоначальному назначению.

За ХХ век Петербург не раз менял облик, но сохранил память о себе. Город и правда не перестаёт удивлять. Главное — уметь смотреть на него под другим углом.
Под улицами Северной столицы скрыт совсем другой мир. Мы спустились в самые загадочные подземелья, чтобы узнать, где легенда становится историей, а история — мистикой. Об этом читайте в материале 78.ru.



























