Прямой эфир

Было можно всё: актёры об «Улицах разбитых фонарей» — спустя 30 лет

Анастасия Шиляева
25 октября, 10:16
Тридцать лет назад в Петербурге родился сериал, изменивший российское телевидение. «Улицы разбитых фонарей» стали не просто историей о буднях оперов, а настоящим символом эпохи — честным, живым, пропитанным духом города под дождём и фонарями. Как создавался культовый проект? Почему сериал любят до сих пор? Об этом — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: globallookpress.com; pngwing.com; kino-teatr.ru; pixabay.com; 5канал

Петербург — уникальный город с неповторимой архитектурой и идеальная киноплощадка. Неудивительно, что именно здесь 30 лет назад в лабиринтах дворов-колодцев появился на свет сериал, который полюбили миллионы россиян — «Улицы разбитых фонарей». Почему этот проект стал культовым и что сегодня о нём говорят главные действующие лица? В этом разбирался ведущий программы «Другой Петербург» Илья Михайлов-Соболевский.

Петербург — герой и декорация

Петербург в сериале был не просто местом действия — он стал полноправным персонажем. Холодные дворы-колодцы, облупленные парадные, мокрый асфальт под фонарями — всё это создавало атмосферу, которую невозможно было подделать в павильоне.

И действительно, Северная столица является идеальной киноплощадкой. Она была героем многих любимых фильмов и сериалов. Об этом подробнее можно прочитать в нашем материале. В пространстве Петербурга сошлись все элементы будущего феномена: документальная точность, узнаваемость, особая энергетика улиц, где всегда немного сыро и тревожно, но при этом невероятно красиво. Именно здесь, среди реальных отделений милиции и старых дворов, родился сериал, который стал знаковым для целого поколения.

#

#

Как всё начиналось

В начале 1990-х съёмки нового проекта казались делом почти случайным. Работы в то время было мало, продюсеры и актёры искали любые возможности, поделился воспоминаниями актёр театра и кино Александр Половцев, воплотивший в этом сериале образ Олега Соловца.

— Когда как-то, случайно, кто-то сказал: давай соберёмся, есть идея снять проект про оперов. Мы даже не знали, получится ли что-то из этого.

Первым режиссёром стал Александр Рогожкин, уже известный по «Особенностям национальной охоты». Именно он утвердил состав актёров и настоял, чтобы история была снята честно, без прикрас.

— Он утвердил именно нас — пятерых. Первые серии выстрелили — это был шедевр. Нас не ограничивали во времени, серия могла идти час, а то и больше, — объяснил актёр.

Сценарий Андрея Кивинова, бывшего милиционера, стал живым отражением действительности. Все персонажи, ситуации, даже профессиональный сленг — взяты из реальной работы. Актёр признался, что поначалу они даже не понимали значения некоторых слов.

— Это уже потом, когда мы снимались в реальных отделах милиции, мы консультировались с оперативниками, они нам разъясняли всё. Андрей всё брал из жизни. Поэтому всё было практически по-настоящему.

Сериал, в который поверили

Главное в «Улицах разбитых фонарей» — ощущение подлинности. Здесь не было ни глянца, ни героизации. Герои жили от зарплаты до зарплаты, ссорились, шутили, мечтали о выходных и боролись с преступностью так, как могли.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Многие сцены снимались прямо в действующих отделах милиции. Киногруппа буквально вросла в город. В одном из дворов, где когда-то стоял старый ОПОП, сейчас — обычный участковый пункт полиции. Но именно там, вспоминает Половцев, зарождался стиль и дух сериала.

— Наворачивается слеза. Ведь я один из актёров, кто от начала до конца отработал в этом проекте. Все 23 года. Думаю, что судьба подарила мне этот подарок.

Актёр поделился, что даже вне площадки он начал обращать внимание на подозрительных прохожих, будто всегда на посту. На Петроградской стороне и сегодня можно найти множество дворов и уголков, где снимали сериал.

Настоящая народная слава

Первый же сезон принёс сериалу оглушительный успех. В конце 1990-х зрители смотрели «Ментов», так в народе прозвали проект, всей страной.

— «Ментомания» — вроде Битломании. Мы объездили порядка пятидесяти городов с творческими встречами.

Актёров встречали как рок-звёзд. Однажды зал не хотел отпускать любимцев. Весь автобус был расписан помадой, а актёров сопровождал ОМОН.

— Мы петляли по городу, чтобы не знали, в какой гостинице мы остановились.

Сериал цитировали, реплики становились мемами задолго до эпохи соцсетей. В каждом дворе знали: «У нас труп, возможно, криминал».

#

#

Сцены, ставшие легендой, и тайны съёмочной площадки

Композитор, сценарист Андрей Иванов признался, что первые серии писались на интуиции. Вспомнил он сцену с Иваном Краско.

— Хороший актёр, он очень хорошо отрабатывает и исправляет все ошибки сценаристов, режиссёров, нам повезло.

Но позже стиль сформировался: короткие, живые диалоги, ироничные реплики, внимание к деталям. Андрей Иванов тоже снимался в нескольких эпизодах, сыграл бандита, а также самого себя.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— В сериале переснимались все мои друзья, квартиры всех друзей. Сейчас забавно смотреть, потому что я узнаю интерьеры. У нас не было денег на аренду, — рассказал собеседник. — Причём, снимали одну и ту же квартиру по несколько раз, с разных ракурсов. Люди выходили якобы на улицу, но выходили в ванную комнату или в стенной шкаф.

Самая знаменитая сцена — в психиатрической больнице, где звучит фраза: «Котлетки! С макарошками? С пюрешкой!» Короткий эпизод спустя годы стал вирусным в интернете. Актёр Игорь Вуколов, сыгравший в этой сцене, не думал, что диалог разлетится в Сети.

#

#

— Мы снимались с драйвом. Было ощущение полной свободы, будто можно всё.

Любовь и семья на съёмочной площадке

В «Улицах разбитых фонарей» всё переплеталось: работа, дружба, настоящие чувства. Актриса и продюсер Юлия Соболевская, бывшая супруга Александра Половцева, попала в сериал случайно.

— Позвонила ассистент по актёрам: «У нас тут появилась небольшая роль жены Соловца. Ты же артистка, сыграй». Я согласилась просто из интереса, — вспоминает она.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Затем персонаж был уже не эпизодическим, а позже Соболевская стала продюсером сериала. По её словам, сериал дал огромный толчок в жизни.

— Я ни о чём не жалею, я рада, что всё это было. 30 лет прошло, все помнят и не просто помнят, смотрят. Я сама иногда смотрю, сажусь, я знаю это всё наизусть, нет, я сажусь и смотрю. Раз это так, значит, это кому-то было нужно.

Женский образ в мужском мире

Актриса Анастасия Мельникова, сыгравшая в сериале следователя Анастасию Абдулову, стала одной из самых узнаваемых героинь. Её персонаж, единственная женщина в мужском коллективе, быстро завоевал любовь зрителей.

— Я не становилась следователем в это время. Я просто играла невероятно интересную историю, полностью противоположную тому, как я живу, — призналась актриса. — Я мама, хозяйка, наседка… Я никогда не могла бы быть следователем. Я знаю, что есть невероятное количество артистов, которые в тысячу раз талантливее, чем я. Но я в нужное время оказалась в нужном месте.

Роль принесла Мельниковой всенародное признание. Люди на улицах обращались к ней по званию, советовали «беречь себя». Так один сотрудник полиции просил передать, чтобы Настя меньше бегала по подвалам с пистолетом, ведь у неё маленький ребёнок.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Мне было и приятно, и немного неловко — ведь они беспокоились искренне.

По мнению Мельниковой, секрет сериала — в отношении актёров к профессии. Она вспомнила, как Сергей Селин стучал кулаком по столу и говорил: «Стоп, я не буду дальше сниматься, пока не объяснят, почему я говорю эту фразу». Именно эта требовательность и сделала проект живым. Для Анастасии роль и история стали судьбоносными, ведь после сериала её начали звать в кино и театр.

Феномен, который не забывают

«Улицы разбитых фонарей» стали стартом для десятков актёрских карьер и основой целой вселенной телесериалов о буднях правоохранителей. С тех пор город изменился. Гаражи, где снимались погони, почти разобрали, фасады отреставрировали, а старые «Волги» стали раритетом. Но дух того Петербурга остался на экране — с его туманом, дождём, фонарями и вечным ощущением правды.