Ставок больше нет: зачем Минфин хочет выселить казино в Республику Алтай

Ещё одна игорная зона не помешает
Игорный бизнес в России может работать легально только в специальных зонах. Всего их пять: в Алтайском, Приморском и Краснодарском краях, Калининградской области и в Крыму. До 2009 года ограничений на работу игорного бизнеса, в том числе казино, не было, однако после их «выселили» в игорные зоны, а в других субъектах объявили вне закона.
В последний раз новую игорную зону создали в 2014 году — для неё выделили площадку в центре Ялты. Спустя более 10 лет Минфин предложил создать шестую — в Республике Алтай. Интересно, что в соседнем Алтайском крае, буквально на границе с республикой, расположена игорная площадка «Сибирская монета», на которой работает пока единственное казино Altai Palace.
В целом игорные зоны по стране демонстрируют очень разные экономические результаты, отметила в разговоре с 78.ru руководитель образовательной программы «Менеджмент», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат политических наук Кристина Палий.
— Статистические данные Федеральной налоговой службы и отчёты операторов подтверждают, что устойчивая динамика по объёму валового игрового сбора и посещаемости характерна в первую очередь для зоны «Красная Поляна» в Сочи. Её успех обусловлен интеграцией в общефедеральный курортный кластер с развитой транспортной, гостиничной и рекреационной инфраструктурой, что создаёт постоянный поток туристов, — констатировала эксперт.

В то же время игорные зоны «Сибирская монета» в Алтайском крае и «Янтарная» в Калининградской области впечатляющих результатов не показывают, и причиной тому, как указала Кристина Палий — удалённость от основных центров платёжеспособного спроса и необходимость формирования вокруг самодостаточного туристического предложения. Так, Калининград в последние годы показывает рост туристического потока, однако он больше сосредоточен на местных достопримечательностях и море, чем на желании легально поиграть в казино.
— Если взглянуть на карту страны, все игорные зоны расположены по окраинам — Приморье, Калининград и так далее. Поэтому в Сибири одна зона тоже не помешает, — отметил в разговоре с 78.ru историк экономики, управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев.
Учреждение новой игорной зоны в Республике Алтай выглядит стратегическим решением, направленным на развитие региона в первую очередь. Но почему выбрана именно она?
Почему для казино выбрали Республику Алтай
Можно только догадываться, почему Минфин обратил внимание именно на этот субъект. Возможно, причина — в его уникальном расположении: регион граничит одновременно с Казахстаном, Китаем и Монголией, в то время как соседний Алтайский край имеет общую границу только с Казахстаном. Кроме того, Алтай — это уже туристический бренд, и для раскрытия его потенциала требуются значительные частные инвестиции.
— Уникальный бренд Алтая как объекта природного и экологического туризма может стать основой для формирования премиального сегмента в сфере гостеприимства, ориентированного на состоятельную аудиторию. Однако для трансформации этой гипотезы в реальный экономический эффект потребуется реализация масштабных инфраструктурных проектов, выходящих за рамки самого игорного комплекса. Речь идёт о модернизации транспортной доступности, а также о создании сопутствующей сервисной экосистемы, способной удлинить срок пребывания туристов и повысить их средний чек, — отметила Кристина Палий.

Активное обновление уже идёт: Сыдып Бальдруев напомнил, что в Республике Алтай «Сбер» развивает грандиозный горнолыжный курорт «Манжерок», направленный как раз на обеспеченных людей. И уже существующая игорная зона «Сибирская монета», и новая, предложенная Минфином, располагаются недалеко от него и, очевидно, рассчитаны в первую очередь на его посетителей.
— На новых курортах, кроме лыжни, питания, сна, развлекаться особо нечем, инфраструктура ещё не соответствует. Поэтому желающие пойти в казино для интереса, погонять адреналин в крови найдутся, особенно среди обеспеченной публики, которая в силу своей деятельности и так постоянно находится в состоянии адреналинового подъёма — ведение бизнеса, управление коллективом в нашей стране этому способствует. Поэтому желающие покрутить рулетку будут, — предположил эксперт.
Игорные зоны нужны в качестве довеска для развития курортов, указал Сыдып Бальдруев. В качестве примера он привёл грузинский Батуми, где, кроме отдыха на море, существенную туристическую привлекательность имеют и многочисленные казино. Они не только вносят лепту в архитектурный облик города, но и привлекают богатых людей из стран, где азартные игры запрещены, — к примеру, из Турции, Ирана и других. В силу краткосрочности визита проигрыш в казино для них не фатален.
— То же самое работает и для наших игорных зон, где основной посетитель — это турист, зашедший туда раз–два в год: получил адреналин, немного проиграл, может, выиграл, ушёл и забыл, занимается своими делами в тысячах километров от игорной зоны, — отметил эксперт.
Возможно, для Республики Алтай в силу уникального географического положения привлечение туристов в игорную зону также будет актуально. В Китае, к примеру, единственная легальная игорная зона находится в Макао, а китайцы — достаточно азартные люди. В Монголии все виды азартных игр, в том числе онлайн, запрещены с 1 июля 2025 года. В Казахстане азартные игры хоть и разрешены, но законодательство в их отношении регулярно ужесточается. Всё это может привлечь туристов в соседнюю игорную зону в российском регионе.
Однако есть и неизбежные проблемы, связанные с открытием любой игорной зоны, не только в Республике Алтай.
Главное — нейтрализовать негатив
С самого начала введения легальных игорных зон в России их влияние на экономику носило двойственный характер, обратила внимание Кристина Палий.
— С одной стороны, он (игорный бизнес. — прим. ред.) является источником стабильных налоговых поступлений и создаёт квалифицированные рабочие места. Перевод игорного бизнеса в специальные зоны после 2009 года позволил значительно легализовать данный сегмент и вытеснить нелегальные операции. С другой стороны, сохраняются дискуссии о сопутствующих социальных издержках, что требует от региональных властей и операторов выстраивания эффективной системы мер, направленной на минимизацию потенциального негатива, — отметила эксперт.

С ней согласен и Сыдып Бальдруев. Он указал, что легальные игорные зоны не решают проблему лудомании, то есть патологической зависимости от азартных игр. Поездка в легальные игорные зоны — развлечение недешёвое: добраться до самой зоны стоит немалых денег, гостиницы там также влетят в копеечку, да и в казино удастся попасть только по паспорту. Люди, зависимые от азартных игр, редко обладают большими накоплениями, а потому предпочтут нелегальный игорный бизнес или более дешёвую поездку — например, в Белоруссию, где законодательство в отношении казино гораздо более лояльное, чем в России.
— К сожалению, в стране становится очень много лудоманов, играющих в нелегальное онлайн-казино, международный крипто-трейдинг, прямо из своего жилища, на компьютере, где шанс проиграться до основания, вплоть до кредита в залог своего жилья, крайне высок и приближается к астрономическим значениям. Времени вдоволь, ограничений нет, сидит себе в компьютере, а потом ходит побирается по МФО, знакомым в тщетной попытке отыграться, — описал печальную участь фанатов онлайн-казино Сыдып Бальдруев.
Регион, где располагается игорная зона, действительно оказывается под ударом: хотя она привлекает туристов и способствует развитию инфраструктуры, в то же время она может негативно влиять на местных жителей и жителей ближайших областей. Эксперт предложил даже вводить ограничения, чтобы жители республики не могли попасть в казино, иначе социальная политика в регионе окажется подвержена серьёзным рискам.
Нельзя сказать, что открытие новой игорной зоны в Республике Алтай говорит о начале их массового создания, отметила Кристина Палий. Скорее речь идёт о применении точечного и взвешенного подхода. Да и сам законопроект Минфина пока находится ещё только на стадии обсуждения.
— Каждое подобное решение будет рассматриваться федеральным центром исходя из принципа целесообразности, способности региона предложить уникальные конкурентные преимущества и способности инвесторов доказать комплексный вклад в стратегические задачи территориального развития, — указала она.
И в будущем законодательство об игорном бизнесе, вероятно, будет развиваться в сторону ужесточения контроля за операторами, повышения фискальной прозрачности и поиска оптимальных моделей интеграции игорного бизнеса в программы регионального социально-экономического развития, резюмировала Кристина Палий.
Впрочем, минимальная интеграция уже есть: налог на игорный бизнес — это региональный налог, который казино платят в бюджет региона, где они зарегистрированы. И потому, при всех минусах, создание игорной зоны может действительно серьёзно подтолкнуть развитие субъекта. Главное — принять серьёзные меры для нейтрализации возможного вреда.




