Прямой эфир

Что происходит с оплатой проезда в транспорте во время сбоев Интернета в Петербурге?

Светлана Коваленко
2 октября, 17:59
До 31 октября чиновникам транспортного блока Смольного предстоит определиться со сценарием действия для сотрудников метрополитена во время масштабных сбоев в работе турникетов. Как один из вариантов в самом крайнем случае рассматривается бесплатный проезд. Между тем, с ситуацией, когда его оплатить в наземном городском транспорте при всем желании пассажира невозможно, некоторые уже сталкивались.
Коллаж 78.ru: пресс-служба Петербургского метрополитена, freepik.com/senivpetro, flaticon.com/Us and Up

Всеобщий сбой?

На ситуацию с массовым сбоем в работе универсальных турникетов ГУП «Петербургский метрополитен» 4 сентября чуть позже обратил внимание депутат Законодательного Собрания Алексей Цивилев. Он подчеркнул, что невозможность оплатить проезд банковской картой или другими бесконтактными способами создала тогда неудобства для тысяч горожан. В обращении в Комитет по транспорту Смольного народный избранник предложил, что в такие периоды пускать пассажиров в городскую подземку можно временно бесплатно. Собственно, такая практика уже применяется при сбоях в работе оборудования в зоне платной парковки, когда автомобилисты могут не вносить средства, напомнил Алексей Цивилев.

В ответе на обращение в Комитете по транспорту сообщили, что сбой в метрополитене возник из-за нарушения обмена информацией между СПб ГКУ «Организатор перевозок» и ГУП «Петербургский метрополитен». Программное обеспечение было обновлено и с тех пор подобных инцидентов больше не повторялось.

Между тем, как написал Алексей Цивилёв в Telegram 22 сентября он сам лично столкнулся с тем, что около 18:00 на станции «Горьковская» в приложении виртуального проездного билета не генерировался QR- код для входа.

Теперь, как сообщили в пресс-службе Комитета по транспорту, в срок до 31 октября предстоит доработать сценарий действий для сотрудников метрополитена в случае масштабного сбоя в работе турникетов. Но в ведомстве напомнили, что у пассажиров всегда есть возможность воспользоваться жетонами.

Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена

При этом, в рамках проведенной в городе транспортной реформы оплатить проезд в городском надземном транспорте наличными стало невозможно. В начале 2025-го в Северной столице заработал так называемый виртуальный «Подорожник», набирающий всё большую популярность у горожан. Более того, в самой подземке всё активнее внедряются передовые технологии оплаты по биометрии.

Со сбоями в работе мобильного Интернета по всем понятным причинам и невозможностью оплаты ряда товаров в приложениях уже столкнулись ретейлеры. У некоторых выходом стало предложение платить наличными. Но и это не спасало, если речь шла о продукции, подлежащей обязательной маркировке (алкоголь, вода, молочка и т.д.). Как полагает Алексей Цивилёв, некоторые ретейлеры проблему сумели решить. В отрасли поясняют: это так, но лишь частично, есть множество нюансов и вопросов.

Эксперты по транспорту констатируют: увы, гарантировать, что сбои не повторятся, никто не может. Никаких единых практик на этот счёт не существует ни на российском, ни на мировом рынках. Ситуации решаются «точечно и в ручном режиме».

А если опоздает врач, учитель, сантехик?

Вариант с бесплатным проездом при массовых сбоях в метрополитене действительно рассматривается, подтвердили 78.ru в пресс-службе Комитета по транспорту.

Из-за сбоев, особенно утренних, горожане могут элементарно опоздать на работу, указывает Алексей Цивилёв. За теми же жетонами приходится стоять в очереди, так как есть и общий тренд на сокращение кассиров.

— Когда человек опаздывает на работу, это всегда плохо. Но есть, например, врачи в поликлиниках, у которых приём пациента может быть назначен на определённое время. Представляете, что будет если врач опоздает. Есть учителя, у которых тоже уроки начинаются в определённое время. Наконец, есть сантехники, торопящиеся на экстренный вызов, например, прорыв трубы в доме, — приводит пример депутат.

Постоянная комиссия по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры парламента Петербурга, которую возглавляет Цивилёв, разбиралась в ситуации со сбоями в системе оплаты проезда в наземном транспорте. Парламентарии пришли к выводу, что если у пассажира нет технической возможности внести средства не по своей вине, то контролёры, убедившись в этом, не имеют право оштрафовать такого человека или высадить его.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов

Ответственность в виде наказания рублём в таком случае должен нести перевозчик, выпустивший машину с неисправным оборудованием.

Плати или выходи

Примечательно, что в Комитете по транспорту придерживаются другой позиции. Там ссылаются на правила пользования наземным транспортом, утверждённые приказом комитета №332 от 18 декабря 1997 года. Согласно этому документу, обязанность оплатить проезд наступает сразу после входа в салон. Если валидатор не работает, то пассажир должен сообщить об этом водителю, а также оставить обращение по телефону учреждения «Организатор перевозок» 576-55-55.

— Случаи сбоев в работе оборудования могут быть связаны с неустойчивой связью между транспортом и основным сервером на отдельных участках некоторых маршрутов. Рекомендуется через какое-то время после отравления транспорта проверить, не возобновило ли работу бортовое оборудование. При невозможности оплатить проезд альтернативными способами (разовый QR-билет, банковская карта), пассажир должен покинуть салон транспортного средства.

Отсутствие факта оплаты проезда может послужить основанием для штрафа — подчеркивают в пресс-службе ведомства.

Там также готовы порекомендовать порядок действий, если проблемы возникают с виртуальным «Подорожником». Как считают чиновники, им можно пользоваться и без мобильного интернета.

— Для этого владельцы мобильных телефонов с функцией NFC должны хотя бы 1 раз в сутки войти в приложение через мобильный интернет или в зоне действия, например, домашнего Wi-Fi. Система приложения обновляется и далее пассажир сможет оплачивать проезд уже без доступа в интернет.

Примерно по такой схеме с отсрочкой во внесении данных действуют некоторые ретейлеры при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке. Такая практика сложилась не совсем давно, действует она на принципе доверия и чем всё это в итоге закончится, никто пока не знает, делятся собеседники 78.ru на условиях анонимности.

Приложения ретейлеров действуют в телефонах покупателей и во время сбоев. Но их функционал зачастую ограничен. Условно говоря, персонифицированные скидки для владельца приложения будут действительны, а вот списать накопленные баллы он не сможет в такие моменты.

Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена

Возвращаясь к пассажирам транспорта, надо напомнить, что виртуальным «Подорожником» пользуются и владельцы устройств без NFC. И для них — плохие новости. Провести оплату в отложенном режиме их гаджет не сможет. А это значит, что необходимо продумывать альтернативные варианты оплаты посредством других проездных билетов, — поясняют в пресс-службе комитета.

Однозначно в ведомстве отвечают и на вопрос о возможности возвращения оплаты наличными в наземный транспорт: нет. Хотя в правилах такая возможность для маршрутов, работающих с кондуктором... предусмотрена.

Из духа не следует, но…

Опрошенные 78.ru эксперты подчеркивают: в правилах нигде не написано прямым текстом, что в случае невозможности оплаты не по своей вине пассажир обязан покинуть салон. Речь идёт лишь об отказе от внесения средств. А это разные вещи. В первом варианте человек готов исполнить свою обязанность, но не может и не по своей вине.

— В каждом конкретном случае надо разбираться, кто именно виноват: это перевозчик, выпустивший техническое средство с неисправным оборудованием для оплаты проезда, провайдер ли или банк, ответственный за непосредственное проведение платежей. Возможны все три варианта. Виновный и должен нести ответственность, а не пассажир, — рассуждает транспортный инженер Иван Вергазов.

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников согласен: из духа федерального законодательства не следует, что сторона, не исполнившая свои обязанности не по своей вине, и тому есть подтверждения, должна нести за это какую-либо ответственность.

Так, например, в страховании при оформлении страховок от невылета особо оговаривается ситуация с закрытием неба по решению государственных органов. В таких случаях, ответственность и ущерб как раз и берёт на себя государство.

Илья Резников не припоминает случаев в мировой практике, когда бы вход в метро из-за сбоев в Интернете делался бы бесплатным.

— Система исходит из того, что таких сбоев быть в принципе не должно. Но, тем не менее, они есть и будут. И это не только атаки БПЛА. Всё это пока решается в индивидуальном порядке и точечно, — констатирует он.
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена
Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена

Примечательно, что на вопрос о том, на какую конкретно сумму был нанесен ущерб от сбоев 4 сентября, в пресс-службе Комитета по транспорту прямо не ответили.

— Стоит отметить, подобные случаи наносят ущерб для метрополитена, который является безопасным и надёжным городским транспортом, прежде всего репутационного характера, — лишь заявили там.

Илья Резников поясняет: подземка — это городское унитарное предприятие, его целью не стоит генерация прибыли, а лишь оказание услуг населению по регулярным и стабильным перевозкам. От города для этих целей и выделяются субсидии. Соответственно, и ущерб нанесён городскому бюджету, формируемому за счёт в том числе, налогов, часть которых платят горожане.

Между тем, после теракта в Петербургском метрополитене в 2017-м году те же маршруточники возили петербуржцев в тот день бесплатно.