Крысы и подозрительное мясо: что ещё не так в магазинах «Семишагофф»

«Семишагофф»: главное о компании
Компания «Семишагофф» была основана в 2000 году, но активное развитие сети под текущим брендом началось с 2012 года. Магазины работают только в Петербурге и Ленинградской области, сейчас в списке на корпоративном сайте значится 188 адресов.
«Семишагофф» стал одной из первых сетей-дискаунтеров Северной столицы. Свою миссию компания видит в том, чтобы предлагать покупателям «качественные продукты по самым привлекательным ценам». В ассортименте магазинов — преимущественно продовольственные товары, в том числе свежее мясо и сезонные фрукты и овощи. Многие позиции продаются со значительными скидками: от 30% до 70%.
Проверка начинается
Для своей инспекции команда «Гид 78. Супермаркеты» выбрала три петербургских магазина «Семишагофф» по адресам:
- ул. Лёни Голикова, 27, корп. 3;
- ул. Стойкости, 8;
- Новоизмайловский пр., 13 корп. 2.
Оценить условия в этих магазинах с точки зрения выполнения законов и безопасности для покупателей ведущему Александру Гаврилову помогали эксперты: пищевой технолог Елена Григорьева, юрист Юлия Лапина и социолог Юлия Байер.
Отзывы о магазинах «Семишагофф»
Общий рейтинг сети на irecommend.ru составляет всего 2,4 балла, на zoon.ru — 2,83 балла. На «Яндексе» покупатели оказались заметно щедрее на «звёзды»: лишь один магазин (третий в списке адресов, выбранных для проверки) имеет оценку 3,8 баллов, остальные — 4 и выше.
По каждому адресу хватает и положительных, и отрицательных отзывов. Например, про магазин на Лёни Голикова можно прочитать полярные мнения:
— Ужасный магазин! Тараканы повсюду…! Не только в овощах тараканы, но и в мясном отделе! Антисанитария полная!
— Хороший недорогой магазин, рядом с домом. Старательный персонал и достаточно постоянный. Продукты всегда свежие, выбор достаточно большой. Подкупает близость к дому и цены.

В оценках двух других точек покупатели также разошлись. Вот что петербуржцы пишут про магазин на улице Стойкости:
— Частый беспорядок, неоднократно пробегали тараканы в овощах, постоянно чем-то пахнет, за ротацией особо не следят... Ужасное и грязное место!
— В магазине чисто, на улице при входе все убрано. Товар разный, обслуживающий персонал стал последнее время очень внимателен.
А это впечатления покупателей от «Семишагоффа» на Новоизмайловском:
— Грязно, ужасно воняет от мясного отдела на весь магазин, сотрудники не вежливые, с покупателями на «ты» разговаривают.
— Большой магазин, чистый, товара много, ценники на местах.
Кто прав в этом споре, съёмочной группе пришлось разбираться на местах.
Условия в магазинах: мусор и потёкшие холодильники
Во всех проверенных точках оказалось очень тесно. И без того небольшие помещения помимо стеллажей и холодильников заставлены коробками, паллетами и упаковками. Одна из покупательниц на Новоизмайловском пожаловалась: «Мне с моими габаритами с тележкой бывает и не проехать. С другими покупателями мы не можем даже обойти друг друга».
Но теснота — это ещё не самое страшное. Гораздо хуже антисанитария. Пожалуй, самая вопиющая ситуация сложилась в первом магазине. Мусор, пыль и грязь буквально повсюду: на полах, на стенах, в холодильниках, на упаковочных столах. Местные сотрудники неубедительно оправдываются («Потому что так получилось, к сожалению, опоздала уборщица просто») и судорожно пытаются хотя бы подмести пол в проходах.

С учётом условий стоит ли удивляться, что в торговых залах заводятся насекомые и вредители? На Новоизмайловском над овощными лотками вьются мошки, а посетители этого магазина рассказывают, что видели под ногами бегающую крысу.
— Крысы — это вообще недопустимо, это что-то шокирующее, — комментирует Юлия Лапина. — Вряд ли здесь кто-то куда-то убирает на ночь овощи и другие продукты в открытой выкладке. Соответственно, если крысы по ним походили, то я лично не рискну что-то покупать в таком магазине, потому что дорожу своим здоровьем.
Следующая беда — старые и ржавые рефрижераторы, которые явно не справляются со своими задачами. Внутри наросла толстая ледяная шуба, а вдобавок они ещё и подтекают: в первом и третьем магазинах Александр Гаврилов обнаружил на полу под морозильниками неопрятные влажные тряпки.
— Подтекающие холодильники — это проблема, которая часто встречается в торговой сети. — подтверждает Елена Гаврилова. — Сотрудники подкладывают какие-то тряпочки, подставляют ведёрки, чтобы этот конденсат собрать. Но повышенная влажность вокруг — это всегда плесень. А от неё бывают различные заболевания, начиная от какой-то простой аллергии и заканчивая бронхиальной астмой.
Только во втором магазине ситуация с чистотой была более-менее удовлетворительной. Съёмочная группа даже застала процесс влажной уборки.

Ассортимент и качество товаров: мясо без сроков годности и перемороженная рыба
В первом и третьем магазинах внимание Александра Гаврилова сразу же привлекли вялые и подгнившие овощи. Лишь с большим трудом в этих ящиках можно найти помидоры и перцы, ещё пригодные к употреблению.
Товары кое-где буквально свалены в кучу на пол, а глядя на упаковки на верхних полках невозможно понять — это вообще продаётся или просто таким образом хранится, поскольку в магазине нет складского помещения?
В первом магазине под стеллажами ведущий нашёл бутылку растительного масла и бульонные кубики, а в одном из холодильников — неопознанное ведёрко с таинственным мясом в маринаде. Узнать какие-либо подробности про товар оказалось невозможно, поскольку на упаковке не было этикетки с информацией.
Рыба в морозильниках выглядела откровенно страшно — даже без экспертизы очевидно, что продукт несколько раз размораживали и замораживали обратно. Елена Григорьева объяснила, что такие продукты мало того, что невкусные — они могут быть опасными для здоровья:
— Если это замороженная продукция, она не должна замораживаться несколько раз, потому что, помимо того, что после растаивания уже изменилась структура, но изменилась ещё и микрофлора продукта.
В каждом «Семишагоффе» есть витрина со свежим мясом. Однако информации о его происхождении и сроках годности в открытом доступе нигде нет. Попытки Александра Гаврилова добыть эти сведения у руководства магазинов увенчались успехом только на улице Стойкости.
Кстати, некоторые постоянные покупатели «Семишагоффа» пожаловались съёмочной группе на вонь от рыбных и мясных прилавков и признались, что не рискуют покупать ни то, ни другое.

Поскольку сеть всегда позиционировала себя как дискаунтер, на полках и правда много бюджетных позиций. Впрочем, качество их вызывает большие вопросы. Так, наш ведущий, рискнувший купить дешёвое мороженое, усомнился в том, есть ли вообще в его составе молоко. Чтобы максимально удешевить товар, магазины экономят буквально на всём: например, при упаковке копчёной рыбы делят пополам копеечные пластиковые подложки.
Персонал и соблюдение прав потребителя: сокрытие информации и незнание законов
Во всех трёх магазинах ведущий попросил администрацию показать документы на мясо, которые бы подтвердили надлежащее качество продукта: декларацию соответствия, сертификат качества, санитарно-ветеринарное заключение. Юрист подтвердила, что покупатель, действительно, вправе ознакомиться с этой информацией.
В первом магазине Александру наотрез отказались предоставить соответствующую документацию, сославшись на некое правило, по которому её можно получить только по официальному запросу. Вопрос не решился даже после звонка вышестоящему начальству.
В «Семишагоффе» на Новоизмайловском директор отказалась распечатать декларацию и сертификаты, но после спора согласилась переслать документы по электронной почте. По её утверждению, письмо было отправлено, вот только адресат его почему-то не получил. После очередного вопроса женщина попросту скрылась в подсобных помещениях, посоветовав ведущему написать жалобу, если его что-то не устраивает.
— Такое поведение говорит о том, что директор не справляется со своими обязанностями, — отметила Юлия Лапина. — Это напрямую его зона ответственности. И поскольку он не выполнил своё обещание и не предоставил никакие документы, это является приглашающим сигналом для Роспотребнадзора и санитарных служб, чтобы проверить этот магазин основательно.

Если бы покупатели всё-таки решили пожаловаться на нарушение своих прав, в первом и третьем магазинах им пришлось бы искать контакты руководства и контролирующих организаций самостоятельно. В «Уголках потребителей» Александр Гаврилов не нашёл ни одного телефона или электронного адреса. На Лёни Голикова информационные стенды вообще были загорожены штабелями корзин.
И только всё тот же магазин на улице Стойкости снова приятно порадовал команду телеканала. На просьбу показать документы на окорок доброжелательно настроенная директор быстро и без каких-либо возражений принесла распечатку из «Меркурия». В эту специальную программу заносятся все необходимые сведения, касающиеся мясной продукции и подтверждающие её качество.
К «Уголку потребителей» по этому адресу тоже не возникло никаких вопросов: на стендах нашлись все необходимые контакты. Юлия Лапина подчеркнула, что такое оформление — это норма, которая должна быть в каждом магазине.
Эксперты уверены: чтобы изменить ситуацию в магазинах к лучшему, потребителям нужно хорошо знать и чаще отстаивать свои права. Всеобщее мнение выразила Юлия Байер:
— Нормальная, современная, активная гражданская позиция покупателя в магазине — отстаивать свои права и требовать соблюдать чистоту. Потому что, в конечном итоге, это его здоровье и качество жизни.
Продуктовая корзина
Споры с персоналом не помешали Александру Гаврилову собрать свою традиционную продуктовую корзину. В неё, как обычно, вошли яблоки, хлеб, греча, молоко, куриные голени и томаты. По поводу низких цен «Семишагофф» не обманул: стоимость набора в сравнении с другими проверенными сетями, оказалась минимальной — 469 руб. 27 коп.

Итоги проверки магазинов «Семишагофф»
Главными проблемами петербургской сети, по итогам расследования «Гид 78. Супермаркеты», стали грязь, старые холодильники, захламленные помещения и отказ в получении информации о качестве продуктов. Впрочем, как показывает пример магазина на ул. Стойкости, многое зависит от администрации конкретной точки. Если руководство относится к своим обязанностям и правам покупателей ответственно, то и в зале будет чище, и документы придирчивому потребителю выдадут по первому требованию.
Плюсы:
- низкие цены;
- магазины рядом с домом.
Минусы отдельных магазинов:
- грязь в торговых залах;
- старые, ржавые и подтекающие холодильники;
- тесные захламленные помещения;
- испорченные продукты — подгнившие овощи, перемороженная рыба;
- насекомые и вредители в торговых залах;
- валяющиеся под стеллажами товары;
- отсутствие доступной информации о сроках годности некоторых товаров;
- недружелюбный персонал;
- отказ предоставить документацию на мясо;
- нарушение правил оформления «Уголка потребителя».
Чтобы облегчить сравнение торговых сетей между собой, команда программы «Гид 78. Супермаркеты» разработала систему оценки по 5 критериям: чистота, клиентоориентированность, качество товаров, техническое оснащение и соблюдение прав потребителя. Оценка производится по шкале от нуля до десяти. Результаты «Семишагоффа»:
- чистота — 2 балла;
- клиентоориентированность — 4 балла;
- качество товаров — 5 баллов;
- техническое оснащение — 3 балла;
- соблюдение прав потребителя — 3 балла.

Общая сумма баллов составила 17 из 50 возможных, и это пока худший результат среди проверенных сетей.




