Прямой эфир
+2
Пробки
1
$80.03
94.25
СКА ОДОЛЕЛ «АК БАРС» СО СЧЁТОМ 3:2

Бойся болот, не пей алкоголь: почему день Евпатия Коловрата такой страшный

Лилия Батршина
24 августа, 09:18
Евпатий Коловрат — известный персонаж русского фольклора, умелый воин и полководец, героически боровшийся с захватчиками. Однако день его памяти в народе считали очень страшным и полным запретов. Кем был Евпатий Коловрат на самом деле и чего нельзя делать в его день, рассказываем в материале 78.ru.
Фото: wikipedia.org

Кто такой Евпатий Коловрат: легенда и история

Евпатия Коловрата принято называть русским былинным богатырём, хотя на деле это не совсем верно. Действительно, известно о нём из литературного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной в XVI–XVII веках. Однако не исключено, что Евпатий Коловрат существовал в реальности или, по крайней мере, имел прообраз среди реальных русских воинов, которые боролись с захватчиками-монголами.

Время, о котором рассказывает «Повесть», было для Руси крайне тяжёлым: феодальная раздробленность, когда фактически не существовало единого государства, привела к тому, что позднее исторические источники назовут татаро-монгольским игом — полной подданнической зависимости Руси от Золотой Орды. О начале этого периода и рассказывается в «Повести».

Тогда, в 1237 году, на Русь с огромным войском — по данным историков, от 60 тыс. до 150 тыс. человек — пришёл ордынский хан Батый, и первым городом, который встал у него на пути, стала Рязань. Откупиться, согласно «Повести», у местной знати не получилось, и хотя бой против несметных полчищ монголов был заранее проигрышным, всё-таки рязанское войско его приняло. Итог был ужасным: в ожесточённой битве победу одержал Батый и, разозлённый сопротивлением, практически стёр с лица земли и саму Рязань, и все окрестные сёла, а его воины буквально вырезали уцелевшее население. Сегодня это подтверждается археологическими раскопками. Затем Батый с войском отправился дальше — в Суздальское княжество.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Евпатий Коловрат же, как свидетельствует «Повесть», был одним из «вельмож рязанских», который в это время находился в Чернигове. Узнав о нападении Батыя, он поспешил на родину, однако, прибыв, увидел только разорённый город, сожжённые церкви и убитых людей. Тогда он собрал небольшое войско около 1,7 тыс. человек и направился следом за Батыем в Суздальское княжество.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести».

Однако столкновение было совершенно неравным, и в итоге дружину Коловрата взяли в окружение. Согласно «Повести», возглавлял монгольские отряды родственник Батыя Хостоврул, который обещал привезти Коловрата живым, и чтобы это сделать, вызвал Евпатия на поединок. В нём победу одержал русский боярин, убив Хостоврула, однако бой продолжился, и в конце концов монголы всё-таки убили Коловрата — правда, удалось им это сделать только с помощью камнемётных орудий, которые обычно использовались при осаде городов.

«Повесть» гласит, что хан Батый был восхищён мужеством русского воина и повелел отпустить его оставшихся в живых дружинников, а также отдал им тело Коловрата для захоронения. Похороны героя прошли в Рязани 11 января 1238 года.

Учёные сомневаются в том, существовал ли Евпатий Коловрат на самом деле и насколько достоверно описание в «Повести». Дело в том, что в ней есть ряд исторических несостыковок: упоминаются как живые князья, которые к моменту нападения уже умерли, а также князь Ингварь Ингваревич, существование которого не доказано, кроме того, похороны Коловрата проходят в Рязани, которая, согласно повествованию, была полностью уничтожена.

О самом Коловрате также нигде, кроме «Повести», не упоминается, неизвестны и детали его биографии. Даже его имя — большая загадка: считается, что Евпатий — это искажённое греческое имя Ипатий, распространённое на Руси, а прозвище Коловрат означает умелое обращение либо с двумя мечами, либо с арбалетом. Однако точных сведений, так ли это, нет. Всё это даёт основания как минимум сомневаться в существовании именно Евпатия Коловрата как реального человека.

Однако вполне возможно, что Евпатий Коловрат — это собирательный образ русских воинов, которые давали упорный отпор сильно превосходящему в численности врагу. К примеру, известно, что один из выживших князей Рязанского княжества Роман Ингваревич собрал дружину и бился с монголами в Суздальском княжестве, а затем рязанцы влились в войско Юрия Всеволодовича в битве при Коломне. Возможно, что и в самой «Повести», и в образе Коловрата переплелись документальное повествование и позднейший вымысел, оттого и Евпатий Коловрат приобрёл черты былинного богатыря со всеми свойственными ему преувеличениями, а не обычного человека.

День Евпатия Коловрата: дата, традиции и обычаи

Как и почему начали отмечать день Евпатия Коловрата 24 августа или, по старому стилю, 11 августа — неизвестно до сих пор. Одна из версий гласит, что причиной стало созвучие его имени с именем мученика Евпла Катанского, день памяти которого православная церковь отмечает в этот день.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Евпл служил архидиаконом в сицилийском городе Катане и много проповедовал среди язычников, во время проповеди его схватили и, когда он отказался прославлять языческих богов, подвергли жёстоким пыткам, а в конце концов обезглавили. Евпла Катанского на Руси очень почитали, в честь него в 1471 году в центре Москвы возвели церковь. Возможно, созвучие имён, а также версия о превращении популярного имени Ипатий в Евпатий не случайны, и в народном сознании раннехристианский мученик и древнерусский воин действительно со временем слились.

При этом день 24 августа на Руси считали страшным и мистическим, и в том числе многие поверья связывали с Евпатием Коловратом. К примеру, согласно поверью, на болоте в этот день можно увидеть белого коня — того самого, что потерял своего всадника в битве с монголами. Конь ищет его везде, раскапывает копытом землю, а ночью бежит на кладбище и охраняет могилы, жалобно плача над ними. Поймать этого коня невозможно, а на том месте, где он появился, по поверью, вскоре произойдёт битва.

С болотами связано и другое поверье: считалось, что возле них в этот день появляются блуждающие огни — души убитых воинов и утопленников. Подходить к ним категорически запрещалось.

В основном этот день было принято проводить дома, заниматься хозяйством и особое внимание уделять домашней скотине. Дело в том, что святой Евпл Катанский считался её покровителем, поэтому за ней старались максимально ухаживать: стригли овец, которые после этой стрижки как раз успевали к холодам вновь обрасти шерстью, убирались в стойлах у лошадей и кормили их досыта, вычёсывали домашних животных. Из вычесанной шерсти потом делали талисманы и обереги, а из овечьей шерсти, состриженной в этот день, по поверью, получаются самые тёплые вещи и валенки.

Чего категорически нельзя делать 24 августа?

Поскольку день Евпатия Коловрата — страшный и мистический, с ним связано большое количество запретов. В этот день нельзя:

  • ходить в лесу и на болотах после наступления темноты — можно встретиться с утопленником или убитым, который утащит человека за собой в пучину;
  • употреблять алкоголь — считается, что умершие родственники явятся к пьющему и заберут его с собой, также можно заблудиться и потерять память о доме;
  • ходить на кладбище — по поверью, в этот день по нему бродят неупокоенные души в поисках жертв;
  • шумно праздновать — шум и грохот принесёт близким болезни, а также потерю денег;
  • открывать двери незнакомцам — с ними в дом может прийти несчастье.

Кроме того, день Евпатия Коловрата приходится на Успенский пост, а потому под запретом употребление скоромной пищи, то есть мяса, молока и молочных продуктов, рыбы и яиц. День следует провести тихо, за домашними занятиями и чтением духовной литературы.

Приметы в день Евпатия Коловрата

Есть связанные с этим днём и погодные приметы. Так, к примеру, если это погожий день, а предшествовало ему новолуние, осень будет тёплой и солнечной. Если ветра в этот день нет, хорошая погода задержится ещё на два-три дня, о том же говорит и стелющийся над водоёмами туман.

Фото:  Matthias Bein/globallookpress.com
Фото: Matthias Bein/globallookpress.com

Если же на рассвете идёт дождь, значит, пасмурная погода продлится ещё на протяжении нескольких дней. О том же предупреждают и сильно мерцающие на рассвете звёзды.

Большой урожай орехов, а также отсутствие грибов в лесу в этот день говорит о холодной зиме, а если ночью выпадет роса — можно отправляться по грибы, урожай будет хорошим.

Евпатий Коловрат в культуре: фильм, стихи и книги

Евпатий Коловрат — крайне популярный персонаж в российском искусстве. Чаще всего он начал появляться в произведениях авторов начала XX века и советского периода. Так, стихотворное переложение «Повести» создал Сергей Есенин в 1912 году, оно называется «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе». Правда, в его представлении Евпатий Коловрат был не боярином, а кузнецом.

К образу Евпатия Коловрата обращались и советские писатели, особенно в период Великой Отечественной войны — он стал символом народного сопротивления захватчикам. Так, «Слово о Евпатии Коловрате» создал в 1941 году поэт Сергей Марков, а в 1942 году писатель Василий Ян рассказал его историю в романе «Батый». Свои произведения ему посвящали Василий Ряховский, Владимир Ерохин, Валентин Сорокин, Юрий Вронский. Кроме того, «Союзмультфильм» в 1985 году выпустил мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

Обращаются к герою и современные творцы: так, в 2007 году памятник Евпатию Коловрату поставили в Рязани, затем в посёлке Шилово и деревне Фролово, где, по некоторым данным, он родился, ещё одну скульптуру создал в 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев. Тогда же свою картину ему посвятил художник Максимильян Пресняков.

А в ноябре 2017 года в российский кинопрокат вышел фильм Джаника Файзиева «Легенда о Коловрате» по мотивам «Повести».