Прямой эфир
+2
Пробки
1
$80.03
94.25
СКА ОДОЛЕЛ «АК БАРС» СО СЧЁТОМ 3:2

Не шедевр, зато построят быстро! Как выбирали фасад станции метро «Лиговский-2»

Татьяна Черных
19 августа, 15:14
На Лиговском появится «портал скоростного перемещения из Петербурга в Москву». Именно так описали свою задумку архитекторы бюро «Студия-17», победившие в конкурсе проектов здания, под которым соорудят вестибюль станции «Лиговский-2». Коллеги и общественность брутальную эстетику не оценили, но время для экспериментов ушло. Стройка должна завершиться к весне 2028 года вместе с запуском поездов ВСМ.
Коллаж 78.ru: архитектурное бюро «СТУДИЯ-17», АО "МССС", freepik.com, flaticon.com/Freepik

Кто создал проект для «Лиговского-2»

Комитет по градостроительству (КГА) объявил архитектурный конкурс для будущего административного здания метрополитена ещё в марте, сразу задав довольно жёсткие условия. Прежде всего, кандидаты должны иметь не менее пяти лет опыта работы в центральных районах Петербурга и успешно реализованные проекты в границах исторической застройки, ну и, конечно, «высокую профессиональную репутацию». Всё это сразу же отсекло иногородних претендентов.

Да и задачу поставили не самую простую: нужно было не только вписать облик нового сооружения в сложившуюся панораму Лиговского проспекта с его весьма разномастными постройками, но и учесть уже утверждённую поэтажную планировку дома. Внизу шестиэтажного корпуса разместится вестибюль метро с двумя выходами и переходом к действующей станции «Лиговский-1». Наверху — интерактивный музей метрополитена, офисные помещения и клиентский центр.

Таким образом, проявлять фантазию зодчим дозволили только в отношении внешнего вида здания, всё остальное – чётко по регламенту. Как пояснил главный архитектор города Павел Соколов, командам была предоставлена полная свобода в части фасадных решений, но «в рамках правил землепользования и застройки, а также закона об охране памятников».

#

Фото: архитектурное бюро «СТУДИЯ-17»

#

Фото: SLOI ARCHITECTS

#

Фото: архитектурное бюро «А.Лен»

С учётом всех этих нюансов КГА получил всего 21 заявку и отобрал 10 более-менее отвечающих требованиям. Правда, двое из финалистов — «Студия 44» и «СУАР.Т-проект» — сошли с дистанции и отозвали свои работы. В итоге уважаемому жюри пришлось выбирать всего из восьми претендентов, и результат получился соответствующий.

Как будет выглядеть метро «Лиговский проспект-2»

Победителем была названа концепция «Студии-17» в стиле брутализма. Тёмный фасад с массивной центральной аркой, остеклённой на всю высоту дома. По мнению авторов, она олицетворяет «портал скоростного перемещения из Петербурга в Москву и далее во всю центральную Россию». По бокам — полукруглые элементы с витражами. Справа фасад переходит в более классические светлые тона, чтобы хоть как-то вписаться в историческую застройку.

— Что касается замысла, мы делали его искренне, делали то, что хотели. Мы смотрели на ограничительные условия, но самое главное для нас была идея, которая нашлась в ходе работы. А идея состоит в том, что это место станет порталом между внешним пространством России и Петербурга. Наша фантазия не пошла дальше того, что это должна быть арка — образ вокзала, образ прохода. Мы посмотрели арки в контексте Петербурга, начиная с Главного штаба, Зимней канавки и Новой Голландии, везде у нас арки, везде у нас порталы, — рассказал руководитель «Студии-17» Святослав Гайкович после объявления итогов конкурса.

Решение жюри у петербуржцев вызвало бурю эмоций. В официальном телеграм-канале КГА под рендерами победителя появилось почти 500 дизлайков против десятка одобрительных отзывов. На популярном ресурсе «Подземник», посвящённом петербургскому метрополитену, оглашение итогов конкурса начали с фразы «Потомки нас не простят, но именно так будет выглядеть вестибюль станции метро «Лиговский проспект — 2». Ну а в комментариях подписчики и вовсе стесняться не стали:

— Победил проект с абстрактной «аркой-порталом» и «парусами» без отсылок к метро или ВСМ.
— Это просто полный ужас. Пока в Петербурге есть реальная возможность двигаться в архитектурном развитии и показать, на что способна Северная столица, нам делают капромную (в стиле капиталистического романтизма эпохи 90-х годов — прим. ред.) архитектуру. Я надеюсь, что рано или поздно это здание будет перестроено.
— Был недавно в крематории. Там и то приятнее.
— Может, они одумаются и уберут эти жуткие «балконы», тогда еще терпимо будет…
Фото: архитектурное бюро «СТУДИЯ-17»
Фото: архитектурное бюро «СТУДИЯ-17»

Большой опрос среди экспертов устроило издание «Фонтанка» и основной вывод звучит как «скучно, серо и архаично». Ну а архитектурный критик Мария Элькина даже написала эмоциональное обращение к губернатору Александру Беглову с предложением пересмотреть результаты конкурса. Она заметила, что проект «напоминает худшие образцы архитектуры 1990-х годов», и посетовала, что самый красивый на свете город Петербург остаётся глухой архитектурной провинцией.

В ответ на вал недовольства глава экспертного совета конкурса, архитектор Владимир Линов пояснил, что выбирать пришлось по принципу наименьшего зла:

— Все участники нарушили какие-либо заданные ограничения. Особенно это относится к охранным ограничениям по высоте, проценту остекления, скатной крыше и так далее. Победителем стала работа, в которой жюри усмотрело минимум нарушений и, главное, возможность при проектировании внести нужные поправки без изменения общей композиции.

В дальнейшем недостатки можно будет доработать: «сделать более интересный внутренний фасад, улучшить архитектуру проходов по бокам», успокоил недовольных Линов. Главное, что с концептом «Студии-17» можно уложиться в сроки, которые, действительно, уже поджимают.

Когда откроют вторую станцию метро на Лиговском

Административный корпус с подземным вестибюлем, всеми выходами и переходами должен быть готов к весне 2028 года. Правда, сама станция метро «Лиговский проспект-2» заработает позже. Поначалу здесь проложат только дополнительный вход на одноименную станцию оранжевой ветки, которая и будет принимать пассажиров скоростной дороги.

Когда именно запустят движение по коричневой Красносельско-Калининской линии, пока сказать сложно. До конца года надеются открыть лишь её первый перегон от «Казаковской» до «Путиловской» вместе с пересадочным узлом на станцию «Кировский завод». Опаздывают метростроевцы примерно на год. Проходку следующего отрезка до «Каретной» сейчас тестируют и намереваются вводить в эксплуатацию в 2030–2032 годах. Причём некоторые станции по примеру «Театральной» ещё какое-то время останутся прогонными — без выхода на поверхность. А что касается остальных участков до «Полюстровской», то по ним только начались проектные работы. Таким образом сама станция «Лиговский-2» раньше 2030 года точно не откроется.

Фото: АО
Фото: АО "МССС"

Что будет с бизнес-центром на Лиговском, 52

Ещё один момент, который заставляет городскую администрацию торопиться с утверждением концепции административного корпуса метрополитена, — это его будущее месторасположение. Новое сооружение должно аккуратно встать на месте бизнес-центра «Лиговский, 52», который сейчас продолжает функционировать. Более того, его владельцы, компания «Аванта», до сих пор находятся в полном неведении о том, когда их недвижимость планируют сносить, а главное, на каких условиях.

— Переговоры с собственниками возможны только после выхода постановления правительства, которое принимает решение, что данный объект подлежит изъятию, — пояснил заместитель председателя комитета по строительству Андрей Полевой.

А между тем в старом здании работает крупнейший в стране офтальмологический кластер «Счастливый взгляд» с клиникой микрохирургии, диагностическим центром и стационаром. Здесь оснащены помещения для реабилитации тяжёлых больных, работают социальные программы, предполагалось открытие специализированного колледжа. Переместить все эти учреждения вместе с оборудованием в другое место, по мнению владельцев, практически невозможно. А значит, придётся либо всё закрывать, либо строить новые помещения. А это колоссальные убытки, возмещения которых бизнес будет требовать от города, когда, наконец, получит официальное уведомление об изъятии.

А пока собственники и арендаторы площадей на Лиговском, 52, продолжают собирать пресс-конференции и подписывать петиции. Пару месяцев назад даже написали коллективное обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой переместить вокзал ВСМ со всей его инфраструктурой в другое место.

Однако маховик запущен и мегастройка в разгаре. Проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали входит в завершающую стадию, а старт строительства намечен на эту осень. Об этом отчитался замминистра транспорта Дмитрий Зверев в Совете Федерации:

— Задача выйти на стройку 1 сентября — причём и со стороны Москвы, и со стороны Петербурга — будет выполнена.
Фото: wikimapia.org
Фото: wikimapia.org

Параллельно в зоне работ идёт переоформление объектов недвижимости. По данным Инфоцентра ВСМ, до конца года намечено приобрести более 200 участков земли, и, как уверяют, их оценкой займутся независимые специалисты и оперировать будут рыночными ценами. На данный момент выкуплено 33 участка, в том числе и в районе будущего терминала. Так, в июле в Транспортном переулке демонтировали паркинг и сейчас намереваются сносить старый советский бассейн на Лиговском.

Так что вопрос с бизнес-центром на Лиговском, 52, решится совсем скоро, и тогда можно будет приступать к сооружению здания-портала, вызвавшего в городе столько споров.