С улыбкой и на народном автомобиле: Как изменится Петербург после ПМЭФ

Будем собирать народный автомобиль
Осенью в городе планируют наладить выпуск Lada Iskra на бывшем заводе Nissan, сейчас он называется просто — «Автозавод Санкт-Петербург». Соглашение об этом предприятие подписало на площадке ПМЭФ, правда, сроки и объёмы в документе не зафиксировали. Но в кулуарах речь шла о 4000 машин до конца этого года и 8000 — в следующем. Во всяком случае, модернизация мощностей «Автозавода» под новую модель полным ходом идёт уже третий месяц.
«Искра» — премьера сезона: её производство на «АвтоВАЗе» в Тольятти стартовало только в апреле, а продажи начнутся через месяц. Заявленная цена — около 1,2 млн рублей в базовой комплектации. Руководство автогиганта уверено, что со временем это будет самый доступный, массовый и народный автомобиль.

А для «Автозавода Санкт-Петербург» он станет настоящим спасением. После ухода японской Nissan предприятие простаивало почти год, пока в конце 2023 года здесь не открыли производство кроссоверов Chery Tiggo под брендом XCite. Однако особой популярности они не получили: из 20 тыс. единиц, выпущенных в прошлом году, удалось продать лишь четверть. Так что на новинку завод возлагает большие надежды.
— У дилерской сети Lada есть успешный опыт продажи автомобилей XCite, которые производят в Северной столице, — объясняет выбор президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. — Мы оценили высокое качество сборки этих кроссоверов и приняли решение развивать совместный сборочный проект с Lada Iskra. Это обеспечит сохранение опытного коллектива «Автозавода» и даст дополнительные заказы для российской компонентной отрасли.
Примечательно, что первый показ «Искры» состоялся ровно год назад, на ПМЭФ-2024. На это раз АвтоВАЗ представил следующую модель — первый в истории завода кроссовер Lada Azimut. Её создали на платформе «Весты», но с огромным количеством доработок. А ещё машину сделали «умной», оснастив голосовым помощником, который может опускать стёкла или настраивать кондиционер. На конвейер «Азимут» должен уйти в следующем году, и, возможно, его тоже будут выпускать в Петербурге.
На трамваях с ветерком и улыбкой
Отличные новости принес ПМЭФ жителям Колпино и Пушкинского районов. Подписано сразу два концессионных соглашения о строительстве целой сети скоростных трамваев на юге города. Прежде всего, будет продлена линия «Купчино — Славянка» до станции «Царское Село» и дальше через будущий кампус СПбГУ к научно-технологическому центру «Невская дельта».
А ещё планируется проложить несколько новых маршрутов: вдоль Софийской улицы до Колпино, вдоль Южной широтной магистрали, параллельно Киевскому шоссе до города-спутника «Южный» и вдоль Волхонского шоссе. Они соединят станцию метро «Шушары» с Колпино, «Южный» и кампусом «ИТМО-Хайпарк». Проект, как и «Славянка», будет реализован на условиях частно- государственного партнёрства. Основными концессионерами, помимо Смольного, стали «Сбербанк» и группа компаний «Нацпроектстрой», которые готовы вложить не меньше 132 млрд рублей, но вот когда появится новая трамвайная сеть пока не ясно.

Зато известно, что первые бирюзово-оранжевые вагоны отправятся из Купчино в Шушары уже в этом году, а до посёлка Славянка они дойдут в 2026 году. Скоростной «легкорельс» станет полноценным конкурентом метро по скорости и пропускной способности. Трамваи смогут развивать скорость до 60 км/ч и будут курсировать с интервалом в пять минут. Планируется, что только этой веткой смогут воспользоваться не менее 13 млн пассажиров в год.
— Петербург возвращает себе звание трамвайной столицы, — прокомментировал новые договоренности Александр Беглов. Этот вид транспорта, ставший одним из символов Петербурга, снова выходит на первые роли, обеспечивает связь между районами города. Новая скоростная сеть станет частью мощного каркаса легкорельсового транспорта на юге города.
А ещё транспорт Петербурга должен стать не только быстрым, но и умным. Правительство договорилось с ВТБ о том, чтобы в ближайшем будущем попробовать «поднять» оплату по биометрии из метро на землю. Сейчас заплатить за проезд улыбкой можно на станциях «Гостиный двор», «Площадь Восстания» и «Приморская», но в наземном транспорте эта технология ещё не отработана.
Дело в том, что через турникет пассажиры проходят строго по очереди и камера легко распознаёт лица, а вот в салоне автобуса в час пик, сделать это будет куда сложнее. Но специалисты ВТБ обещают справиться, и хотят начать эксперименты именно с электрического транспорта.
Лодки, дроны и особые зоны
И всё же основные рекорды на ПМЭФ-2025 принадлежат производственным предприятиям города. Как отчитался глава Комитета по промышленной политике Александр Ситов, объём привлечённых инвестиций в индустриальные проекты вырос сразу в пять раз — 539 млрд рублей против 100 млрд в прошлом году. Причём практически все они либо уже стартовали, либо гарантировано обеспечены финансированием, а значит, точно будут реализованы.
Буквально флагманским проектом обещает стать полная модернизация «Северной верфи». По соглашению, компания «Объединённая судостроительная корпорация» планирует вложить более 300 млрд рублей в создание верфи нового поколения. Площадка вырастет в два раза, будет максимально автоматизирована, а производительность увеличится аж в 16 раз. Предприятие за год сможет спускать со стапелей до 11 кораблей, причём самых разных. Это могут быть танкеры, газовозы, контейнеровозы, балкеры, лесовозы, или, например, научно-исследовательские суда. Словом, всё, чего так не хватает сегодня нашему гражданскому флоту.

Несколько прорывных проектов подписал город и с компаниями, которые выпускают различные беспилотные аппараты и занимаются роботизацией заводов. Как выяснилось, уже сегодня в Петербурге выпускают треть всех беспилотников страны и здесь работают десятки радиоэлектронных производств. И это, похоже, далеко не предел.
Так, в Рыбацком наметили открыть целый технопарк, который будет специализироваться на подобных технологиях. Соглашение об его открытии на ПМЭФ губернатор подписал с компанией «АН Инвест Северная Столица». К 2030 году на территории в 8 гектаров отстроят четыре корпуса, где планируют собирать беспилотные транспортные средства и оборудование для них. Стартовые инвестиции в проект составят 10 млрд рублей, общие вложения превысят 30 млрд.
— Петербург первым в России стал использовать технологии искусственного интеллекта на транспорте. В городе сформировалась новая отрасль, связанная с беспилотниками. Их разработкой и производством занимаются более 20 компаний, — пояснил Александр Беглов.
Новый импульс к развитию получила и наша будущая технодолина «Невская дельта». Окончательное решение об её создании приняли летом прошлого года, и вот на форуме завизировано соглашение об инвестициях в строительство первых корпусов в размере 35 млрд рублей. В планах — открытие лабораторий и опытно-промышленных производств, а также вычислительного, сертификационного и логистического центров. Здесь будут проводить исследования по самым актуальным направлениям: агробиотехнологии, фармацевтике, автономным источникам питания, нефтегазовой отрасли. На этой же площадке организуют и выпуск конечной продукции.
Этой осенью «Невская дельта» начнёт принимать первых резидентов. Переезжать в чистое поле компаниям не придётся, зато все налоговые преференции они получат сразу. А это нулевые ставки НДС и налога на прибыль, а также снижение страховых взносов с 30 до 15%, а также возмещения таможенных пошлин. Более того, комитет по промышленности, ссылаясь на уникальность проекта, пытается расширить список льгот по принципу «особой экономической зоны», чтобы и крупный бизнес переносил сюда своё производство. Так что, обладателям инновационных идей и технологий стоит позаботиться о месте в новом технопарке заранее и приготовиться к жёсткому отбору.




