Не как в аптеке: что происходит с заблокированными на кассах товарами из-за маркировки?

Так называемый разрешительный механизм продажи товаров на кассах в магазинах начал действовать поэтапно с апреля прошлого года. Суть «ноу-хау», грубо говоря, сводится к следующему. На товар наносится QR-код маркировки «Честный знак». Далее на кассе происходит сверка марки с базой второго. Если выявляются какие-то нарушения: есть подозрения на фальсификат, бумаги оформлены с нарушением, просрочены, либо срок годности продукции истёк, то продажи автоматически блокируются. Отсюда второе название механизма, более распространенное в ретейле, запретительный.
Как сообщил по итогам ПМЭФ 2025 в интервью РИА новости глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, из-за этого режима на кассах было заблокировано 1,2 млрд. единиц некачественных или нелегальных товаров.
Среди лидеров табак (311 млн. штук), пиво (299), молоко (243), легкопром (187) и безалкогольные напитки (111).
Между тем, с 1 июня этого года «ноу-хау» начало действовать и для лекарственных препаратов.
Выясняем, куда отправился весь этот объём заблокированной продукции, на чьи плечи переложили на нее затраты.
На 41% меньше «просрочки»?
О «Честном знаке» речь шла и в рамках панельной дискуссии ПМЭФ «Социальный эффект маркировки: доверие, безопасность, качество жизни». Но там цифры преподносились несколько по-иному.
Как рассказывала тогда заместитель Минпромторга Екатерина Приезжева, благодаря маркировке нелегальный оборот шин снизился в 2 раза, парфюмерии — в 5 раз, в легкой промышленности — на 36%.

На рынке воды «Честный знак» вывел из тени 557 организаций, о которых раньше не было известно. В периметр наблюдений попали 93 производителя икры и рыбы, 479 компаний, выпускающих безалкогольные напитки.
— По БАДам количество легальных импортёров выросло в 10 раз, производителей — в 3 раза. Всё это положительные эффекты как для страны, охраны здоровья человека, бизнеса и государства. Сегодня система интегрирована с 25 ведомствами, — делилась Екатерина Приезжева.
Она привели пример: ФГИС «ВетИС» (система Россельхознадзора) интеграция позволила снизить фальсификат в молочной отрасли с 30% до 0,1 продукции. Последнее — это показатель продукции, которая не имеет подтверждённого сырья. При этом благодаря механизмам запрета на кассах объём продаж просроченной молочной продукции снизился в 41 раз.
С даты введения маркировки в сроки по определенным категориям продукции только за 2024 в федеральный бюджет поступило в 1,2 триллиона рублей.
Теперь до соцучереждений, а затем в общепит?
Как напомнила глава Роспотребнадзора (РФ) Анна Попова, сейчас запретительный режим наиболее активно проявляет себя в продажах табака, пива, молочной продукции и воды.
Кроме проблем с блокировкой из-за истечения сроков годности, отсутствия документов, которые не высвечиваются в системе, неправильного оформления бумаг, на товар может быть нанесён и недостоверный код.
— Это последняя проблема становится всё более очевидной, и против неё мы всем фронтом выступаем.
Перечень товаров, которых ждёт маркировка, будет увеличиваться. Я в этом уверена.
Есть и ещё один элемент, который позволяет останавливать партию недобросовестной продукции в моменте. Это направление документов в ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, оператор «Честного знака» — прим. редакции).
Многие помнят скандальную историю с водой «Джерук», когда и система позволила остановить всю партию по всей стране. То же было, когда в консервах одного российского производителя нашли ботулотоскин, — подчеркнула Анна Попова.

По её словам, сейчас готовится эксперимент по маркировке продукции в соцучереждениях, затем она должна прийти в общепит.
В свою очередь, как рассказал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, с 1 июня разрешительный механизм внедрён для продажи лекарственных препаратов. Чиновник припомнил расхожее выражение у россиян «точно как в аптеке». По его словам, с приходом маркировки всё теперь в отрасли так и есть.
Между тем, никто не упомянул, какая судьба дальше ждёт заблокированные на кассах товары.
Ищите на маркетплейсах и в магазинах no-name?
Представители продуктового ретейла заверяют: подобная продукция подлежит списанию и утилизации за счет средств самих сетей. Расходы на ту же «просрочку» изначально закладываются в бизнес-модель и оцениваются в среднем в 1,5–2 % от общего оборота. Но такое было и до «Честного знака», который не особо взвинтил затраты на подобные цели.
По словам совладельца «РеалЪ» Александра Мышинского, вода, пиво, молочная продукция выливается в канализацию. С тарой приходится повозиться больше. Её все-таки надо отправить кому-то на утилизацию и переработку.
По той же молочной продукции, её отдельным категориям, блокировка может доходить и до 5%. Но никто, например, именно на молоко задирать цены, чтобы компенсировать свои расходы, не будет. Это и так низкомаржинальный продукт с, как правило, не очень большим сроком годности. По высокой стоимости его вообще никто не купит.
Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов отмечает, что иногда сетям всё же удаётся договориться о возврате продукции производителям, но для этого надо имеет с ними «высокие отношения».
— Есть и третий вариант. Когда заблокированную продукцию продают…вот как-то так, — иронизирует он.
Как поясняют собеседники на условиях анонимности, речь идёт о продажах таких товаров на маркетплейсах, в жёстких дискаунтерах, где QR-код просто перебивается, хотя это незаконно, и в магазинах no-name, где одна позиция идёт в чеке как совершенно другая.

Обращают внимание и на другое: важны не так расходы на сами марки, как затраты на оборудование по их установке, в основном, иностранное, и работников, кто занимается маркировкой. Сюда в свое время добавился и персонал по сортировке товаров, рискующих отправиться на блокировку. Всё это и вылилось в галопирующий рост цен по той же «молочке» для конечных потребителей.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что заниматься блокировкой просроченной продукции, безусловно, надо. Это уже дало свой эффект. Те же пожилые люди всё реже теперь по той же невнимательности сталкиваются с «просрочкой». При этом, 1,2 млрд заблокированных единиц чуть более, чем за год, это и не так уже и много с учетом объемов торговли.
Другой вопрос, что всё-таки можно было обойтись без тотальной системы QR-кодов, которая теперь двинется, как и предсказывали аналитики в другие категории товаров и общепит.
А нас давно вылечили?
Представители фармацевтической отрасли и торговли автомобилями пожимают плечами: тут картина иная, чем у продуктового ретейла.
Как поясняет ведущий международный экономист-эксперт на фармацевтических рынках стран СНГ Павел Лисовский, у аптек процент просрочки или списаний по разным причинам кардинально меньше, чем во всей остальной торговле.
— Система ещё 10 лет назад была отточена, выверена и выстроена самым прозрачным образом. И даже до «Честного знака» уже было нельзя купить в аптеке что-то просроченное, хотя раньше, правда, давно, и находились клиенты, готовые пойти на такой шаг и заверяющие, что даже если потом что-то случится, то не будут подавать в суд.
Собственно, эту просрочку не может выкупить не то, чтобы сеть у сети, а даже сотрудник в собственной компании. Повторюсь, система уже давно ещё до «Честного знака» всё блокирует, — рассказывает Павел Лисовский.

По его словам, если всё же такие эксцессы происходят, то компании тоже производят утилизацию за свой счёт. Есть ещё один вариант, когда, например, в сети понимают, что скоро через условную неделю у препарата истекает срок годности. Тогда делаются солидные скидки, вплоть до 90%. Такую продукцию предлагают, прежде всего, своим сотрудникам. Но можно найти её и на прилавках. Но это точно намного меньше, чем закладываемые на списание 1,5–2% в продуктовом ретейле.
Автоэксперт Алик Кортиев отмечает, что с продажами шин ситуация обстоит следующим образом. Такой российской продукции в принципе нет в премиум сегменте и для чего-то эксклюзивного. Это привозится из-за рубежа по параллельному импорту или частными посредниками. Что-то, конечно, можно найти у дорогих автодилеров, но те сами всё сто раз перепроверят и не станут связываться с чем-то сомнительным, попросив за это соответствующую цену. Здесь выходом опять же становятся маркетплейсы и частные объявления, где на одной шине в 10 тыс. руб. у официального продавца можно сэкономить до 2 — 3 тыс., но без маркировки.
В бюджетном сегменте проблем с марками нет. Но для автоторговцев пока речи о запретительном механизме и не идёт.
Хотя, как пугают чиновники, это «ноу-хау» тоже должно охватить как можно больше отраслей.




