Пострадала из-за Барышникова, воспитала Волочкову и похоронила сына: жизнь Аллы Осипенко

Биография Аллы Осипенко
Алла Осипенко родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде. Легендарная балерина могла похвастаться прекрасной семьёй. Так, по материнской линии она была потомком художника Владимира Боровиковского, а также являлась правнучкой поэта и сенатора Александра Боровиковского. Кстати, Осипенко также — племянница пианиста, заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Софроницкого.
Пересматривая сейчас записи танцев Осипенко, кажется, что ей все удавалось легко, но годы спустя в одном из интервью женщина шутила, что никто и не думал о балетной карьере.
— Я родилась кривоногой. Когда в доме собирались родственники и друзья, мама садилась за рояль, а я танцевала. Гости перешёптывались: «Ах, какая очаровательная Ляляша, жаль, конечно, но балериной ей не быть!». К трём годам ноги у меня выпрямились. Но это ещё ничего не значило, — вспоминала Осипенко.
Родные поощряли занятие танцами, но пи этом считали — ничего у неё не получится. Как она уже сказала, в три года ноги выпрямились, а вместе с этим появилась и надежда, что искусство может стать профессией.

Впервые на сцену она вышла в театральном кружке, после чего ей так понравилась сцена и искусства, что она попросила родителей дать ей возможность заниматься ещё. Желание было исполнено — и 21 июня 1941 года маленькую Аллу зачислили в Ленинградское хореографическое училище (будущая академия Вагановой).
С началом войны вместе с училищем Осипенко была эвакуирована на Урал, в Пермь. Первую зиму провели в посёлке Полазна, где заниматься приходилось в здании бывшей церкви.
— На палец, которым держались за балетный станок, мы надевали варежку, — так описывала те трагические моменты Осипенко.
Затем учениц перевели в село Курья. Несмотря на холод, голод и бараки вместо классов — у Осипенко и её одноклассниц не было желание все бросить.
Весной 1944 года, когда блокада Ленинграда была снята, училище вернулось в родной Ленинград в знаменитые стены на Зодчего России. В старших классах Осипенко занималась под руководством Л. М. Тюнтиной, а в 1948 году впервые заявила о себе широкой публике. На неё обратил внимание хореограф Леонид Якобсон, поставив с её участием хореографическую миниатюру на музыку П. И. Чайковского — «Méditation». Партнёром балерины стал Рейно Клявин.
— В советское время балерина с хорошим классическим амплуа, танцующая всю классику, вдруг начинает танцевать у Якобсона, потом у Эйфмана. Она любила и умела внедряться в новое, даже в такое новое, что могло показаться провокацией. Но у неё хорошее чутье, так как за всю свою карьеру она ни разу не встретилась с плохими балетмейстерами, хотя работала с новаторами, героями своего времени, — говорил директор балетной труппы Михайловского театра Андрей Кулигин.
Осипенко закончила училище в 1950 году, став одной из последних учениц великой Агриппины Вагановой.
— Просто ужасная история случилась у меня в школе, когда меня выгнала из класса Агриппина Яковлевна Ваганова. Я рыдала, конечно, что меня выгнали, а мне надо было идти на экзамен по музыке; и вот посреди экзамена входит в класс Агриппина Яковлевна, подошла ко мне, бросила мне конфетку на колени и вышла. И я поняла, что она меня простила. И смогла сдать экзамен, но не на пятёрку, а на четвёрку, — вспоминала балерина.

Её приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), где с 1954 по 1971 год она была прима-балериной.
— Тогда даже крошечных партий начинающим нужно было ждать годами, изучая традиции в глубине кордебалета. Но вчерашняя школьница, даже не обладавшая модной спортивной виртуозностью, быстро стала продвигаться к центру сцены: порода, красота линий, уникальное чувство позы — и значительность, незаменимое в балете качество, — приковывали внимание, — пишут критики «Российской газеты».
Репертуар Осипенко включал как классику, так и новаторские работы советских балетмейстеров.
— Но, как оказалось, сила художественного воздействия Осипенко была заключена не в классических балетах. В середине 1950-х она стала участницей первых экспериментальных постановок Юрия Григоровича и Игоря Бельского. Они открыли в ней сочетание отточенной формы и экспрессии невероятной силы. Осипенковские Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Его Любимая в «Береге надежды», Мехменэ Бану в «Легенде о любви» стали символами эпохи, пережившими её, — вспоминают её биографы.

С 1966 по 1970 годы балерина преподавала классический танец в родном училище, а в 1971 году ушла из Мариинки, сосредоточившись на выступлениях в труппе «Хореографические миниатюры» Леонида Якобсона, а позже — в составе «Ленконцерта» и Ленинградского малого театра оперы и балета.
— Когда эпоха оттепели закончилась и в Кировском театре места для этой хореографии не осталось, Осипенко нашла в себе силы эмигрировать. Но не на Запад — этого не позволяло благородное воспитание, а в маленькую труппу к опальному Леониду Якобсону, для которого Осипенко была вдохновительницей, — пишут специалисты.
В 1977 году Осипенко присоединилась к коллективу Бориса Эйфмана, где выступала до 1982 года. Затем её карьера продолжилась за границей — прима-балерина блистала в Италии, Франции, США и Канаде, где успевала преподавать.
Тогда же последовало предложение от Александра Сокурова, который снял её в своих фильмах — режиссёр решил соединить не только актёрство, но и хореографию, переосмыслив работы Осипенко.
— Я не встречал людей её масштаба. Как среди женщин, которых я знал в жизни, я такого масштаба людей не видел, — боюсь, что и среди мужчин таких людей не было, — сказал о ней режиссёр.

Последним местом работы Аллы Осипенко стал Михайловский театр. И любимые стены сегодня оплакивают её уход.
— Её танец был не просто движением — это была поэзия в пластике. Ученица Агриппины Вагановой, Алла Осипенко была эталоном артистизма и трагической выразительности в каждой роли — будь то классический репертуар или новаторские работы Леонида Якобсона, Юрия Григоровича и Бориса Эйфмана. На сцене нашего театра Алла Евгеньевна блистала в партии Клеопатры в балете Игоря Чернышёва «Антоний и Клеопатра», а после завершения карьеры работала как педагог-репетитор с ведущими солистами балетной труппы. Михайловский театр стал последним местом работы Аллы Осипенко. Она была источником вдохновения и настоящим воплощением петербургской балетной школы, и сегодня её наследие продолжает жить в учениках и зрителях, которые помнят лучезарную улыбку и огненный темперамент Аллы Осипенко, — пишут в Михайловском.
Имя Аллы Осипенко также связывают с Михаилом Барышниковым — перед тем, как танцор уехал за границу, он танцевал именно с петербургской звездой. Демарш Барышникова чуть не ударил по карьере Аллы Евгеньевны, так как чиновники из партии решили, будто балерина знала о планах артиста сбежать, но никого не предупредила.
Алла Осипенко последние годы
Интерес к балету в России огромен и имя Аллы Осипенко то и дело звучало. Например, в 2012-м она попала в жюри конкурса «Большой балет» на телеканале «Культура».
— В отличие от многих коллег, Осипенко не любила публичность, не желая, вероятно, видеть сочувствующие взгляды тех, кто сравнивал её с фотографиями юной красавицы. Её интервью редки, но в них был слышен голос не только балерины, но героини своей эпохи, чьи творения давали силы многим её современникам, — говорят её знакомые.

Также последние годы балерина возглавляла Международный благотворительный фонд «Терпсихора», который поддерживает развитие танцевального искусства в России и за её пределами.
Личная жизнь Аллы Осипенко
Алла Осипенко блистала не только на сцене, но и в жизни. У неё было несколько мужей, которые боготворили звезду. Впервые она вышла замуж за художника, когда была ещё совсем молодой. Но быстро развелась.
Второй брак с артистом балета Анатолием Нисевичем продлился дольше, но любимым мужем она считала Геннадия Воропаева, который умер в 2001-м году.
Именно в этом браке она стала мамой и родила Ивана Воропаева — мужчина был бизнесменом и закончил свою жизнь трагически. Деятельность Ивана связали с валютными операциями и из-за этого его посадили в тюрьму, где он скончался из-за проблем с печенью в 1997-м.
— Когда теряешь ребёнка, это ни с чем несравнимо. Вероятно, меня спасало, что я была предана театру не менее чем семье, — поделилась артистка в программе «Однажды».
У Осипенко также остался внук Данила Воропаев, а также невестка Оксана Базилевич.
Анастасия Волочкова раскрыла, как умирала Алла Осипенко
Легенда сцены воспитала многих известных балетных танцоров. Пожалуй, самой известной среди учениц Осипенко можно назвать Анастасию Волочкову. Звезда взяла её под своё крыло, когда девушке было 14 лет.
— Как мы с ней познакомились: мне было 14 лет, и мне нужно было развивать все мои данные. Они уже к тому моменту были развиты, все физические, которых у меня не было — ни растяжки, ни выворотности, ни подъёма стопы, когда я пришла в балетное училище. А когда мне было 14 лет, я уже стала лучшей ученицей в школе, и меня взяла в свой класс Наталья Михайловна Дудинская, великая русская наша балерина. И мы с мамой моей поехали на стажировку к Алле Евгеньевне вместе с ней в Италию, во Флоренцию. Она помогала мне разучивать классические вариации, то есть была моим наставником. И потом произошло так, что она меня подготовила настолько хорошо, что меня взяли в Мариинский театр за год до окончания балетной академии. Меня принял в Мариинский театр художественный руководитель Мариинки Олег Михайлович Виноградов, с которым мы дружим до сих пор, — вспомнила балерина.

Когда балерина стала известной, то Осипенко приходила на её выступления — это было и в Мариинском, и в Большом.
— И потом получилось так, что когда меня незаконно уволили из Большого театра в 2003 году, со мной отказались работать педагоги Большого театра, многих из которых тоже уже нет в живых. Они просто отказались, потому что побоялись. У меня есть моё шоу «Одержимость». Я всегда была одержима творчеством, с пяти лет я поставила перед собой цель стать балериной. У меня в шоу идёт голос за кадром, что на все выпады в мой адрес я всегда отвечала и буду отвечать творчеством. И вот у меня было два концерта в Кремле через месяц после того, как меня уволили, и Алла Евгеньевна Осипенко оказалась единственным педагогом, кто не побоялся. Я поехала в Питер репетировать этот проект, и она мне помогла. И она не побоялась, потому что это были люди уходящие, вот эти мэтры искусства великого балета, — вспоминает Волочкова.
Причина смерти Аллы Осипенко
О смерти Аллы Осипенко сообщила её невестка — Оксана Базилевич. Трагедия произошла рано утром. Вот что об этом говорит Анастасия Волочкова.
— У Аллы Евгеньевны была очень большая проблема со зрением. Я приезжала к ней на дачу со своей дочкой. И у неё был человек, который её поклонницей являлась, её зовут Наталья Борисовна. И Наталья Борисовна отвозила её вчера в час ночи в больницу, где она скончалась в 6 утра. Оказывается, у неё была онкология. Но ей, Алле Евгеньевне, никто не говорил об этом, чтобы её не расстраивать, ну, 93 года человеку, — говорит Анастасия.
Пока нет данных, где пройдёт прощание с Аллой Осипенко. По предварительным данным, отпевать её будут в Князь-Владимирском соборе в Санкт-Петербурге.
В статье использованы материалы «Петербургского театрального журнала», «Аиф», «Комсомольской правды», программы «Однажды», Telegram-канала «Дьявол на пуантах».




