Прямой эфир
+4
Пробки
1
$80.86
92.14
ТРИ ЧЕЛОВЕКА ПОСТРАДАЛИ ПРИ УДАРЕ ВСУ ПО РЫЛЬСКУ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАМОРОЗКОВ ПОСТРАДАЛО 12% ПОСЕВОВ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ
В РФ ПРИДУМАЛИ БЕЗБОЛЕЗНЕННУЮ МЕТОДИКУ КРИОЛЕЧЕНИЯ РАКА
НИКАРАГУА РАССЧИТЫВАЕТ ЗАПУСТИТЬ ПРЯМЫЕ РЕЙСЫ ИЗ РФ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
ПОЛИЦИЯ ЛАТВИИ ВОЗБУДИЛА 67 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПОБЕДЫ
В РФ ПЛАНИРУЮТ РАЗРАБОТАТЬ СТАНДАРТ О РУССКОЙ КУХНЕ

80-летие Великой Победы: в Ленинграде в годы блокады 34 оператора снимали военную хронику

Андрей Макаров
9 мая, 13:31
Снимать в любое время дня и ночи кинохроникёрам позволяли специальные пропуски. Даже после сигнала «Воздушная тревога», когда все должны быть в укрытии, военные корреспонденты оставались на посту. Их называли «глазами и ушами» армии. Около 300 военных журналистов были награждены медалями и орденами.
Фото: 78.ru

Не с оружием, а камерой в руках. Хронику Великой Отечественной в окопах, под обстрелами и бомбёжками вели фронтовые репортёры и операторы. Их глазами потомки могут видеть войну.

У решётки Летнего сада умирает истощённый человек — наглядное свидетельство ужасов Великой Отечественной войны. Кадры Ефима Учителя. Освещать события, как и другие кинохроникёры, так они себя называли, он начал с первых дней войны. Как именно снималось блокадное кино показала в своём фильме его ученица Людмила Шахт.

— Они сняли этот ужас зимы, этот ужас пережившие, кто выжил, кто болел, кто дистрофики, — говорит в интервью 78.ru режиссёр документального кино. — Каждый день блокады имеет свою историю, свою последовательность, свой смысл драматургический. Там если что-то переставить, это будет перестановка, почти историческая ошибка.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Режиссёр тщательно отсматривала каждый кадр. Здесь и съёмка Романа Кармена — основоположника военной документалистики. В годы войны он передавал очерки и репортажи в «Известия». Вместе с Иосифом Хмельницким он освещал и Нюрнбергский процесс. Внук Хмельницкого вспоминает, что они по-дружески называли друга друга Рима и Юзик.

— Любая съёмка — это всё прошло через руки моего дедушки как руководителя кинохроники и начальника фронтовых групп Ленинградского фронта, — отмечает Виктор Петухов, внук кинематографиста Иосифа Хмельницкого. — Когда собирались за столом, я задавал вопросы и получал на них некоторые ответы. Так вот по поводу Смольного, пока руководство смотрело все кинофотоматериалы, я мог выпить два стакана чая, успевал.

Снимать в любое время дня и ночи кинохроникёрам позволяли специальные пропуски. Даже после сигнала «Воздушная тревога», когда все должны быть в укрытии, военные корреспонденты оставались на посту. Их называли «глазами и ушами» армии. Около 300 военных журналистов были награждены медалями и орденами.

Фильм «Приравнены к хлебу» — о корреспондентах в блокадном городе. Главные герои — те, кто в то время работал в печатных изданиях. Среди них военкор Александр Чаковский.

— Однажды случился такой казус. Он на улице в Ленинграде встретил своего редактора, который тоже приехал в командировку в город, и тот ему тут же на улице решил сделать выучку: «Что ты здесь делаешь, твоё место на Волховском фронте — писать заметки». Тогда Чаковский набрался мужества и сказал: «Я здесь, потому что здесь происходит всё самое важное», — делится автор фильма «Приравнены к хлебу» Анатолий Аграфенин.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

И об этом ежедневно писали в газетах. Дефицит бумаги, краски и отсутствие электричества — издания выпускали вопреки всему. А печатали в той же типографии, что и хлебные карточки. Тираж одной только «Ленинградской правды» в то время был больше 300 тыс. экземпляров, «На страже Родины» — 8 тыс. Там работала поэт, а тогда военкор Елена Вечтомова.

— Бабушка клала трафарет, сверху — лист бумаги, линейки просвечивали, и автоматической ручкой с чёрными чернилами можно было писать что угодно. И вот всегда бабушка писала только так, сидя на диване, положив ногу на ногу, а то и на коленке, — делится Мария Инге-Вечтомова, внучка поэтов Юрия Инге и Елены Вечтомовой.

Поэт Николай Браун в 1941 году участвовал в обороне Таллина, а затем и Ленинграда. Позже стал военным корреспондентом в блокадном городе.

— Это те выпуски, которые теперь, конечно, нигде не найдёшь. Вот, например, показываю. Бьём врагов на суше. Балтфлот смеётся, — показывает Николай Браун, сын поэта, писателя и военного корреспондента Николая Брауна.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

А такой войну запечатлели фотокорреспонденты «Известий». Они вели свою летопись тех событий. На передовой работало более 300 журналистов издания.

Эти снимки не просто хроника, а история, как будто застывшая в кадре. Репортажи под обстрелом, съёмки в окопах — всё это работа военкоров, которые тоже шли к победе, но с камерой и блокнотом в руках.

И спустя 80 лет эти кадры отзываются в сердцах людей.

— Боюсь заплачу. У меня дедушка на войне погиб, папа в партизанском отряде в Брянских лесах воевал, — отмечает жительница Калуги Людмила Казакова.

Эти кадры — нетленное доказательство, какой ценой досталась долгожданная победа, а главное, кто за ней стоял. Имена, события и лица защитников Отечества — всё это сохранилось благодаря архивам.

Видео: 78.ru