Прямой эфир

«О, тёпленькая пошла!»: о чём всю жизнь жалел знаменитый «Ипполит» Юрий Яковлев?

Светлана Улитина
25 апреля, 13:33
Юрия Яковлева нередко называли баловнем судьбы — после роли князя Мышкина на него обрушилась огромная популярность, а женщины, как заворожённые, кидались в его постель по первому зову. Но за этим внешним блеском скрывалась огромная трагедия: всю жизнь артист корил себя за брошенных детей и пытался утопить чувство вины в алкоголе. О непростой судьбе кумира миллионов читайте в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com, kino-teatr.ru, unsplash.com, flaticon.com/Zulfa Mahendra

Юрию Яковлеву многие коллеги откровенно завидовали — мол, и карьера у него складывается легко, и в жизни всё ладится само собой. Но за этим внешним блеском скрывалось непростое детство в эвакуации, дистрофия, из-за которой он окончил школу только в 20, и стыдный провал на экзамене в театральном. И всё же он добился своего: получил престижную профессию, стал звездой экрана и подарил нам незабываемые образы Ипполита, поручика Ржевского и Стивы Облонского.

Детство и первые театральные опыты Юрия Яковлева

А ведь в семье Яковлевых к кино не имел отношения никто — отец был юристом, мать работала медсестрой. И сам Юра вовсе не грезил сценой: с большим трудом окончил школу — сказались последствия перенесённого в детстве голода и дистрофии. Парень метался между факультетом международных отношений в МГУ и ВГИКом. К актёрству подталкивало разве что любопытство — в 13 лет он уже пробовался на роль в фильме «Тимур и его команда». Неудачно. Как, впрочем, и попытка поступить во ВГИК: худого, долговязого парня приёмная комиссия сочла «некиногеничным» — и развернула восвояси.

В Щукинское училище Яковлева всё же взяли — и это, пожалуй, стало первой серьёзной победой на его актёрском пути. Правда, звёзд с неба он не хватал: первый курс закончил с двойкой по актёрскому мастерству. Казалось бы, впереди в лучшем случае доля статиста. Но тут вмешалась судьба — в лице актрисы и педагога Цецилии Мансуровой. Она разглядела в неуверенном юноше нечто большее и заявила: «Я с ним поработаю». И не прогадала. После выпуска Яковлев пришёл в Театр им. Вахтангова — и остался там на шесть десятилетий, став настоящей легендой сцены.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

После «Идиота» проснулся звездой

Сразу после выпуска из театрального Юрий сыграл несколько киноролей, но всемирную известность ему принесла, конечно же, роль князя Мышкина в картине Ивана Пырьева «Идиот».

— Я проснулся знаменитым не утром, а вечером, — с улыбкой рассказывал актёр. — Это произошло, конечно, после того, как я сыграл князя Мышкина в фильме «Идиот» режиссёра Ивана Пырьева. Так всё закрутилось.

Фильм оценили даже на Западе: его купила американская киностудия «20 век Фокс». Невиданный случай: всех артистов, задействованных в фильме, пригласили на премьеру картины в Америку. В США Яковлев был нарасхват — один из режиссёров даже предложил молодому советскому актёру сыграть… Иисуса Христа! От этой роли, как писали советские газеты, Яковлев якобы отказался. На самом же деле всё было не совсем так, вспоминал позже артист:

— Но нет, я не отказался от роли Христа! Когда мне Спирос Скурос сказал: «Я хочу вас на роль», мы сидели втроем с переводчиком, это было без огласки, без распространения, он произнёс: «Это моё личное приглашение на студию „Двадцатый век Фокс“, я приглашаю вас в Голливуд». Пырьев мне тогда говорил: «Соглашайся, соглашайся, соглашайся, конечно, соглашайся!». После этого мы приехали в Москву: «Ты соображаешь, что ты… Понимаешь, что этого нельзя делать?». Хотя мне очень хотелось сыграть Христа. Очень хотелось. Но, к сожалению, в то время это было невозможно. Это был 60-й год.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

В «Гусарской балладе» свалился с лошади

Спустя всего 4 года, в 1962 году, Яковлев предстал перед зрителем в совершенно ином амплуа — разбитного повесы и завзятого ловеласа поручика Ржевского в «Гусарской балладе». Мало кто знает, что на эту роль пробовалось много известных актеров, и Яковлев был одним из самых последних кандидатов. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему главный вопрос — о лошадях… И зря.

Когда поручик Ржевский прибыл на съёмки, постановщик схватился за голову: актёр совершенно не умел ездить верхом и при первой же попытке оседлать коня свалился.

Тем не менее, роль была сыграна блестяще, хоть и далась артисту невероятным трудом:

— Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съёмку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съёмка — с моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: — Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и командуют: «В атаку, марш!». Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!». Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади — мы несёмся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с неё. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съёмок…

В 1967 году Яковлеву досталась роль ещё одного обаятельного повесы — брата Анны Карениной, Стивы Облонского. Его герой был по уши в долгах, но при этом умудрялся брать от жизни всё самое лучшее и без конца менять женщин — собственно, таким же был в жизни и сам артист. Наверное, поэтому Яковлев до конца жизни считал именно роль Облонского своей любимой.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Фильм про Ипполита терпеть не мог, а посмотрев «Ивана Васильевича…», чуть не заплакал

А вот обожаемого советскими зрителями Ипполита из комедии 1975 года «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Яковлев, наоборот, вспоминал всегда с некоторым неудовольствием.

— Я этот фильм уже не могу смотреть, — жаловался Юрий Васильевич в одном из интервью. — Правда, иногда натыкаюсь на него, когда телевизор смотрю, но тут же выключаю или минутки две посмотрю и всё.

Популярные фильмы с Яковлевым можно перечислять бесконечно — на главные роли ему всегда везло, хоть сам он и тяготился своей известностью. Нельзя не вспомнить фильм «Карнавал», где он великолепно сыграл отца, замаливающего грехи молодости перед взрослой дочерью, комедию «Идеальный муж», в которой актёр с его аристократическими манерами блистательно воплотил образ британского джентльмена, и конечно, искромётную ленту Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» — в ней талантливый Яковлев сыграл сразу две роли, трусливого склочного управдома и грозного царя.

Кстати, когда уже после окончания съёмок актёр посмотрел черновые материалы, результат его неприятно поразил.

— Я посмотрел и расстроился. Всё было как-то медленно, разлаженно, особенно в сценах с Куравлёвым, что очень обидно, так как Милославский — его персонаж — должен быть живой, подвижный, как ртуть, а тут всё как-то вразвалочку, не торопясь. И абсолютно не смешно. Еду с «Мосфильма» и думаю: «Что же это будет? Провал?». Но я совсем не знал гениальной способности Гайдая работать в монтажной. Он был виртуозом, усвоив заповедь Эйзенштейна: «Картина рождается на монтажном столе». Как всё сложилось, ожило, заиграло, какой появился ритм! Как он сумел сократить что-то без ущерба для роли, выделить самое удачное, расставить акценты. Просто метаморфоза! Фильм-то до сих пор смотрят, цитируют реплики оттуда и смеются!
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Добавим, что львиная доля этих реплик, ушедших в народ, принадлежала как раз героям Яковлева:

— Меня терзают смутные сомнения…
— Вот вы говорите: «Царь, царь»… А вы думаете, Марфа Васильна, нам, царям, легко?
— Танцуют все!
— Я требую продолжения банкета.
— Ты почто боярыню обидел, смерд?
— Оставь меня, старушка, я в печали…

В фильме «Кин-дза-дза!» снимался, ничего не понимая

Последней заметной ролью Яковлева в кино стал обаятельный пацак Би из антиутопии «Кин-дза-дза!». Интересно, что на съёмки актёр согласился даже не читая сценарий — его ещё попросту не было. Данелия просто рассказал Юрию Василеьвичу, о чём хочет снять кино и что пригласил также Леонова и Любшина. Актёру понравилась и идея, и возможность поработать с любимыми коллегами.

Об этой работе он потом вспоминал с огромным удовольствием: хоть съёмочные условия были крайне тяжёлыми, атмосфера была очень весёлой и позитивной. Хотя самую идею фильма актёр понял далеко не сразу, а когда снимался, вообще считал сценарий полным бредом.

— Думаю, что и мы, исполнители ролей в «Кин-дза-дзе», до конца не понимали, что же мы снимаем и что получится в результате. После первого просмотра на «Мосфильме» я с интересом ждал реакции своего младшего сына Антона, прекрасно знающего кинематограф, и получил восторженную рецензию с полным разбором и с заявлением, что это лучший фильм Данелии, — вспоминал Яковлев.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Личная жизнь: три жены и два брошенных ребёнка

Юрий Яковлев обладал редким даром — сочетанием аристократической внешности и внутреннего магнетизма. Его глаза, голос, осанка — всё в нём притягивало. Неудивительно, что поклонницы шли за ним толпами, влюбляясь с первого взгляда. Сам он с лёгкой иронией говорил о себе так:

— Любил я женщин, каюсь! А знаете, почему так? Однажды одна милая девушка, увлекающаяся гороскопами, поведала мне всё о моём знаке зодиака. Я — Телец, а Тельцы очень влюбчивые, страстные и ревнивые. Так звёзды распорядились, кто я такой, чтобы противиться законам Вселенной?

Первую жену отбил у режиссёра

С Кирой Мачульской Юрий Яковлев познакомился в «Доме кино» в 1955 году — и тут же потерял покой. Стройная красавица с выразительными глазами моментально покорила молодого актёра. Уже на следующей встрече он решительно отбил её у жениха — режиссёра Владимира Венгерова. Как позже вспоминал Юрий Васильевич, всё решилось в один миг: он увидел Киру в гардеробе Концертного зала Чайковского и понял — надо брать.

— Я подошёл к ним, выхватил у её кавалера пальто: «Позвольте!». И подал. «Позвольте… проводить!». И она пошла не с ним, а со мной. Мы блуждали по городу до утра…

Всего через неделю страсти пара уже переехала к родителям Киры — в крохотную 12-метровую комнату на Арбате. Чтобы хоть как-то создать подобие «своего угла», посреди комнаты водрузили шкаф. Мама девушки в восторге от зятя не была — и по ночам, не скрывая раздражения, громко восклицала: «Господи, что он там делает с нашей дочерью?!».

В том же 1955 году Юрий Яковлев и Кира Мачульская тихо и без фанфар расписались в ЗАГСе рядом с рестораном «Бухарест». Всё было по-молодёжному скромно — без громких тостов и свадебных платьев. В те годы Кира и подумать не могла, что её заботливый, внимательный Юра когда-то может увлечься другой. Он носился с ней, как с хрустальной вазой, особенно в период болезни — когда девушка боролась с туберкулёзом, он был рядом день и ночь. А после съёмок в «Идиоте» Яковлев потратил едва ли не весь гонорар, чтобы порадовать жену роскошным, баснословно дорогим норковым манто.

— Я был очень влюблён в свою первую жену. Говорил ей: «Хочешь, я из любви к тебе засуну голову в мусорную корзину, которая на улице стоит?». Она мне: «Ни за что на свете!». А я снимаю крышку, засовываю туда голову и надеваю на себя… — вспоминал Юрий.
Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Второй женой стала дочь всесильного Райкина

Но долго играть в примерного семьянина Яковлев не смог. Вскоре влюбчивый артист увлёкся — и не кем-нибудь, а самой Екатериной Райкиной, дочерью легендарного Аркадия Райкина. Они играли вместе в спектакле «Дамы и гусары» — и ежедневные репетиции, гастроли, дорога, разговоры за кулисами… Всё это сделало своё дело: искра вспыхнула, а затем разгорелась в полноценный роман.

На тот момент Екатерина тоже была несвободна — совсем недавно она вышла замуж за Михаила Державина. Но обаяние Яковлева с его мягким взглядом и бархатным голосом снесло все моральные барьеры. Они начали встречаться тайно, но, как это часто бывает в театральной среде, долго утаить интрижку не удалось. Добрые люди нашлись — кто-то позвонил Кире и всё рассказал.

Для Яковлева это был тяжёлый период — он метался между двумя женщинами, не зная, что делать. Несколько раз пытался вернуться в семью, но в итоге решение приняла Кира. Она отпустила мужа — спокойно и достойно, дав понять: удерживать не станет.

— Я спросила один раз Юру о Кате — он отрицал, второй — отрицал. А потом сказал: «Это все недоразумение! К этому относиться серьёзно никак нельзя». Мне хватило этих слов. У меня жёсткий характер: жить в ожидании следующей измены я не стану. Никто никому не бил морду, да и по натуре я не боец, считаю, что это недостойно женщины. Просто сказала: «Юра, оставайся там, где ты веселишься и доночёвываешь», — рассказывала Кира.

Ситуация еще осложнялась и тем, что обе любимые женщины ловеласа Яковлева забеременели практически одновременно, в итоге дочь Алёна от официального брака оказалась всего на четыре месяца старше внебрачного сына Алексея.

Официально Яковлев женился на Екатерине Райкиной только после того, как она родила. Лишь тогда Кира, устав от неопределённости, подписала согласие на развод. Дочка от первого брака, Алёна, росла без отца. Первые три года он о ней даже не вспоминал. Воспоминания о ней, видимо, не входили в его новую жизнь. И только когда Кира подала на алименты, Юрий Васильевич вдруг вспомнил об отцовских обязанностях — стал платить. Но отцовская любовь и деньги — не одно и то же. Долгие годы дочь артиста, также ставшая актрисой Алена Яковлева таила в сердце дикую обиду на родителя.

— Мама говорила, что на папу очень сложно было обижаться — настолько он подкупал своим обаянием. Мама была очень сдержанной, и все её эмоции бушевали внутри. Новость об измене отца стала для неё большим ударом. Она перестала спать по ночам и была вынуждена принимать снотворное. Я тогда была маленькой и ничего не понимала. Только потом осознала, насколько это всё было для нее тяжело, — делилась актриса в одном из интервью.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

По словам наследницы, из-за измен отца она перенесла серьёзную психологическую травму:

— Я в этот мир пришла в какой-то степени обманутой мужчинами. Наверное, во мне обида и горечь возникли с самого рождения. Это, конечно, наложило отпечаток на всю мою жизнь.

Брак с Екатериной Райкиной был счастливым, хоть и недолгим: знаменитая семья новой жены приняла Юрия очень тепло, а тесть Аркадий Исаакович в нём буквально души не чаял. Но увы, через четыре года карма вернулась разлучнице бумерангом: Юрий снова влюбился.

Третья жена терпела любовниц и прятала алкоголь

На этот раз его покорила работница музея Ирина Сергеева — она тоже была замужем и даже растила сына, но для обезумевшего от страсти Юрия не существовало никаких преград. Артист стал всё чаще заглядывать в музей. И в какой-то момент Ирина сдалась — вспыхнул бурный роман.

Законная вторая жена, узнав о существовании соперницы, устроила грандиозный скандал и выставила неверного супруга за дверь. Яковлев же снова с лёгкостью оставил жену и ребёнка ради новой любви.

К счастью, на третьем браке Яковлев свой забег по ЗАГСам остановил, хотя супружеской верностью похвастаться не мог. Да и его супруга Ирина ещё долго чувствовала перед Екатериной свою вину: позже она не раз признавалась, что многим сделала больно, сойдясь с Юрием:

— В общем-то всё трагично. Потому что детей жалко. А вот срабатывает чувство… Наверное, я перед Господом виновата, потому что он был женат на Райкиной.

Однако разлучницей она себя не считает:

— Потому что так вышло. Само собой всё вышло. Так Богу угодно было. Иначе мы не прожили б столько лет.

Тем не менее именно благодаря терпению и мудрости Ирины третий брак Яковлева стал последним — она закрывала глаза на все его интрижки. А их было просто не счесть: говорят, во время очередных съёмок в маленьком городке Яковлева поселили в женском общежитии ПТУ. Так он устроил там такое, что вахтёрше пришлось чуть ли не со шваброй выгонять именитого артиста из постелей студенток. Были и романы с коллегами: в театральных кругах все знали, что долгие годы у Юрия были довольно близкие отношения с актрисой Юлией Борисовой.

Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com
Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com

Однако в отличие от двух первых жён Ирина никогда не ставила мужу ультиматумов и не выгоняла его за дверь. Единственной проблемой, которая её огорчала, было пристрастие мужа к спиртному — в то время Юрий Васильевич крепко и часто «закладывал за воротник». Ирина сначала прятала от него все запасы алкоголя в доме — за это он даже в шутку называл супругу «агентом ФСБ». А потом пошла на хитрость и постепенно перевела мужа с крепкого виски на хорошее вино, и то в малых дозах.

В 1968 году Яковлев стал отцом в третий раз: у супругов родился сын Антон. Это был первый ребёнок артиста, которого он вынянчил с пелёнок, и теперь он был просто на седьмом небе от счастья. Его даже не смущало, что с деньгами в семье было туговато: 50% заработка актёра уходило на выплату алиментов старшим детям.

Уже под закат жизни Яковлев признался, что именно Ирина стала его самой большой любовью. Она была не просто его супругой, но и надёжным другом — заботилась о его здоровье, обустраивала дом, дарила ощущение уюта и защищённости, ведь сам актёр был совершенно беспомощным в бытовом плане.

Они прожили вместе более 40 лет. Омрачала их счастливую жизнь лишь боль от разлуки со старшими детьми — с годами свою вину артист чувствовал всё сильнее.

— Он очень переживал. Мало их видел — Алёна была с матерью и отчимом в Германии, там работал новый муж Киры, — вспоминала вдова Яковлева. — А Катя мало давала Лёшу ему — она придумывала поводы: или он куда-то уходит, или спит. Это привело к тому, что Юра перестал пытаться встретиться с сыном.

Перед смертью смог вымолить прощение у детей

В конце 80-х Юрию Яковлеву удалось помириться со своими брошенными детьми. Причём инициатором первой совместной встречи стал не он сам, а его третья жена.

— Не помню, как это было впервые. День рождения, наверное, а потом уже сами, по разным поводам дети и внуки стали собираться у нас, —вспоминала потом Ирина Леонидовна.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Он стал приходить к ним на спектакли, звать к себе в гости, в результате чего дети, рождённые в разных браках, сблизились и между собой. А ещё Юрий Яковлев просто души не чаял в своих внуках: обнимал их каждый раз так, как в последний…

Все дети Юрия Яковлева не отступили от традиций великого отца и пошли по его стопам. Алёна, Алексей и Антон — каждый в своё время окончил театральный вуз, и все нашли своё место на сцене. Алёна служит в Театре Сатиры, Алексей — когда-то был частью Театра Ермоловой, а теперь сотрудничает с Центральным домом Актёра. Антон выбрал режиссёрский путь и стал создателем, а не просто исполнителем.

Их дети, внуки Яковлева, тоже продолжили семейную династию. Дочь Алёны пошла по стопам матери и работает с ней в Театре Сатиры. А вот сын Антона — Андрей, хоть и носит фамилию отчима — Удалов, уже служит в Театре им. Вахтангова, продолжая путь своего знаменитого деда.

В последние годы жизни любимец миллионов зрителей Юрий Яковлев часто жаловался на сердце. Врачи поставили неутешительный диагноз: прогрессирующая ишемия. Болезнь то затихала, то снова наступала. Роковой приступ произошёл ночью с 29 на 30 ноября 2013 года: великого русского актёра не стало. Его похоронили на Новодевичьем кладбище — в тот день все дети и внуки Юрия Васильевича, забыв прежние распри, объединились у его могилы в общей скорби.