ВСМ Москва — Петербург: что тормозит строительство скоростной магистрали?

Бизнес-центра «Лиговский, 52» — непрезентабельное здание, построенное ещё в начале 80-х годов, которое сложно назвать архитектурным шедевром. Планы по его реновации обсуждались давно. И когда начали планировать инфраструктуру для нового мегапроекта, на месте этого дома решили возвести новый административный корпус метрополитена — шесть этажей с интерактивным музеем, предприятиями общепита, клиентскими залами и входом на станцию «Лиговский проспект-2». Сама станция будет проложена под Привокзальной площадью и свяжет подземку с терминалом высокоскоростной магистрали.
Планы строительства утвердили ещё в прошлом году, а в конце марта объявили конкурс на лучший эскиз фасада здания. Требования к архитекторам высокие, ведь им предстоит создать образ основной входной зоны вокзала ВСМ в Петербурге. Участвовать могут только бюро с хорошей репутаций и богатым опытом работы в историческом центре. Но главный запрос — предложенный проект можно будет очень быстро реализовать. Запуск комплекса, как и всей магистрали, намечен на весну 2028 года, а значит, стройку нужно начинать как можно скорее.
«Счастливый взгляд» в тревожное завтра
А пока на этом месте по-прежнему стоит старый бизнес-центр, и его владельцы — компания «Аванта» — находятся в полном неведении о том, когда их недвижимость планируют сносить и на каких условиях.
— Конечно, мы знаем, что здесь планируют строить здание метрополитена, — признаёт генеральный директор ООО «Аванта» Николай Столяров. — Вокруг этого много разговоров, но никаких официальных уведомлений нам не поступало. Я видел лишь предварительную схему работ, ещё не утверждённую, и там наш участок земли не подлежал изъятию. Однако архитектурный конкурс на облик нового сооружения уже объявлен, соответственно, наше здание придётся вскоре демонтировать. Это вызывает много вопросов, поскольку нам нужно планировать свои действия хотя бы на год вперёд. А мы по-прежнему находимся в подвешенном состоянии.
В «Аванте» рассчитывают получить конкретные предложения от города в течение месяца, и тогда уже сформулировать собственный ответ.

Для постройки инфраструктурных объектов город может выкупать землю или изымать её с компенсацией, то есть с возмещением рыночной стоимости и, возможно, убытков и упущенной выгоды. Это зависит от соглашения, но сумма в любом случае, складывается не маленькая. Только кадастровая стоимость бизнес-центра и земли под ним, судя по данным Росреестра, превышает 800 млн рублей. Но главное, собственники просто не готовы расставаться со своим имуществом.
Большую часть бизнес-центра занимает один из крупнейших в Петербурге офтальмологических кластеров. Это, прежде всего, клиника микрохирургии глаза «Счастливый взгляд» с диагностическим центром и стационаром, центр повышения квалификации для врачей и оптометристов, центр коррекции зрения «Мегаоптика». Здесь оборудованы помещения для реабилитации тяжёлых больных, работают социальные программы, планировалось открытие офтальмологического колледжа. Переместить все эти медицинские и учебные учреждения в другое место, по мнению Николая Столярова, практически невозможно. А значит, их придётся либо закрывать, либо строить новое здание. Компаниям грозят колоссальные убытки, и их компенсацию владельцы бизнес-центра планируют обсуждать с администрацией города, когда придёт время заключать соглашение.
История повторяется
За спасение медицинского кластера уже вступились обеспокоенные пациенты и врачи — против сноса бизнес-центра на Лиговском собраны тысячи подписей. К ним ожидаемо присоединились градозащитники, которые предлагают вообще убрать терминал скоростной дороги из исторического центра Петербурга. Они полны альтернативных идей. К примеру, перенести его на Ладожский вокзал, который до сих пор окончательно не достроен и часть перронов простаивает.
В списке градозащитников и Витебский вокзал, от которого новая магистраль проходила бы через Купчино и не затрагивала историческую застройку. Или вовсе освоить пустыри в районе Боровой или станция «Волковская», где можно свободно экспериментировать с новыми архитектурными и техническими решениями, не разрушая старые постройки и не выплачивая огромных компенсаций работающим компаниям и местным жителям.
Возмущения горожан и бизнеса вряд ли заставят пересмотреть согласованный проект такого масштаба, тем более стройка, по сути, началась. В Обухово уже возводят первый путепровод петербургского участка ВСМ. Однако надолго затянуть процесс все эти споры вполне способны.

Сценарий всё больше начинает напоминать историю с планированием выходов со станции метро «Театральная»: театральная площадь, где нельзя строить, чтобы не навредить Мариинке; старый дом быта с несговорчивым владельцем и сотней протестующих арендаторов, многотысячные петиции от жителей окрестных кварталов. В итоге, станция, строившаяся больше десяти лет, останется проходной ещё, как минимум, до 2029 года.
Цена культурного наследия
Ещё один сюжет, который грозит затормозить прокладку скоростной магистрали, сейчас разворачивается на Фарфоровском посту. На пути ВСМ встали старая станция и небольшой квартал домов красного кирпича, которые в начале века построили для рабочих железной дороги. Прошлым летом архитектурный комплекс стараниями всё тех же градозащитников признали объектом культурного наследия, и сносу он теперь не подлежит. Выход нашли, но не самый простой. Дома решено отодвинуть от железной дороги на 10-20 метров не разбирая, а жильцов расселить.
Всего предстоит освободить около 100 квартир. Процедура оценки началась только в феврале, но владельцы уже высказывают массу претензий. Старые двухэтажные дома в Купчино — не самый ценный актив, даже если они получили охранную грамоту. И хотя в РЖД утверждают, что компенсация будет рассчитана из рыночной стоимости недвижимости, будет учтён ремонт, необходимость временной аренды, переезды и оплаты риелтора, люди сомневаются, что смогут купить за эти деньги новое жильё. Если собственники не согласятся с назначенной суммой, то РЖД ждёт череда судебных тяжб.
Лишь после окончательного расселения можно будет приступать к перемещению домов. Как именно это будет происходить, по каким технологиям и выдержат ли подобную операцию старинные постройки, за которые сегодня так борются — пока неизвестно.
Сейчас специалисты АО «Ленгипротранс» по заказу РЖД оценивают возможности раздвижки зданий Фарфоровского поста и, на всякий случай, готовят альтернативные варианты: пустить поезда по тоннелю, эстакаде или вовсе в обход квартала.

Успеть за три года…
Между тем, подготовка к строительству первой в России высокоскоростной магистрали продолжается. В границах Петербурга масштабные работы развернутся, предположительно, летом, после одобрения со стороны ФАУ «Главгосэкспертиза России». Всего за ближайшие три года предстоит проложить почти 700 км путей, обустроить с десяток терминалов, создать инновационные поезда, которые смогут набирать скорость до 400 км/ч, ну и успешно решить все вопросы, связанные с изъятием собственности, сносом домов и расселением людей.




