Отделить зерна от премиума: зачем хотят почистить список социально значимых товаров?

Растет их число?
Список социально значимых продуктов питания был утверждён постановлением правительства РФ №530 в далёком теперь 2010 году. Сейчас в перечень включены 24 позиции. Он начинается именно с мяса на кости, мороженной неразделанной рыбы, масла подсолнечного, куриных яиц, сахарного песка, соли и т.д.
Из овощей в список включены: картофель, капуста свежая белокочанная, репчатый лук и морковь. Из фруктов там указываются исключительно яблоки. Запомним этот важный момент.
Как заявил Сергей Лисовский, изначальный список формировался с учетом опыта и законодательства еще СССР. Тем более перечень неактуален сейчас, когда «спагетти, фермерское молоко, говядину и баранину на кости уже вряд ли следует считать социально значимыми, так как экономика и технологии их производства, себестоимость продукции не укладываются в это понятие». Как особо подчеркнул депутат, речь идет именно о товарах премиум класса.
В этот перечень к исключению с горячей руки Сергея Лисовского неожиданно попали не только деликатесные свиные ребрышки, которые, по его мнению, могут стоить по несколько тысяч рублей за килограмм, баранина, неразделанная рыба, но и круассаны.
Чуть позже народный избранник внес уточнения. Он подчеркнул, что говорил не конкретно именно о круассанах, а в принципе о подобном роде продукции.
Не менее странно на этом фоне выглядят и рассуждения об отдельных видах овощей и фруктов. Те же яблоки зелёных по оттенку сортов всегда считались самыми гипоаллергенными для детей и людей с аллергическими реакциями. Правда здесь парламентарий заговорил уже о базовом наборе, а не о социально-значимом перечне.

Как считает Сергей Лисовский, сокращение перечня и сохранения в нем только действительно значимых позиций позволит сосредоточиться именно на них производителям и ретейлерам, а на премиум вполне можно поднять цены. Тем более что «уровень бедности в РФ ежегодно снижается, а число обеспеченных граждан, готовых тратить средства на более дорогие товары, увеличивается».
По словам Сергея Лисовского, ситуацией заинтересовалась ФАС, в ведомстве по этому вопросу решили создать рабочую группу.
«А есть и суповые наборы»
Опрошенные спикеры признают: в «ноу-хау» есть рациональные зерна, но в том виде, в каком оно вынесено на обсуждение, все выглядит очень странно. Если уж так хочется что-то поменять, то важнее работать по отдельным конкретным позициям продукции, а не всей категории в целом.
Как поясняет совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, цены на мясо зависят не от того, с костями ли оно, а от его производителя и категории. Она есть первого класса, и, понятно, что цены на неё самые высокие. Очевидно и то, что люди с невысокими доходами вряд ли готовят и едят каре ягненка (блюдо, в общем-то, ресторанное) каждый день.
— А есть и суповые наборы, формально считающиеся мясом на кости, но все прекрасно догадываются, сколько там этого мяса. И вот как это можно сравнивать и ставить на одну чашу весов? Лично я не понимаю, — заключает Александр Мышинский.
Он уверен, похожая ситуация складывается и с картофелем, который авторы инициативы почему-то не упоминают. Есть отечественный, немытый. А есть импортный, сейчас актуален ранний, мытый. Понятно, что он дорогой.
— А есть еще так называемый бэби-картофель для гурманов. И здесь логично, что его купят только те, кому доходы это позволяют, — добавляет он.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин придерживается такой же позиции. По его словам, в отношении тех же яблок можно указать, что социальная наценка в 5–10% должна иметь место для, например, сортов Golden, «Семеренко», Granny Smith и т. д. Такую же работу надо провести и в отношении мяса, рыбы, хлеба и хлебобулочных изделий.
— Все же понимают, что среди последних могут быть бублики, а могут быть и торты по несколько тысяч рублей за штуку, точно не предмет первой необходимости, — приводит пример Михаил Лачугин.
Все полностью перевернулось?
Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов согласен с Сергеем Лисовским.
Всё потребительское поведение населения с годами меняется.
— Отвлечемся от питания, и рассмотрим, например, расходы на связь и интернет. Еще 20 лет назад это было что-то связанное в представлении многих с роскошью. Такие траты могли позволить себе далеко не все. Но теперь это необходимость, такие расходы учитываются при расчете даже МРОТ, — рассуждает эксперт.
По словам Ивана Кузнецова, если же вернуться к теме питания, то 30 лет назад россияне из мяса потребляли в основном свинину и говядину на кости. Доля курицы была совсем незначительной. Теперь все полностью перевернулось. Бескостная курица вышла на первое место, на ней варят теперь даже борщ. При этом цены на говядину и свинину на кости рассчитываются при учете стоимости супового набора и в том же МРОТ.
Как добавляет Иван Кузнецов, около 20 лет назад те же йогурты воспринимались как десерты и пирожные. Да и стоили они столько же. Теперь это продукт, который употребляется многими если не каждый день, то через день.

Иван Кузнецов подчеркивает, что та же история складывается и с фруктами. Да, действительно, на первом месте десятилетия назад считались яблоки. Бананы воспринимались больше как экзотика и были сезонными. Но теперь они идут у многих ретейлеров на весах для самостоятельного взвешивания под номером один.
— Еще можно привести пример с лапшой быстрого приготовления. Многие, если заглянут к себе в кухонные шкафы, то обнаружат ее валяющейся годами на «всякий случай». Есть она на полках в том или ином виде практически у всех ретейлеров всех ценовых сегментов. Такой лапшой на регулярной основе питаются мигранты и те россияне, кто работают в Петербурге вахтовым методом. То есть приезжают в город на 1–2 месяца, затем на столько же уезжают к себе домой. Этим людям некогда и незачем обустраивать себе в Северной столице полноценный быт. Такого тоже 20 лет назад еще не было.
Для людей, исповедующих мусульманскую религию, важен в повседневном употреблении Тан и Айран. И таких примеров можно привести достаточно много, — рассуждает Иван Кузнецов.
А в Петербурге по-другому?
Как особо подчеркивает Иван Кузнецов, все взрослые люди прекрасно понимают: структура питания и набор тех же первостепенных продуктов варьируется у жителей Петербурга, Астрахани или Новосибирска.
Отсюда собеседники на условиях анонимности поясняют и другой принципиальный момент. Сети премиум сегмента с деликатесными товарами в Петербурге, конечно, есть. Но у них намного меньше точек, чем в Москве. В Северной столице и доходы в среднем у населения меньше, и намного больше дискаунтеров, в которые все чаще заглядывают за определенными позициями даже обеспеченные люди. В таких магазинах деликатесами вряд ли торгуют.
Так, если вернуться к премиум-сетям, то в городе на Неве, например, только семь точек «Азбуки вкуса», а в Москве их… 120. Туда-то и ходят обеспеченные москвичи, а потом делают выводы о дороговизне продуктов.
— Авторам инициатив надо пореже ходить в «Гурмэ» и «Азбуку вкуса», зато наконец-то хотя бы познакомиться с работой «Магнита», «Пятерочки» и т. д. , — призывает Михаил Лачугин.

Как отмечает Александр Мышинский, ретейлеры и сами прекрасно осведомлены, какие социально значимые продукты востребованы у их покупателей. Те же бананы, молоко, куриные яйца, подсолнечное масло, сахар и так торгуются с минимальной наценкой у сетей в 5–10%. Ретейлеры прекрасно понимают: если их клиенты не будут уверены, что эти товары относительно дешевые, то просто не пойдут в магазин. А значит, по пути не прихватят что-то еще заодно, раз уже оказались в зале.
Александр Мышинский задается вопросом, кто по факту будет следить за наценками на вновь добавленные товары, если так произойдет? Вполне может выйти так, что опять будет раздут штат чиновников, которым надо платить зарплату. Понятно же, что такие затраты так или иначе лягут на плечи ретейлеров, а те переложат дополнительные издержки, заложив их в ценах, на покупателей.
Статья подготовлена с использованием материалов «Известий».




