Это ещё почки…: чего ждать от цен на ягоды и фрукты весной и летом 2025-го?

Погнали волны загодя?
В 2024-м публикации в федеральных СМИ о том, что россияне рискуют остаться без клубники, земляники, вишни, черешни, слив, а затем и яблок, начали появляться в середине апреля. Тогда разразилась длительная аномальная жара, когда температура в некоторых регионах переваливала за отметку +25…+ 30 градусов. Растения, стремительно рванувшие в рост, начали сохнуть.
Затем в мае прошлого года в некоторые субъекты пришли несколько волн сильных заморозков. Так, например, в Северной столице выпал… майский снег. Такое резкое похолодание пришлось на период цветения ягодных кустарников и плодовых деревьев. В итоге цветы погибли, так и не превратившись в плоды. В соцсетях тогда начали мелькать фотокадры магазинных полок ретейлеров, где заграничные яблоки нового урожая стоили по несколько тысяч рублей. Правда, речь шла о торговых сетях премиум-класса.
Тогда же в мае Минсельхоз всерьёз рассматривал возможность массового импорта яблок из других стран. Затем в июне снова пришла жара.
Без клубники россияне в итоге не остались, но в начале сезона она резко взлетела в цене, преодолев психологическую отметку в 1000 рублей, хотя затем и подешевела до 500-600 в среднем.
С яблоками ситуация тоже постепенно разрешилась. Но и традиционных осенних распродаж по бросовым ценам этого вида фруктов, как и груш, слив и т. д., например, в Петербурге, как и во многих регионах, не случилось.

В 2025-м федеральные СМИ бьют тревогу уже в марте на фоне недавних заморозков и предшествующей до этого февральской оттепели — такие перепады могут причинить ущерб будущему урожаю, а до мая ещё дело не дошло.
Разбираемся, что происходит и к чему готовиться.
Ущерб неизбежен?
Как подчеркнула генеральный директор ИА FruitNews, руководитель проекта «Ягодная академия» Ирина Козий, участникам отрасли ещё только предстоит провести оценку потерь от текущих морозов.
— Такие потери, конечно, будут, но насколько серьёзным окажется ущерб, какие хозяйства пострадают сильнее и как сложатся погодные условия далее, предсказывать ещё рано. К тому же никто не знает, какие природные явления ждать далее, например в том же апреле-мае, — констатировала она.
Как считает Ирина Козий, сравнивать 2024-й с 2025-м не вполне корректно. Условия разные. В 2024 году наблюдалось несколько волн заморозков в начале мая, когда шло цветение большинства плодовых культур в центральной части России. Под влиянием такого понижения температуры погибли цветы яблонь, груш, вишни, сливы, смородины, ранних сортов земляники садовой (клубники), многих сортов малины, ежевики и т. д. Поэтому во многих регионах очень существенно сократился урожай плодов, которые должны были бы сформироваться из тех цветов, которые замёрзли.
— Две волны морозов, пришедших после оттепелей в феврале и марте 2025 года, могли повредить почки растений, уже пошедшие в рост после раннего потепления. Это скажется на последующем развитии листьев и цветов, но, скорее всего, повреждения будут не столь повсеместными, как годом ранее. Ущерб, конечно, неизбежен. Наиболее вероятно, что урожай окажется меньше, чем, например, в 2021 и 2022 годах, когда природные условия в целом складывались благоприятно для садов и ягодников, — пояснила Ирина Козий.

Дождаться местной, но когда?
Президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда подчёркивает, что не может отвечать за происходящее сейчас в центральной части России. Но на Северо-Западе не было такого значительного потепления, чтобы почки уже набухли и всё тронулось в рост. То есть растения пока не пострадали.
— Набухание почек в принципе стартует у нас в апреле, и вот тогда, если случатся заморозки, это будет неприятный сюрприз. А что будет с погодой, никто гадать не хочет. Я в принципе не помню такого марта, как в этом году. В начале месяца было относительно тепло в пределах нормы. До начала мартовского похолодания сам собирался выезжать на поля и смотреть, что там происходит, а потом, например, в том же Кингисеппском районе Ленобласти температура ночью неожиданно рухнула до -14 градусов, — делится Михаил Шконда.
Начальник Петербургского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Александр Колесов тоже не готов поделиться чётким прогнозом температуры на апрель и май. Информация появится только в самом конце марта.
— В предварительном прогнозе на вторую половину апреля ждём +14…+19 градусов, но только в самые тёплые отдельные дни, — отмечает Александр Колесов.
Как добавляет Михаил Шконда, первая клубника в СЗФО появляется, как правило, в начале июня либо в его конце. С учётом хотя бы предварительных текущих прогнозов Гидрометцентра, речь в 2025-м может пойти уже и о середине мая.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский настаивает: клубники из СЗФО в продаже у ретейлеров мало. Много поставок весной делается из Крыма, затем это Узбекистан, Таджикистан.
— Сейчас клубнику мы получаем из Турции. Она идёт по цене 1700 руб за 1 кг в опте, по акции — 1300, и продаётся в основном в упаковке по 250 граммов, — отмечает Александр Мышинский.

Он оговаривается: в их сети товар приобретают на торгах на бирже, более крупные игроки ведут себя по-другому.
Оснований нет, но желание есть?
Как разъясняет независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, при закупке ягод и фруктов крупные федеральные ретейлеры используют долгосрочные контракты. Сети часто взаимодействуют с агрегаторами — поставщиками такой продукции и помогают фермерам качественными семенами, ГСМ и т. д. и фиксируют для опта цены на будущие поставки. Такие контракты, естественно, страхуются.
— Причём, думаю, что после сложного с точки зрения климатических условий 2024-го такая работа проводится в усиленном порядке. Другое дело, что, если поставки по каким-то причинам будут сорваны, придётся искать новые источники и объёмы поставок продукции.
Лично я не слышал, чтобы какие-то культуры сильно пострадали из-за мартовских заморозков. Они не были такими длительными, как в мае 2024-го. Так что оснований для паники я пока не вижу. Хотя, возможно, некоторые участники рынка имеют желание вбросить такой панический настрой в своих интересах. Но, повторюсь, оснований нет, — уверен Михаил Лачугин.
По словам эксперта, надо понимать и то, что сейчас часто те же ягоды выращиваются в закрытом грунте круглогодично и даже летом. Культивируются сейчас и устойчивые к различным факторам сорта и семена для них с урожайностью не один раз в год. И если погиб один урожай, то будет следующий.
Так что с дефицитом и ценами?
Участники рынка успокаивают: россияне, как и в 2024-м, без ягод и фруктов не останутся. Но цены рискуют опять вырасти как минимум на 10-15%. И произойдёт это отнюдь не из-за климатических аномалий. Они такой рост могут только усугубить.

— Что будет с ценами, тоже предсказать непросто. С одной стороны, зарплаты персоналу с каждым годом приходится повышать, в 2025-м они снова выросли, а желающих работать становится всё меньше. Растут другие издержки.
С другой стороны, клубника — это не предмет первой необходимости, далеко не молоко. Без неё вполне можно обойтись. Клубнику можно привезти из других регионов, других стран. А товар это скоропортящийся. Если её будет много, то возможны два сценария: кто-то скинет цену, чтобы хоть что-то продать, а кто-то предпочтёт сгубить половину урожая, лишь бы не делать скидки, — рассуждает Михаил Шконда.
Как отмечает Михаил Лачугин, ту же клубнику, землянику, малину в Россию теперь охотно поставляют из Белоруссии. Хотя цены, скорее всего, вырастут, так как увеличиваются издержки, о чём все постоянно говорят.