Прямой эфир

Красный свет или намёк: отправится ли «Самокат» по стопам «Светофора» в Петербурге?

Светлана Коваленко
27 февраля, 16:29
Вслед за магазинами продуктовой сети «Светофор» чиновники Роспотребнадзора пришли на склады доставщика еды «Самокат», но пока только московские. В них изъяли свыше 2 тонн продукции, хранящейся или продающейся с теми или иными нарушениями, носящими «типовой характер». Разбираемся, почему так вышло, разовая ли это была «акция» и докатится ли волна до Петербурга.
Коллаж 78.ru: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ, ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина, flaticon.com/Freepik

Конец мораторию

История с массовыми проверками Роспотребнадзором магазинов продуктовой сети «Светофор» сотрясала федеральные и профильные по ретейлу СМИ весь январь 2025-го. Всё началось в Москве, но затем дело дошло до регионов от Тюмени до Астрахани и Петербурга. В Северной столице у компании забраковали 2 тонн некачественной пищевой продукции, 150 единиц непродовольственных товаров.

Отголоски этой громкой истории со «Светофором» слышны до сих пор. Так, 20 февраля уже ФАС добралась до логистических центров ретейлера. Это ведомство заинтересовали вопросы соблюдения закона о торговле, в частности, условия возвратов товаров с длительным хранением.

При этом в тот же день, 20 февраля, Роспотребнадзор выставил претензии к московским складам сервиса доставки еды «Самокат» (ООО «Умный ритейл»). Там тоже на выбраковку отправили свыше 2 тонн продукции. Претензии были схоже с теми, что возникли к «Светофору».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Между тем, как напоминают участники рынка, с 2025-го истёк срок действия введённого в пандемию моратория на внеплановые проверки бизнеса, если не происходили трагедии подобные той, когда в московском «Магните» в 2021-м две женщины отравились арбузом и одна из них скончалась.

Так, e-commerce, ретейлеры или общепит?

Как считает совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, «Самокат» — это e-commerce, маркетплейс, такой же, как OZON с его направлением OZON fresh, Yаndex.Лавка, со «всеми вытекающими последствиями». То есть, это совсем не классическая off-line торговля едой.

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов обращает внимание: очень многие считают, что тот же «Самокат», Yandex. Лавка и, допустим, «Кухня на районе», «Достоевский» это одно и то же. Но это распространённое заблуждение. Есть доставщики готовой еды, которые сами её не производят, а при обращении клиента связываются с ближайшим к его месту жительства складом. Вот в эту первую группу и попадают «Самокат», Яндекс. Еда, «ВкусВилл» и т.д.

Как уточняет независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, у «ВкусВилла» есть оба формата доставки: как со складов, так и еды, приготовленной на заказ, но тоже в dark-kitchen. Этот второй сервис называется «Сгоряча», хотя пока и нет понимания, насколько он востребован в Петербурге.

— То есть, если Вы придёте в какой-то конкретный магазин этой сети, изучите, как там обстоят дела, то это не значит, что именно из него и будет осуществляться доставка. Поэтому мы и говорим именно об акценте на dark store и их специфике, — подчёркивает он.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Как разъясняет Иван Кузнецов, ко второй группе относятся те, кто при получении заказа на еду, приступают к её изготовлению. Это уже упоминавшиеся «Кухня на районе», «Достоевский», раньше ещё были «Два Берега».

— И это, на мой взгляд, два разных бизнеса. Попасть на склады первой группы посторонним людям и разобраться, что там на самом деле творится, в каких условиях хранится эта готовая еда, практически невозможно, — констатирует эксперт.

Авторы tg-канала «Продукт Медиа» готовы согласиться: склады «Самоката», как правило, тщательно скрыты от любопытных глаз.

— Окна таких складов всегда завешаны, двери закрыты, заглянуть внутрь невозможно. Понятно, что заглядывать туда сторонним прохожим и не надо, но такая показная закрытость и желание как можно меньше показывать то, что происходит внутри, вызывает множество слухов и подозрений, — отмечают там.

Вынуждены нарушать

Как констатирует Александр Мышинский, в Интернете всегда в принципе были проблемы с оборачиваемостью скоропортящейся продукции с кроткими сроками хранения.

— Нельзя сказать, что у «Самоката» дела обстоят как-то кардинально хуже, чем у всех других игроков этого сегмента. Это общая «складская беда» такого бизнеса. Дело в том, что на площадях, меньших чем на складах классических магазинов, очень сложно разместить по соседству товары, не нарушив многочисленных норм СанПиНа, — отмечает он.

Генеральный директор «КиО кухня» (специализируется на продаже именно готовой еды — прим. редакции) Владимир Окулов согласен с тем, что на малых площадях адресно и по всем правилам и требованиям разместить продукцию не просто.

— Но зато там гораздо меньше, чем у обычных магазинов, проблем с дератизацией. В dark store всё уже упаковано. Там «братья наши меньшие» приживаются с гораздо меньшей охотой. Что касается именно петербургских точек «Самоката», то там всегда старались позаботься о наших с вами интересах как покупателей и доставить всё-таки качественную продукцию, — полагает он.
Фото: samokat-moskva.ru
Фото: samokat-moskva.ru

По мнению Михаила Лачугина, вопрос с проверками dark store в принципе давно назрел. Речь идёт не только о том, в каких условиях там хранятся продукты и еда, как доставляется, но и том, что транспорт курьеров, те же электрические велосипеды, давно заполонили улицы. Это уже стало настоящей проблемой при передвижении по ним пешеходов, по крайней мере, в Петербурге точно. Эти курьеры откровенно портят многим горожанам жизнь.

— Никто не говорит о том, что надо принимать какие-то жёсткие решения на федеральном уровне, но на региональном уровне о каком-то регулировании стоило бы подумать, — полагает Михаил Лачугин.

Здесь стоит отметить, что депутаты ЗакСа уже выступили с инициативой запретить курьерам на электровелосипедах передвигаться по тротуарам.

Каждые сети несчастливы по-своему?

Участники рынка сходятся во мнении: у «Светофора» свои проблемы и своя судьба, у «Самоката» — свои. Здесь поводить аналогии не вполне корректно, хотя с начала 2025 года и истёк срок действия моратория на запрет внеплановые проверок бизнеса. Но это тоже отдельная история.

Как рассказывают собеседники, к «Самокату» могли прийти по просьбе неких крупных сетей. Их объективно не устраивают более низкие цены этого доставщика еды.

По словам Михаила Лачугина, исключить, что «Самокат» попал под раздачу из-за крупных сетей, полностью нельзя. У серьёзных игроков всегда есть хорошие возможности для лоббирования своих интересов.

— И если сети это делают в рамках закона, то почему нет? Их понять тоже можно. Если все работают на одном рынке, то и правила игры, требования должны быть для всех одинаковыми. Это справедливо, и никто с этим спорить не будет. Я не думаю, что «Самокат» с проверками идёт по пути «Светофора». У первого своя история. Это, скорее, разовая акция, — считает Михаил Лачугин.