Прямой эфир

Первый муж бил, а Никита заставил снять мини-юбку: откровения Татьяны Михалковой

Светлана Улитина
14 февраля, 14:32
В молодости её язвительно называли «скелетом»: при росте в 172 см она весила всего 47 кг и считалась страшно худой. Однако именно она стала одной из лучших манекенщиц СССР, любимицей Славы Зайцева, а затем и женой самого Никиты Михалкова. Как декольте едва не разрушило брак Татьяны Михалковой, зачем она носит чёрный бант и для чего приводила в кабинет мужа голых девиц? Все детали — в статье 78.ru.
Коллаж 78.ru: Petrov Sergey/globallookpress.com, vk.com/Татьяна Михалкова, unsplash.com, flaticon.com/IconBaandar

До встречи с Никитой Сергеевичем Михалковым жизнь Татьяны была похожа, по её словам на бесконечную гонку. «В все время надо было быстрей, быстрей», - вспоминает она.

Модные показы давно остались в прошлом, а супругу именитого режиссёра до сих пор мучают кошмары:

Мне много лет подряд снился один и тот же сон: пора выходить на подиум, а я все никак не могу найти платье, или я его нашла, но не застегивается молния на спине... Тут у меня холодеет все внутри, и я в ужасе просыпаюсь. Казалось бы, уже столько лет прошло с тех пор, как я в последний раз выходила на подиум, — а все так живо, будто было только вчера...

В переводчики не взяли из-за мини-юбки

Татьяна Михалкова родилась почти сразу после войны в семье советского офицера. На свет девочка появилась не в России, а в ГДР, где служил отец. Вернувшись из Германии, семья осела в Воронеже.

В манекенщицы юная Татьяна попала случайно. Девушка росла очень серьёзной, обожала читать и мечтала о карьере переводчика. А вот о том, кто такие манекенщицы, понятия не имела:

В те годы в СССР вообще не знали, что это за профессия. Девушки мечтали быть учительницами, врачами, учеными. Ну а мне нравились иностранные языки, иностранная литература — Фолкнер, Голсуорси. Еще мне очень хотелось посмотреть мир.

Татьяна Соловьёва училась в спецшколе с углублённым изучением иностранных языков, которые ей давались очень легко. Девочка часами просиживала в библиотеках и ни о какиз модных нарядах не помышляла. В СССР не было ни глянцевых журналов, ни визажистов, ни стилистов, ни интернета. Да и лишних денег на шмотки в семье не было, несмотря на то что папа был военным, а мама — кандидатом наук.

Конечно, на улицах попадались модницы в «фирме», и даже известно было, где такую «фирму» можно купить: у фарцовщиков, которые торговали из-под полы в ГУМе, у польского магазина «Ванда», - вспоминает Татьяна Евгеньевна. - Но большинству это было не по карману, да и в голову не приходило — не занимала одежда умы до такой степени, как сейчас.
Фото: vk.com/Татьяна Михалкова
Фото: vk.com/Татьяна Михалкова

Поэтому сразу после школы Татьяна поступила в Институт иностранных языков и успешно его окончила. Получив наконец заветный диплом, девушка с энтузиазмом принялась искать работу, мечтала преподавать английский в каком-нибудь солидном вузе. По тем временам это была крайне престижно.

Но меня не взяли — видимо, я все-таки слишком молодо выглядела, лет на 16, да еще и носила распущенные волосы и модное тогда мини...

В манекенщицы попала благодаря ногам и Славе Зайцеву

Из отдела кадров Татьяна вышла вся в слезах. Чтобы успокоиться, пошла прогуляться по Кузнецкому Мосту.

Вдруг вижу шикарное здание с красивыми витринами. На нем вывеска «Общесоюзный дом моделей одежды», рядом толпятся потрясающие девушки в немыслимых сапогах на платформах. А в руках у них японские складные зонтики — страшный дефицит в то время. Не девушки, а картинки!

Заинтересованная Татьяна подошла поближе, и тут заметила на двери объявление: «Требуются манекенщицы». Девушка решила, что терять уже нечего, и открыла дверь. Оказалось, что как раз в этот день в Доме был худсовет: раз в месяц отсматривали кандидаток в манекенщицы, говоря современным языком, устраивали кастинг. Таня, понятия не имевшая, как ходить и вести себя, мгновенно покорила симпатичного мужчину из худсовета.

Это же образ Боттичелли! А какие ножки-то! - восхищался он.

Благодаря этому незнакомцу Татьяну и взяли в манекенщицы. Этим мужчиной был никому не известный в то время Слава Зайцев.

По мнению самой Татьяны, взяли её не то чтобы из-за образа Боттичелли — просто её типаж совпал с крайне модным в те времена стилем английской модели Твигги, известной своей экстраординарной худобой при высоком росте.

Вот и во мне было 47 килограммов при росте 172 сантиметра, - признаётся Михалкова. - Про таких, как я, говорили: «грохот», «скелет».
Фото: vk.com/Татьяна Михалкова
Фото: vk.com/Татьяна Михалкова

В те годы худых девушек вообще было мало, говорит супруга Никиты Сергеевича. При этом она сама ничего не делала, чтобы поддерживать фигуру, и даже никогда в жизни не сидела на диете.

У наших девочек такая конституция, что они едят и остаются худыми, - объясняет Татьяна Евгеньевна. - У нас тоже не было ограничений в еде. Во всяком случае, я не знала слова «диета»...

Интересно, что сама девушка не была особенно счастлива тому, что её взяли в манекенщицы — тогда эта профессия считалась несерьёзной и даже несколько стыдной. Но судьбе было угодно, чтобы именно модельный бизнес стал основным призванием Татьяны, поэтому в Доме моделей она провела немало лет.

«Повозишь в жиже щеточкой — и делаешь из себя красавицу»

По словам Михалковой, те, кто считает труд модели лёгким, сильно ошибаются.

На работе мы проводили очень много времени: каждое утро в 9 часов на проходной нас встречала женщина из отдела кадров — опаздывать нам не позволялось. А заканчивался рабочий день в 9 вечера. В первой половине дня — примерки, во второй — показ, иногда несколько показов.

Визажистов тогда вообще не существовало: все макияжи и укладки манекенщицы делали сами — подручными средствами, кто как умел.

Честно говоря, безупречно это получалось только у Эллочки Шаровой, потому что она прекрасно рисовала — окончила архитектурный институт, - вспоминает Татьяна. - Косметика в нашем распоряжении имелась самая обычная, импортную было не достать, а о том, что существует еще какая-то профессиональная, мы даже и не слышали. Поплюешь в коробочку с ленинградской тушью за 40 копеек, повозишь в жиже щеточкой — и делаешь из себя красавицу...

Ходить по подиуму советских манекенщиц тоже никто не учил. Но зато благодаря этому каждая девушка отличалась собственной манерой. «Помню, полненькие любили опереться на колонну и вскинуть руку — считалось, что это смотрится эффектно», - рассказывает Михалкова.

Фото: vk.com/Татьяна Михалкова
Фото: vk.com/Татьяна Михалкова

Манекенщиц часто приглашали на приёмы с участием зарубежных гостей. «Помню, как к нам приезжала первая леди США мадам Пэт Никсон в сопровождении жены Брежнева Виктории, потом еще восточные шахини, иранская принцесса Сорайя», - вспоминает экс-модель.

«Боялись, что попрошу политического убежища на Западе»

Но самой большой мечтой всех моделей было побывать за границей. Некоторые девушки, по словам Татьяны Евгеньевны, ради этого даже вступали в партию.

У меня же был один сомнительный пункт в биографии, который мог сильно мне напортить: тот самый институт иностранных языков. Я свободно говорила по-английски. А когда шла речь о выездах за границу, это выглядело подозрительно: знает язык, значит, может попросить политического убежища на Западе...

Тем не менее, несколько раз Таню Соловьёву всё же приглашали на заграничные показы. Однако там девушек «пасли» так, что они не могли и пикнуть без разрешения: «Отработав показ, надо было сразу возвращаться в отель и сидеть в своем номере. Нельзя спуститься в лобби, чтобы выпить кофе, нельзя взять такси и куда-то поехать, нельзя принимать приглашения пойти куда-то после показа. Ничего нельзя! Как в пионерлагере»

По вечерам в номера к манекенщицам заходили проверяющие, чтобы убедиться, что никто из них не удрал.

А нам так хотелось посмотреть западную жизнь, красивые города, - вспоминает Михалкова. - Бывало, мы по вечерам потихоньку красились, одевались, делали прически и так ложились в кровати, под одеяла. И когда бдительная проверка, убедившись, что мы все легли спать, завершалась, мы убегали по запасным лестницам на улицу.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

«Не надо появляться с этим Маршаком на людях!»

Был в этой профессии и ещё один важный нюанс, который юная Татьяна не учла: советская манекенщица не должна была позволять себе бурных романов. По крайней мере, личную жизнь рекомендовали тщательно скрывать. Таня этого не знала, и начав встречаться с Никитой Михалковым, тут же поделилась радостью с подругами. Те немедленно донесли начальству, и модель вызвали, что называется «на ковёр».

Наш директор Виктор Иванович Ягловский вызвал меня и строго объявил: «Таня, тебе не надо появляться с этим Маршаком на людях!» Он сказал «Маршак», видимо, чтобы показать: дело не конкретно в фигуре Михалкова, а в принципе.

С перспективным молодым актёром и режиссёром Таня познакомилась в Доме кино: в одном зале шёл модный показ, в котором участвовала девушка, а в другом — премьера фильма Ролана Быкова «Телеграмма», на которую пришел Никита. «В следующий раз он уже специально явился на показ — посмотреть на меня. В общем, начался роман», - рассказывает супруга мэтра.

Таню тогда многие предупреждали: не стоит связываться с капризной актёрской братией, проблем не оберёшься. Но девушке было все равно: «Я была слишком влюблена, чтобы прислушиваться к чьим-то предостережениям».

Потом Никита ушёл в армию, и как сегодня считает Михалкова, возможно, именно это событие сыграло ключевую роль в том, что они в итоге не расстались, а создали крепкую семью. Избранник почти каждый день писал Татьяне глубокие, серьёзные письма, читая которые, девушка всё больше влюблялась.

Мне всегда казалось, что он гораздо старше своего возраста. Я его слушалась, как будто он был лет на сто старше меня — такая в нем всегда была сила убеждения и властность. Он говорил, и я ему верила. Потом он с такой же убежденностью утверждал противоположные вещи, и я снова ему верила. И верю до сих пор, - говорит Михалкова.
Фото: Aleksandr Sternin/globallookpress.com
Фото: Aleksandr Sternin/globallookpress.com

Свадьбу пришлось играть в Чечне

Сразу после демобилизации Никита пригласил Таню в Дом кино и там прилюдно сделал ей предложение. Татьяна чуть не расплакалась от счастья и, конечно же, дала согласие.

Свадьбу играли в Грозном, поскольку в то время Михалков снимал там фильм. На роскошном пиру присутствовала вся съёмочная группа. Свидетелем стал лучший друг Никиты Сергеевича, Александр Адабашьян, а в качестве свадебного авто выступала белоснежная «Чайка», принадлежавшая киностудии.

А вот белого свадебного платья у меня не было, - признаётся Михалкова. - И это при том, что на работе меня называли «вечной невестой», ведь я обычно закрывала показы, выходя на подиум в роскошных белоснежных свадебных платьях под руку с Левой Анисимовым.

Однако на своем собственном бракосочетании девушка появилась не в свадебном наряде, а в элегантном платье в цветочек, правда, эксклюзивном: его создала знаменитая в те годы модельер Галина Гагарина.

До Михалкова был ещё один муж

Далеко не все знают, что брак с Михалковым был для Татьяны не первым. Ло встречи с Никитой она уже успела побывать замужем, но брак оказался неудачным. Первый муж модели, бывший футболист Александр Шигаев, был просто невероятным красавцем, благодаря чему и подрабатывал манекенщиком. Однако в семейной жизни Шигаев оказался настоящим тираном — он жутко ревновал молодую жену и частенько устраивал ей сцены. Коллеги не раз замечали на лице Татьяны синяки, которые та пыталась замаскировать толстым слоем пудры.

В конце концов Татьяна устала терпеть издевательства и подала на развод, вернув себе девичью фамилию и полностью вычеркнув Шигаева из своей жизни. Его же судьба оказалась печальной: он женился ещё три раза, имел кучу детей, отсидел срок в тюрьме, а потом неожиданно скончался от инфаркта.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

«Декольте убрать, разрез зашить»

Первые годы брака с Михалковым казались Татьяне настоящей сказкой: она попала в совершенно новый для себя мир, получив возможность общаться и дружить со звёздами первой величины. Особенно впечатление на молодую жену режиссёра произвела Людмила Гурченко:

До чего же она была яркая! Она личность, которую невозможно было не заметить — такой это был мощный талант. - вспоминает Татьяна Евгеньевна. - Кроме того, Люся всегда потрясающе одевалась, причем многие наряды создавала или доводила до ума сама. Она всегда была впереди моды.

Однако с годами отношения в семье становились всё напряжённее, и даже появление сына ситуацию не улучшило. Михалков всё больше работал, становился всё более востребованным, при этом всё сильнее проявлялись его домостроевские замашки. Постепенно он стал намекать, что жене положено сидеть дома, а не скакать по подиумам.

Никита Сергеевич сначала вроде нормально реагировал на мою большую занятость. Но когда у нас родился сын Артём, начал высказывать недовольство, - делилась в одном из интервью Татьяна. - Я ведь была очень модная: у меня первой появилось мини, потом макси. Первой я стала носить бриджи, первой — кожаные шорты. Кроме того, в самом Доме можно было что-то заказать по нашим лекалам, которые там хранились. И вот Никита говорил: «Декольте убрать, разрез зашить, юбка слишком короткая. И вообще не стоит тебе работать, надо заниматься семьей...»

В какой-то момент эта семья едва не оказалась на грани распада. Татьяне предложили поработать с итальянцами — показ был не только очень престижный, но и крайне выгодный, платили хорошо. Но Михалков встал в позу и выставил жене ультиматум: «Если ты пойдешь, меня больше не увидишь — я сейчас же соберу чемодан».

В итоге Татьяна сделала выбор и ушла из профессии. Спустя много лет она уверяет, что гордится тем своим решением.

Я выбрала семью, о чем говорю с гордостью. Ведь троих детей надо было растить, учить, направлять. И я горжусь, что Артем, Аня и Надя стали самостоятельными, многого добились сами.
Анна и Надежда Михалковы/ Фото: Lantyukhov Sergey/globallookpress.com
Анна и Надежда Михалковы/ Фото: Lantyukhov Sergey/globallookpress.com

Три яблочка от яблони

Наследники Михалковых действительно оказались исключением из правила о природе, которая, как считается, отдыхает на детях гениев. Артём Михалков стал популярным актёром, режиссёром и телеведущим, основал компанию «Кинодом», которая занимается созданием фильмов и видеороликов. А ещё Артём возглавляет ежегодный Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». Воспитывает дочь.

Анна и Надежда Михалковы тоже стали успешными актрисами. Анна прославилась ещё и как талантливая телеведущая — она уже много лет радует российских детей в эфире передачи «Спокойной ночи, малыши». У Анны трое детей.

Надя впервые попала на съёмочную площадку ещё в детском возрасте, сыграв одну из главных ролей в фильме отца «Утомлённые солнцем», но долгое время сомневалась в выборе профессии. Тем не менее, гены победили, и сегодня Надежда Михалкова считается одной из самых востребованных и самых привлекательных российских актрис. Она не только много снимается, но и пробует себя в режиссуре, повторяя опыт знаменитого отца. От известного грузинского режиссёра Резо Гигинеишвили она родила двоих детей, но брак распался.

«Русский Силуэт» стал делом всей жизни

Когда дети выросли, Татьяна Михалкова вновь вернулась к своему любимому делу: она решила создать проект, который смог бы поддерживать талантливых российских дизайнеров. Так родилась идея благотворительного фонда «Русский Силуэт», бессменным президентом которого уже много лет Татьяна Евгеньевна.

Правда, Михалков поначалу отнёсся к новому увлечению супруги с иронией и скепсисом. Однако позже признал, что дело это нужное и важное, и даже во многом помог жене за счёт своих обширных связей.

Никита предоставлял нам здание фонда и понимающе ждал, когда его не пускали в собственный кабинет, потому что там переодевались манекенщицы, - рассказывает Михалкова. - Бывает, я приглашаю мужа на какой-то из наших показов, а он только хитро улыбается и шутит: «Таня, не приду! Мне трудно усидеть на месте, когда мимо проходят такие красотки!»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Бани, усадьбы и гектары земли

Чета Михалковых уже много лет живёт в роскошном загородном доме под Москвой, в Николиной Горе. Это настоящее родовое гнездо Михалковых — участок площадью в несколько гектаров принадлежит семье с 1950-х годов. Сам дом — новодел, но при строительстве Михалков решил в точности воспроизвести облик дома своего детства и юности. Поэтому все помещения в особняке проникнуты духом 70-х годов, а кухня вообще выполнена в послевоенном стиле.

Кроме того, у супругов есть ещё одна усадьба в Павловском районе Нижегородской области, близ деревни Щепачиха. Это настоящее дворянское имение, раскинувшееся вдоль живописного озера. В усадьбе есть пруд, теннисный корт, тренажёрный зал и любимая Никитой Сергеевичем русская баня.

Чёрный бант — не просто аксессуар

Несмотря на свои 78 лет, Татьяна Михалкова тщательно следит за своей внешностью, а её стиль всегда моментально узнаваем. Особой изюминкой её образа вот уже много лет остаётся чёрный бант на голове: без этого аксессуара Татьяна никогда не появляется на публике. Это нередко вызывает вопросы у поклонников: зачем жена Никита Михалкова постоянно носит бантик и не кажется ли ей это несколько нелепым?

Сама экс-модель говорит, что подсмотрела эту милую деталь ещё в молодости у Коко Шанель.

Я увидела у неё везде в одежде бантики. Помню, как заворожённая смотрела на ту фотографию Шанель, которая стала впоследствии её визитной карточкой. Для меня Коко Шанель — эталон женщины, которая сама себя сделала.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Впрочем, для самой Татьяны Михалковой чёрный бант давно уже не просто украшение или элемент стиля, а настоящий талисман. Михалкова верит, что бант приносит ей удачу, а также защищает от порчи и сглаза.