Вместе с самого детства и до конца: история любви и отъезда в США Наумова и Шишковой

Биография Евгении Шишковой и Вадима Наумова
Евгения Шишкова родилась в Ленинграде 18 декабря 1972 года. В спорт она, по собственному признанию, пришла достаточно поздно – лишь в 8 лет. Три года девочка была одиночницей, работая с тренером Нурией Пироговой. Затем она начала пробовать себя в парном катании.
Вадим Наумов тоже родом из Ленинграда, он родился 7 апреля 1969 ода и попал в СДЮШОР дворца спорта «Юбилейный» в 10 лет – его тренером стала Элла Бейлина. Именно Вадим стал первым партнёром Евгении – и оба они стали кататься под руководством Любови Георгиевны Великовой, а постановку хореографии осуществляли Наталья Печёрская и Александр Степин.
— Нам хочется верить, что у своих тренеров мы почерпнули самое главное — человеческое отношение к фигуристам. Очень часто вспоминаем Людмилу Георгиевну и Николая Матвеевича, постоянно с ними на связи. Когда приезжаем в Санкт-Петербург, обязательно заглядываем на каток, где они работают, — рассказывал Наумов.
Вот что вспоминает о своих протеже в разговоре с «Фонтанкой» их тренер Великова.
— Они были ещё совсем маленькими детьми, 11−13 лет, и потихонечку мы вместе поднимались. Они первые чемпионы мира у меня. Это безумно тяжело, потому что я как будто потеряла родных детей. Я отвечала за все, за их здоровье, за их жизнь… Они оба были просто очень талантливые. Вадик очень умный, а Женька очень покладистая, очень хорошая. Они были очень хорошей парой. Потом стали мужем с женой, у них родился Макс, который там как раз участвовал в соревнованиях. Но на счастье, он летел в другом самолёте. Летом ему будет 23 лет. Взрослый парень уже совсем, — отмечает женщина.

В 1991 году они завоевали первое место на Чемпионате СССР в Минеме. Эксперты отмечали, что пара была одной из первых, кто стал включать в программы тройные прыжки и сложные поддержки – для тех времён это стало прорывом.
— Одной из их визитных карточек стала поддержка «аксель-лифт», которая до них считалась практически невыполнимой, — говорят любители фигурного катания.
А на Чемпионате мира 1994 года, проходившем в Макухари, пара Наумова и Шишковой получила золотые медали. Триумф состоялся на зимней Олимпиаде 1994 года, состоявшейся в норвежском Лиллехамере, спортсмены заняли уже четвёртое место.
— Когда мы тренировались у Людмилы Георгиевны и Николая Матвеевича Великовых, хореограф нашей группы Наталья Печерская часто водила нас в Мариинский театр. Мы на этом росли, — вспоминала Шишкова начало творческого пути.
Через год пара Шишкова-Наумов завоевала серебряные медали на соревнованиях в Бирмингеме. До 1995 года они стабильно занимали призовые позиции на Чемпионатах Европы, а в 1996 году одержали победу на Чемпионате России (турнир проходил в Самаре).

В 1998 году фигуристы не смогли пройти отбор в олимпийскую сборную России, после чего решили завершить карьеру и перебрались на ПМЖ в США.
— Как-то не заладилось уже. У нас тогда проблемы начались тут разные. В том числе и финансовые. А их как раз пригласили работать в Америку, ну они и уехали. Спокойной уехали, без истерик и скандалов. По-доброму. Ну и они там очень хорошо устроились, — сказала тренер, комментируя их отъезд.
Жизнь за границей Шишковой и Наумова
Пара обосновалась в Симсбери, штат Коннектикут, где им сразу предложили работу тренерами юных спортсменов. Шишкова и Наумов сделали много для развития американской школы фигурного катания – их самыми известным учениками стали Кэтрин Оршер и Гаррет Лукаш, которые в 2005 году стали чемпионами США и бронзовыми призёрами Чемпионата четырёх континентов.
— Работая в Симсбери (это штат Коннектикут), мы практически 10 лет вкалывали как многостаночники. У нас было достаточно льда, чтобы работать столько, сколько нужно, с теми, кто хотел добиться высоких результатов. Неплохо получалось с парами: Кэти Оршер и Гарретт Лукаш стали чемпионами США и бронзовыми призёрами чемпионата четырёх континентов, — отмечал Наумов.
Пара не скрывала, что если бы они остались в России, то могли бы заниматься исключительно спортивными парами. А в США им пришлось заниматься и одиночниками. Вадим Наумов пояснял, что американская система требует гибкости: нет выбора, нужно тренировать тех, кто заинтересован и способен платить.
— Если бы мы остались в России, то наверняка занимались бы только со спортивными парами. В Америке пришлось учиться работать с одиночниками. Да и вообще в США не приходится выбирать. Работаешь со всеми, кто хочет кататься и может платить за уроки. В России централизованная система подготовки. В Америке все по-другому. На всю страну один специализированный центр в Колорадо-Спрингс, который поддерживают федерация и Олимпийский комитет США. Остальные катки частные, и владельцы устанавливают собственные правила, — рассказывал Наумов.

В СМИ нередко обсуждалось возвращение пары в Россию. Его поднимали как в 2000-е, так и в 2010-е. Но каждый раз фигуристы пресекали все разговоры.
— Так сложилось, что мы связали своё будущее с Америкой, а наш сын выступает за эту страну, — говорили экс-спортсмены.
История любви Евгении Шишковой и Вадима Наумова
Спортивная карьера гармонично сочеталась с личной жизнью, и в августе 1995 года Евгения и Вадим узаконили свои отношения.
В 2001 году у пары появился сын Максим, которого тоже отдали в фигурное катание – правда, он сразу выбрал одиночный путь. В одном из своих интервью Максим делился впечатлениями о жизни в семье, состоящей из чемпионов. Молодой спортсмен отметил, что всегда чувствовал поддержку от родителей — как на льду, так и в повседневной жизни, ведь они с удовольствием делились своими знаниями и помогали ему на разных этапах взросления и карьеры.
— Родители помогают не только на льду, на тренировках, но и дома, вообще со всем. Мы команда. Мы всегда работаем вместе. Они очень многое знают, передают мне свой опыт. Каждый день я пытаюсь становиться немного лучше. Моя цель — выйти на такой же уровень, на котором были мои родители, — признавался в интервью Максим Наумов.
Последние дни жизни Шишковой и Наумова
С 20 по 26 января в Уичито проходил чемпионат США по фигурному катанию, куда приехали Шишкова и Наумов. Там выступал их 23-летний сын Максим – парень занял четвёртое место, но при этом получил оловянную медаль (это связано с американской традицией поощрять человека, оставшегося вне призового места).

Несмотря на комичность ситуации, для Наумова это стало серьёзной победой – тем более, что последнее время его преследовали неудачи. Родители тоже гордились успехами сына и написали в социальных сетях трепетное поздравление.
— Мы гордимся тобой, Максим. Он поднялся на подиум на Национальных соревнованиях после седьмого места в короткой программе. Это красивое и эмоциональное выступление - результат командной работы. Максим заслужил своё место в команде чемпионов четырёх континентов, — написала пара в соцсетях.
Трагедия с самолётом, в которой погибли Шишкова и Наумов
Шишкова и Наумов должны были лететь в ночь на 30 января в Вашингтон, где у них были намечены дела. Но уже во время посадки их самолёт столкнулся с военным вертолётом и разломился на две части, упав в реку.
Сначала была надежда на то, что из 60 человек (плюс четверо членов экипажа) будут выжившие, тем более, телеканалы писали, что удалось достать четверых людей. Но сейчас эта информация опровергается.
СМИ сразу сообщили, что Шишкова и Наумов были в самолёте, а вот нахождение их сына Максима на борту лайнера было под вопросом. Кто-то писали, что он летел с родителями, другие наоборот, отмечали, что он не был в самолёте.
После нескольких часов непонятных вбросов стало ясно, что Максим не был с родителями, он покинул город ещё 27 января вместе с фигуристом Антоном Спиридоновым.
— Максима Наумова не было на борту, он улетел из Уичито в понедельник. Он был в аэропорту вместе со мной, проходил через охрану в одно и то же время. А его родители, возможно, были. Меня не было на рейсе. Люди, которых я знал, думаю, были... Мне сказали в аэропорту, что, похоже, никто не выжил, — написал Антон.
По материалам «Фонтанка.ру», «Комсомольская правда», РБК, Первый канал, «Московский комсомолец», Telegram-канал Mash, «Собака.ру».




