Обречена на…: что происходит на рынке готовой еды в Петербурге?
Летом 2024 года в центре громкого скандала оказался сервис доставки готовой еды «Кухня на районе», когда её продукцией отравились почти две сотни человек. До этого дурную славу получил Greenbox. Однако интерес к готовой еде у россиян с каждым годом растёт, несмотря на то, что такая она, как в принципе и подавляющее большинство продуктов, дорожает, причём опережающими темпами. Как подсчитали в INFOLine, по итогам 2024-го этот рынок прибавил 33%.
Между тем, в Роспотребнадзоре теперь всё чаще задумываются о специальном регулировании отрасли готовой еды и ответственности бизнеса за её продажу перед покупателями. Разбираемся, какие тренды в отрасли будут усиливаться в 2025-м, что там за «клиент» и нужны ли ей дополнительные меры контроля и рекомендации чиновников.
Сопоставимы с кафе и ресторанами?
Разъясним сразу, в материале речь идёт о готовой продукции, реализуемой в магазинах либо через службы доставки. Классический общепит (кафе, рестораны, столовые и т. д.) здесь не рассматриваются.
Как отмечает основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков, если рассуждать о рынке готовой еды grocery и e-grocery, то надо выделить несколько крупных сегментов. Во-первых, это классическая кулинария самих ретейлеров, представленная сейчас в большинстве супер и гипермаркетов. Это салаты, готовые вторые блюда, та же курица-гриль и т. д. Кроме того, это продукция, которую для сетей изготавливают уже по их заказу на специальных фабриках. Это, например, супы в производственной упаковке, комплексные обеды, ужины и т. д. Есть ещё и третий совмещённый вариант, когда такие производства поставляют ретейлерам полуфабрикаты, а на месте, в магазинах, уже всё доготавливается. Наконец, это формат доставки готовой еды.
— При этом ассортимент той же Яндекс. Лавки или «Самоката» вполне сопоставим если не с ресторанным, то уровнем хороших кафе. Поэтому ёмкость рынка оценить детально достаточно сложно, но, очевидно, что она увеличивается из года в год и обречена на дальнейший рост, — отмечает Иван Федяков.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что часто встречаются рассуждения об увеличении количества отравлений готовой едой.
— Но это объективный процесс, потому что интенсивно растёт и сам рынок. В 2025-м рост продолжится, хотя я не думаю, что будут такие же серьёзные темпы. Начнёт сказываться нехватка работников для производства и доставки, — полагает он.
Генеральный директор «Кио́ кухня» (сеть специализируется на продаже исключительно готовой еды) Владимир Окулов отмечает, что цифры InfoLine похожи на правду. Но прирост произошёл из-за роста цен продукты питания и составляющие для производства. Иначе картина выглядит в штуках, здесь такого увеличения уже нет.
Миссия практически не выполнима
По словам Ивана Федякова, причины растущего спроса на готовую еду тоже вполне понятны. У кого-то просто нет времени на приготовление пищи, кто-то ест её вне дома, например, во время работы в офисах и т. д.
— При этом в жизнь всё более активно вступает поколение, рождённое в конце 90-х — начале нулевых. Эти люди в основном не умеют готовить, хотя, конечно, есть среди них и энтузиасты. Но, в основном, всё сводится к самому простому: бутербродам, яичнице и т. д. А что-то, состоящее уже более чем из четырёх компонентов, воспринимается как сверхсложное. Это касается супов и горячих блюд, — делится аналитик.
С таким утверждением полностью согласен Владимир Окулов. Как он напоминает, поколения меняются, как и привычки людей, они вынуждены теперь жить в другом, более интенсивном ритме, чем раньше.
— Классический продуктовый ретейл — это совсем другой бизнес, чем у нас. При этом в нашей сети свои клиенты, а у супермаркетов — свои. У нас есть несколько портретов покупателей. Это студенты, а также люди, активно работающие в офисах и не имеющих время на приготовление пищи дома. Также это и домохозяйки, не имеющие достаточно времени на готовку.
Если говорить о поколении конца 90-х — начала 2000-х, то это действительно так. Там миссия практически не выполнима. Некоторые даже на салат делают круглые глаза: «Как это отварить, потом ещё и нарезать?!», — отмечает Владимир Окулов.
Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский подчёркивает, что в их сети сейчас наиболее востребован фреш, затем идёт то, что можно съесть без ножа и вилки — стрит-фуд, сэндвичи, роллы и т. д.
— Здесь рост за 2024-й составил 10—15%, но, в принципе, настолько же вырос и общий оборот по нашим магазинам. Спрос падает, пожалуй, на продукцию с длительным сроком хранения. То, что мы медленно растём, а не падаем, я уже считаю хорошим достижением. Дело в том, что сейчас есть очень жёсткая конкуренция со службами доставки. Наценки на готовую еду всегда были большими. А службы доставки могут позволить себе сбрасывать цены, — поясняет эксперт.
Халяве конец
С тем, что отрасль будет постепенно уходить от бесплатных доставок, согласны многие участники рынка.
По словам Михаила Лачугина, одна крупная продуктовая сеть премиум-класса предлагает привести одного блюдо бесплатно. Но так тоже не должно быть.
— Полагаю, что от бесплатной доставки мы в итоге будем уходить, но не факт, что это случится в 2025-м. Такой такой халявы с ней нет ни в США, ни в Европе, хотя там тоже продаётся достаточно много готовой еды у продуктовых ретейлеров. Кстати, пока по росту отрасли мы опережаем мировые показатели, так как идём по общим трендам с некоторым лагом. Ещё один вариант с доставкой — это ограничения по сумме, когда бесплатной она может стать после условной суммы в 1000 рублей, — рассуждает эксперт.
Владимир Окулов также уверен, что лавочка с бесплатной доставкой в будущем будет прикрываться.
— Понятно, что когда заходит крупный игрок, он пытается захватить клиентскую базу, он вкладывает в это дело инвестиции, предлагает лучшие условия. Но чудес не бывает, и так долго продолжаться не может. Поэтому здесь возможны два варианта: либо вырастет стоимость еды, либо нас ждёт отказ от бесплатной доставки, — считает он.
Налоги — нет, стандарты — да?
Как конкретно Роспотребнадзор намерен регулировать отрасль, кроме подготовки рекомендаций, пока неизвестно.
Как полагает Михаил Лачугин, вопрос заключается в том, что понимать под термином «регулирование». Если речь идёт о новых сборах и налогах, к чему сейчас часто сводится, то это, наверное, не нужно. Если рассуждать о неких стандартах и требованиях к производству и доставке, это пойдёт на пользу отрасли и покупателям. Понятно, что еду не стоит производить в каких-то полуподвальных ангарах.
— Я знал одного крупного игрока рынка доставки, не буду его называть, там ужас, что творилось. Там были вот такие подвалы, крысы, непонятные работники. Очевидно, что такого быть не должно. Для тех же курьеров, доставляющих еду, тоже надо разрабатывать правила поведения и передвижения по городу. Они ездят непонятно на чём: это и мопеды, и самокаты и т. д., в общем, это неизвестно что, — делится Михаил Лачугин.
Александр Мышинский не считает, что отрасли необходимо какое-то дополнительное регулирование. Она и так пристально следит сама за собой, постоянно и жёстко оценивают готовую еду и сами покупатели. Причём делают они это не хуже Роспотребнадзора.
— У всех на слуху неприятные истории с «Кухней на районе» и Greenbox. То есть, это ещё и рискованно. И если у потребителей возникают хоть какие-то малейшие претензии, то они тут же озвучиваются в публичном поле.
Если честно, то легче застрелиться, чем открыть фабрику-кухню. Там идут бесконечные проверки одна за другой. Это миллиардные вложения в бизнес, — подчёркивает Александр Мышинский.
Как констатирует Иван Федяков, для отрасли готовой еды есть и ещё один важный тренд, тоже только набирающий обороты. Это совмещение формата классической торговли и кафе при магазине. Такие точки запускаются сейчас массово в новых «Пятёрочках», «Магнитах», да даже в «Азбуке вкуса». Это заявлено пока на уровне концепций, но мы увидим их развитие в ближайшие годы. Дело в том, что ретейлеры уверены: готовая еда — это модно. Потому направление необходимо активно продвигать.