Операторы сотовой связи всегда крайне неохотно делились секретами ценообразования в отрасли. Суть ответов крупных игроков (Beeline, Мегафон, МТС и т.д) традиционно сводится к тому, что абонентов об изменениях тарифов предупреждают заранее и всегда есть возможность выбора либо дополнительных бонусов, либо смены плана.
Не забывают участники рынка указать и на то, что цены именно на мобильную связь регулируются на уровне государства и не превышают уровень официальной инфляции, в процессе ценообразования задействовано множество факторов: стоимость оборудования (особенно импортного), расходы на эксплуатацию, электроэнергию, фонд оплаты труда. О проблемах с персоналом практически во всех сферах экономики известно всем.
Между тем, в 2025-м на рынок ожидается выход отечественных производителей базовых станций, а кто-то уже с конца 2024-го работает в пилотном режиме. В отдалённой перспективе отечественные разработки и должны способствовать отказу от дорогого импорта оборудования и снижению затрат на телефонию.
Но пока что, как подсчитали в Telecom Daily, в 2025 году подавляющее большинство операторов намерены поднять тарифы на услуги мобильной связи на 10—15%. Ещё больший рост могут продемонстрировать плата за подписки на on-line кинотеатры и кибербезопасность. Они в отличие от телефонии считаются развлечением, и потому госрегулирование здесь отсутствует.
Как рассказал исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский, сейчас в России работают около 70 производителей телекоммуникационного оборудования. Они покрывают значительную часть потребностей операторов, но не все.
По словам Ивана Покровского, вопрос заключается не только в наличии технических возможностей, но и в готовности операторов перестраивать свою инфраструктуру, решать задачи совместимости оборудования разных компаний, вместе с производителями поднимать эффективность российских решений.
— Это дополнительные издержки, которые сказываются на цене услуг связи. Дешевле и проще эксплуатировать комплексные решения от зарубежных корпораций, докупать оборудование по каналам параллельного импорта. За технологический суверенитет нужно платить, иначе инфраструктура связи будет оставаться в зависимости, — подчеркнул эксперт.
Так, по его данным, например российская «Т8» специализируется на «ноу-хау» для магистральной передачи данных. «Элтекс», «Зелакс», «Искра Технологии» продвигают отечественное сетевое оборудование.
— «Инфинет», «Гудвин», «НИРИТ», «Информтехника» — производители оборудования радиодоступа, «Протей», «Иртея» — разработчики ПО и электроники базовых станций сотовой связи, — готов долго перечислять Иван Покровский.
Генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что с тем же программным обеспечением российские производители сумели справиться. Соотношение отечественных продуктов и импорта на рынке оценивается в 80% и 20% соответственно.
По словам Дениса Кускова, хуже ситуация обстоит с аппаратным обеспечением (электронные и механические устройства)
— Здесь мы ничего не производили на протяжении множества лет. И никаких разработок и направлений не было, — констатирует аналитик.
По его словам, новые российские базовые станции, призванные стать заменой продуктам западных ушедших компаний в 2022-м (например Nokia Eriсsson), появятся в 2025—2026-м годах. Это будут производители «Булат», Yadro и «Иртея».
— Там полностью программное обеспечение, ядро сети, это отечественные разработки, но компонентная база, конечно, будет импортная. Где это будут корейские или китайские компоненты. И это нормально. Стопроцентного отечественного оборудования, конечно, никогда в жизни не будет. Да и этого вообще-то и не нужно. Тот же Apple выпускает продукцию вне США с компонентами, которые производятся в Корее и Китае, — подчеркивает Денис Кусков.
Как считает эксперт, в течение ближайших 3—5 лет можно будет говорить о том, что доля российского продукта будет увеличиваться. И если сейчас она совсем низка, на уровне 20%, если говорить именно об аппаратном обеспечении, то можно рассчитывать, что за этот период при оптимистичном раскладе она дорастет до 50%.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уточняет, что та же «Иртея» с конца 2024-го совместно с МТС запустила в коммерческую эксплуатацию 200 базовых станций. Однако их в России свыше 200 тыс., то есть речь идёт даже не об 1%.
«Булат» вместе с оператором Т2 в Нижегородской области тестирует 20 станций, более масштабный пилот должен стартовать в начале 2025-го.
У Yadro серийное производство для «Ростелекома», «МегаФонома» и «ВымпелКома» планируется запустить в декабре этого года.
Как рассказал Денис Кусков, Telecom Daily раз в год опрашивает 100 руководителей операторов связи. Так вот в ходе последнего опроса конца 2024-го более 80% респондентов отметили, что в течение года цены будут повышены на телефонию в среднем на 10—15%.
— Это уже видно по изменению тарифов сотовых и проводных операторов. Поэтому если вы хотите сэкономить, надо изучить, сколько вы тратите на связь, сколько разговариваете, сколько пользуетесь Интернетом, сколько минут и гигабайтов остаётся. После чего уже и принимать оптимальные решения. Можно пользоваться промотарифами, перебегая с одного оператора на другого, но эта такая игра, которая не всегда на пользу, — советует Денис Кусков.
Эльдар Муртазин с оценкой роста тарифов на связь в 10—15% согласен. Но подчёркивает два важных момента: такие прогнозы лежат в пределах инфляционных ожиданий и уж точно предполагаемая корректировка тарифов никак не связана с планами по переходу на отечественное оборудование.
Как отмечает аналитик, отрасль именно мобильной связи и так долгие годы сидит на «голодном пайке» из-за госрегулирования цен на такие услуги. Потому, собственно, те же инвестпрограммы свёрстаны с учетом минимальных затрат.
— Связь дорожает, потому что всё дорожает. Растут расходы на те же ЖКУ, зарплаты персоналу. При этом в отрасли складывается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, наблюдается жёсткий дефицит кадров, а с другой — его сокращают, так как в целях экономии участники рынка отказываются от многих непринципиальных функций, чтобы больше платить тем сотрудникам, без которых в принципе нельзя работать, — поясняет Эльдар Муртазин.
Как прогнозирует Денис Кусков, на 40% в 2025 году могут вырасти цены на подписки on-line кинотеатров, услуги по облачному хранению данных и кибербезопасность.
Примечательно, что именно такие цифровые продукты россияне массово скупали во время ноябрьского sale 2024-го. 78.ru подробно рассказывал об этом. А спрос, как известно, рождает предложение и разгоняет цены.
Эльдар Муртазин напоминает, что такие услуги, в отличие от связи, считаются развлечением. То есть, на них государство цены не регулирует. По его прогнозам, их стоимость вырастет на 10—20%, но не больше, так как рынок уже насыщен.