Решение Центробанка 20 декабря стало поистине неожиданным для экспертов. Как рассказывал 78.ru ранее кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко, повышение ключевой ставки было «секретом Полишинеля: такой сценарий предсказывали все — и в самом Центробанке, и представители банковских структур, и эксперты.
Предполагалось, что Центробанк повысит ключевую ставку сразу до 23%, то есть на 200 базисных пунктов — так, как он уже делал это раньше, 25 октября. Некоторые аналитики даже предсказывали повышение до 25% — если не сейчас, то на следующем заседании, которое состоится в феврале 2025 года.
Особенно неожиданным решение ЦБ выглядит на фоне того, что все предпосылки для повышения ключевой ставки действительно были.
— Рост темпов инфляции пока, в целом, сохраняется, как и проинфляционные риски. Кроме того, рост бюджетных расходов на поддержку экономики в условиях санкционного давления и увеличение оборонных затрат, конечно же, тоже оказывают влияние на сложившуюся ситуацию, — констатировала в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.
На инфляционное давление указал в беседе с 78.ru доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко: он, как и многие, прогнозировал повышение до 23%, и решение Центробанка стало для него неожиданностью.
— Такое решение было принято ЦБ РФ, поскольку было принято более жёсткое решение в октябре. Банк России отмечает, что рост процентных ставок и снижение кредитной активности создают условия для дезинфляции и возвращения инфляции к целевому уровню, несмотря на текущий рост цен и высокий внутренний спрос, — отметил эксперт.
На 18 декабря, по данным Минэкономразвития, инфляция ускорилась до 9,52% в годовом выражении. Остаётся радоваться, что она пока не перешла в двузначные цифры, и, вероятно, меры Центробанка сыграли в этом не последнюю роль. По словам президента на прямой линии, инфляция — это тревожный сигнал, и хотя экономика вырастет за год примерно на 4%, всё же с ростом цен нужно бороться, а экономику тормозить. Этим ЦБ и занимается, пытаясь обеспечить экономике «мягкую посадку».
Ключевая ставка — это, по сути, стоимость денег для банков: с таким процентом они берут средства у ЦБ, чтобы дальше выдавать их в виде кредитов. Поэтому чем выше ключевая ставка, тем выше процент по кредитам, который сегодня превращается постепенно в запретительный. Эксперты называют такой подход «дорогими деньгами», и эта политика, как отметила Линда Рыжих, имеет отложенный во времени эффект.
Видимо, именно на этот эффект и рассчитывает ЦБ: в своём пресс-релизе о решении сохранить ключевую ставку он указал, что ожидает снижения инфляционного давления в ближайшие месяцы.
— Произошло более существенное ужесточение денежно-кредитных условий, чем предполагало октябрьское решение по ключевой ставке. Этому способствовали автономные от денежно-кредитной политики факторы. По оценке Банка России, с учётом значительного роста процентных ставок для конечных заемщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жёсткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос, — резюмировали в ЦБ.
Примечательно, что во время прямой линии накануне Владимир Путин обратил внимание на мнение экспертов: они отмечают, что ЦБ поздно начал принимать меры, не связанные с повышением ключевой ставки, для борьбы с инфляцией. Такие инструменты у Центробанка действительно есть — это, к примеру, ужесточение политики в отношении банков, то есть «закручивание гаек» в выдаче необеспеченных кредитов и кредитов тем заёмщикам, у кого на выплату кредитов уходит больше 50% доходов.
Есть вероятность, что, сохранив ключевую ставку на прежнем уровне, Центробанк начнёт больше применять и другой инструментарий.
— Необходимо серьёзно подойти к решению об ограничении вывоза капитала из страны и целесообразности увеличения обязательной доли валютной выручки для продажи экспортёрами, что положительно скажется на курсе рубля. Думаю, такие решения предполагают совместные, скоординированные действия с правительством и министерством финансов, — предположила Линда Рыжих.
Рубль, по сообщениям СМИ, пока мало отреагировал на решение Центробанка: накануне курс доллара составлял 103,42 рубля, и сейчас он волатильности не демонстрирует. При этом отреагировал рынок акций — он вырос более чем на 5%.
Возможно, дальнейшее повышение ключевой ставки перед Новым годом стало бы, с одной стороны, ожидаемым и потому не таким эффективным, а с другой стороны, не оставило бы места для манёвра в следующем году, если инфляция всё же не пойдёт вниз. Кроме того, как указывали эксперты, после «перехода черты» в 20% дальнейшее повышение может уже не иметь серьёзного значения.
— Это решение (сохранение ключевой ставки 21%. — Прим. ред.) говорит о том, что ЦБ РФ намерен расширять инструментарий влияния на денежно-кредитное обращение страны и переходить к более гибким и эффективным методам с учётом оценки текущего уровня инфляции и инвестиционной активности бизнеса. Я считаю, что сохранение ключевой ставки можно расценивать как положительный сигнал, поскольку ожидаемые результаты от ее увеличения пока не очевидны, — констатировала Линда Рыжих.
Тем не менее, хотя ключевую ставку не увеличили, она всё же остаётся на высоком уровне — практически самом высоком за всю историю новой России (исключая 1990-е годы). А это означает, что сохраняются как плюсы, так и минусы этой стратегии.
Снижение кредитования — главное, чего добивается Центробанк для торможения и снижения инфляции. И эффект дорогих кредитов и запретительных ставок уже прочувствовали на себе застройщики: ставки по рыночной ипотеке в 30% неподъёмны для большинства покупателей. Страдают от высокой стоимости кредитов и другие отрасли — от продажи потребительских товаров до автомобильной сферы и даже промышленности.
— Ставки по потребительским кредитам и ипотеке остаются высокими, что создаёт финансовую нагрузку на заёмщиков. Средняя полная стоимость кредитов для физических лиц сейчас составляет 34,2%. В текущих условиях лучше воздержаться от оформления новых кредитов, — рекомендовал Пётр Щербаченко.
Ранее финансовый советник, кредитный брокер, основатель и гендиректор группы компаний «Белый остров» Сергей Островский в разговоре с 78.ru отмечал, что высокая ключевая ставка сильно ударила по малому и среднему бизнесу. Взять кредит на развитие или рефинансировать его сегодня практически невозможно, одобрение кредитов упало на 90%.
Это время можно только пережить, потому что сегодня ЦБ активно призывает граждан не тратить деньги, а бизнес — «жить на свои».
В то же время, как отмечает Линда Рыжих, несмотря на усложнение доступа к финансированию для реального сектора, эти трудности временны, и при сравнении с ними стабилизация и устойчивость российской экономики в целом более важны.
— Даже на реальный сектор ставка ЦБ РФ в её размере не окажет решающего влияния: воздействие на цены через канал издержек со стороны компаний менее выражено, чем через прямое сдерживание спроса. Для населения также ничего критичного не ожидается: люди смогут сохранить свои накопления под выгодными процентными ставками, которые, очевидно, будут сохранены банками, — указала эксперт.
Пожалуй, это единственное прямое положительное следствие высокой ключевой ставки для россиян: когда её повышают, следом повышаются и ставки по вкладам. Сегодня они, как указал Пётр Щербаченко, достигают 21–25% годовых — это практически рекорд. Неудивительно, что многие предпочитают подождать с покупками и оставить деньги на депозитах, чтобы сберечь их от инфляции.
— Позиция Центробанка сейчас такая: копите, храните денежные средства, но не нужно их тратить. Как раз для этого были сделаны и вклады с высокими ставками. Сейчас доходы по вкладам больше дохода осторожного инвестора раньше: вкладывая в акции, можно было зарабатывать меньше годовых, чем сейчас по вкладам, — делился ранее Сергей Островский.
У политики «дорогих денег» эффект всегда отложенный. Из-за этого отложенного эффекта особо надеяться на то, что ключевую ставку опустят в скором времени, не приходится. Чтобы это произошло, ЦБ должен зафиксировать чёткую тенденцию на понижение инфляции, а её пока нет. Более того, к концу года сильно повысились инфляционные ожидания — это один из важных факторов, на который ориентируется не только ЦБ, но и производители, устанавливая цены. Зачем же их снижать, если покупатели сами ждут повышения?
Поэтому есть вероятность, что ставку всё-таки повысят — но уже в будущем году. О такой возможности рассказал 78.ru Пётр Щербаченко.
— На мой взгляд, ожидаемо, что в будущем ключевая ставка может быть повышена до 23% на заседании в феврале 2025 года, если инфляционные риски сохранятся. О снижении говорить пока рано, — резюмировал он.
Однако это, как любит указывать ЦБ, не предрешено. Более того, в своём пресс-релизе он значительно смягчил сигнал на будущее заседание.
— Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учётом дальнейшей динамики кредитования и инфляции, — указано в пресс-релизе.
Линда Рыжих считает, что ждать эффекта от высокой ключевой ставки можно только ко второму кварталу 2025 года. А следовательно, к снижению ставки ЦБ перейдёт ещё позже — вероятно, к третьему кварталу будущего года.
— Именно к этому моменту, будем надеяться, меры макроэкономического регулирования проявят ожидаемый эффект в виде замедления роста цен, укрепления курса национальной валюты и положительной динамики на этом фоне инвестиционной активности. Кроме того, на снижение ключевой ставки ЦБ будут влиять такие факторы, как динамика экономической активности государства, динамика экспорта и импорта, ситуация на рынке труда, стратегия осуществляемой бюджетной политики и т. п., — подытожила эксперт.
Можно сказать, что в плане ключевой ставки «забрезжил свет в конце тоннеля»: раз Центробанк на фоне высокой инфляции в конце года не стал поднимать ставку снова, значит, есть надежда, что накопленный эффект вот-вот реализуется. И когда это произойдёт, главным будет — не разогнать спираль инфляции вновь, бросившись на радостях брать кредиты и вынимать деньги с депозитов.