Вопросы о ключевой ставке сегодня находятся в центре внимания общественности и СМИ, и немудрено: от её уровня многое зависит, ведь ключевая ставка — это, если упрощённо, процент, под который банки берут деньги у Центрального банка. После этого они добавляют свою наценку и дальше выдают кредиты предприятиям и населению под ещё больший процент. Соответственно, чем выше ключевая ставка, тем менее доступными становятся деньги как для бизнеса, так и для населения.
Сегодня ключевая ставка составляет 21% — на заседании 25 октября её повысили сразу на 2%. Решение стало революционным, хотя его и ждали: на фоне разгона инфляции и неустойчивого курса рубля снижение ключевой ставки представлялось фантастикой, как и её сохранение, и вопрос был только в том, как сильно её поднимут. Увеличения ставки на 2% ждали немногие, такой сценарий представлялся радикальным, и раз ЦБ его применил, значит, ситуация грозила стать «аховой».
Однако, похоже, даже радикальные меры не сработали: по сообщению Минэкономразвития, инфляция продолжает ускоряться — к концу прошлой недели она достигла 9,32%, рубль 11 декабря неожиданно упал к доллару сразу на 3 единицы, до 103,27 рубля, а инфляционные ожидания, как указал в разговоре с 78.ru доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко, составили 13,4%. При этом недавно ЦБ сообщал, что наконец начало сокращаться кредитование компаний, которое он считает главной причиной разгона инфляции. Но этого явно недостаточно, чтобы достичь главной цели Центробанка — перехода к снижению цен.
Поэтому все опрошенные 78.ru эксперты однозначно утверждают: повышению ключевой ставки 20 декабря быть.
— Высокая вероятность повышения ключевой ставки на следующей неделе — это секрет Полишинеля. И аналитики, и сам ЦБ практически открыто говорят о необходимости продолжения цикла повышения ключевой ставки, поддержания её значения на высоких уровнях в течение всего 2025 года. Пока реакция на ужесточение денежно-кредитной политики идёт не так быстро, как это ожидается регулятором и как это было ранее, — констатировал кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.
Он обратил внимание, что при ужесточении денежно-кредитной политики и поднятии ключевой ставки должна укрепляться национальная валюта — это один из важных факторов, который влияет на курс. Однако сегодня тенденции на её укрепление не наблюдается: когда доллар опускается ниже 100 рублей, это уже кажется победой. Кроме того, нет и серьёзных подвижек в кредитовании: несколько замедлился потребительский сегмент, но в бизнесе пока тенденции не устойчивые.
— По моим прогнозам, ставку повысят. Сейчас 21%, будет 23%. Все предпосылки для этого есть. Инфляция растёт, курс доллара нестабилен остаётся. Поэтому ставка, скорее всего, будет плюс 200 базисных пунктов — 23%, — отметил в беседе с 78.ru финансовый советник, кредитный брокер, основатель и гендиректор группы компаний «Белый остров» Сергей Островский.
Такой прогноз поддержал и Дмитрий Десятниченко: по его словам, повышение до 23% рассматривается большинством аналитиков как базовый сценарий действий ЦБ.
— ЦБ увеличил шаг повышения ставки. Не так давно это было 100 базисных пунктов (1%), теперь чаще это 200, — отметил эксперт.
Согласен с таким прогнозом и Пётр Щербаченко. Он обратил внимание на закредитованность россиян: у 23 млн есть кредиты или кредитные карты, а общее количество заёмщиков на 1 октября было 50 млн человек.
— Всё это может привести к повышению ключевой ставки до 23–25%. Крупные банки уже повысили ставки по вкладам, ожидая дальнейшего роста, — указал эксперт.
По словам Дмитрия Десятниченко, повышение до 25% — более радикальный прогноз, но он может сбыться если не в декабре, то в феврале. Первое заседание ЦБ по ключевой ставке в 2025 году состоится 14 февраля, и если к тому времени экономика хоть немного не притормозит, риск увидеть ставку в 25% сильно повысится. Впрочем, это не предопределено, как любят указывать представители Центробанка в своих комментариях.
Проблема в том, что ключевая ставка как инструмент воздействия на экономику никогда не срабатывает сразу — как нельзя остановить поезд одним движением, так и нельзя развернуть в обратную сторону экономические процессы за один день. Центробанк опирается на прогнозы, но в современном мире слишком много факторов, которые не укладываются в стандартную схему.
— Сложность прогнозирования заключается ещё и в хорошо известном временном лаге в действии повышенной ставки на реальный сектор. Это период в один-три квартала. И даже последнее повышение экономика начнёт «отрабатывать» не ранее весны 2025 года. Одно можно сказать точно: до тех пор, пока ЦБ не увидит перелом тренда в инфляционных процессах, вероятность повышения ставки всегда будет выше, чем её сохранение на прежнем уровне, — пояснил Дмитрий Десятниченко.
Инфляция — главный враг, с которым борется ЦБ, никаких других задач перед ним не стоит. Таргет, то есть желаемая цифра по инфляции, при которой экономика будет развиваться и при этом не перегреваться, — 4%, и Центробанк старается её достичь всеми силами. Однако инструментарий у него ограничен: помимо ужесточения денежно-кредитной политики, это только ключевая ставка. С её помощью он добивается охлаждения спроса — главного, что влияет на цены.
— Повысили ключевую ставку для того, чтобы сдержать рост цен за счёт снижения спроса на товары. Позиция Центробанка сейчас такая: копите, храните денежные средства, но не нужно их тратить. Как раз для этого были сделаны и вклады с высокими ставками. Сейчас доходы по вкладам больше дохода осторожного инвестора раньше: вкладывая в акции, можно было зарабатывать меньше годовых, чем сейчас по вкладам, — поделился Сергей Островский.
В этом есть плюс для тех граждан, кто имеет накопления: в текущей ситуации им действительно выгоднее отложить какие-то крупные покупки — автомобилей, недвижимости и так далее — и положить средства на вклад, воспользовавшись разнообразными предложениями банков. Сегодня ставки по вкладам доходят до 24% годовых, и даже накопительные счета, которые обычно не могли похвастаться высокими ставками, могут принести доход до 16% годовых. Всё это — серьёзная причина не «вынимать» пока деньги из банков.
— Из возможных положительных последствий повышения ключевой ставки, на которые рассчитывает ЦБ, стоит отметить снижение давления спроса на не всегда успевающее расти с той же скоростью предложение. Также высокая альтернативная доходность по сбережениям должна снизить склонность граждан к потреблению, отодвинув этот момент на периоды с меньшей ключевой ставкой. Именно так ЦБ ожидает замедлить инфляцию и уже тогда начать цикл снижения ключевой ставки, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.
Однако повышенные ставки по вкладам и возможное торможение инфляции за счёт снижения спроса — пожалуй, все положительные эффекты от высокой ключевой ставки. Негатива же в моменте, увы, гораздо больше.
Высокая ключевая ставка бьёт в первую очередь по кредитованию — ЦБ и не скрывает, что нацеливается именно на этот сегмент в своей борьбе с инфляцией. И больше всего его беспокоит не потребительское кредитование, а кредитование бизнеса, поскольку там суммы несопоставимы с теми, которые может взять в банках даже всё население России вместе взятое.
Дмитрий Десятниченко отметил, что бизнес, который сильно зависит от кредитных ресурсов, будет вынужден корректировать бизнес-модели.
— С другой стороны, те, кто может и готов пользоваться преимущественно собственными средствами, почувствуют некоторое снижение конкуренции со стороны тех, кто работал в первую очередь за счёт заёмного капитала, — указал он.
Сергей Островский описал ситуацию более мрачно: он отметил, что высокая ставка сильно ударила по малому и среднему бизнесу, и многим предпринимателям стало невыгодно заниматься своим делом, так как рентабельность оказывается ниже процентов по кредитам, которые приходится выплачивать. В итоге повышается вероятность дефолтов.
— Позиция банков сейчас связана с тем, чтобы сделать максимально неудобный график выплат, выдавать максимально дорогие деньги. Решение по кредитованию принимается в большей мере со скорингом — это система в банке, которая проверяет клиента по определённым критериям: должны быть определённые показатели финансов, выручки, обязательств, дебиторской кредиторской задолженности. Проверяется кредитная история у компании, её собственника, директора. Это достаточно большой список, на который ориентируются банки, — пояснил Сергей Островский.
Эксперт отметил, что одобрение бизнес-кредитов в банках упало примерно на 90%, а ставки выросли практически вдвое. Впрочем, потребительский рынок тоже не отстаёт: как указал Дмитрий Десятниченко, с учётом повышения ставки снижения ставок по кредитам ждать не приходится — банки, по сути, уже учли ожидаемое повышение до 23%. Сергей Островский подсчитал, что ставки кредитования сегодня составляют от 30 до 50% годовых, и это приводит к большой переплате.
— Один из банков одобрил кредит под 57% годовых. Клиент подумал и сказал: нет, мне такой кредит не нужен, спасибо огромное за помощь, — привёл пример из практики Сергей Островский.
То же касается и ипотеки — фактически она перестала работать, поскольку рыночные ставки под 30–40% предполагают огромную переплату за 20 лет. Поэтому в основном сегодня квартиры приобретаются за наличные — в том случае, если люди по тем или иным причинам не могут положить средства в банк. Это уже приводит к паническим настроениям: например, недавно эксперты предположили, что из-за падения продаж могут обанкротиться некоторые застройщики.
И конца-края сложившейся в экономике ситуации, к сожалению, не видно: пока инфляция не пойдёт вниз, ЦБ не начнёт цикл снижения ключевой ставки, а когда это произойдёт, можно предположить только очень осторожно.
— Если план ЦБ будет реализоваться в рамках базового прогноза, то уже во второй половине следующего года инфляция может начать устойчивое замедление, что создаст предпосылки для начала цикла смягчения денежно-кредитной политики, плавного снижения ЦБ ключевой ставки, — предположил Дмитрий Десятниченко.
Сергей Островский отметил, что сейчас непростое время, и его нужно пройти. Главная задача — дождаться 2025 года и посмотреть, как будет складываться экономика.
— В любом случае, возможно, появятся либо какие-то меры поддержки, либо ещё что-то для малого и среднего бизнеса, потому что крупным компаниям, конечно, попроще, для них и деньги подешевле. И если есть собственный капитал, он может в любой ситуации выручить, — констатировал эксперт.
Дожить до 2025 года для некоторых представителей бизнеса может стать нетривиальной задачей, однако выхода всё равно нет. ЦБ борется с инфляцией, и кто знает, какие цифры она бы показывала, если бы он этого не делал. Дальнейшее повышение ставки практически наверняка состоится, и значит, придётся привыкать жить и развиваться «на свои» — или пасть жертвой этой борьбы.