Прямой эфир

Выручат запасы? Чего ждать от цен на сладости уже весной 2025-го

Светлана Коваленко
11 декабря 2024, 13:41
Производители кондитерских изделий под «ёлочку» уведомляют ретейлеров о росте цен. Они могут увеличиться в среднем на 10—20%. Участники рынка успокаивают: запас на складах по старой стоимости именно продукции длительного хранения, такой как конфеты, шоколад, вафли, на новогодние праздники есть. Но ситуация может измениться уже в первом квартале 2025-го.
Коллаж 78.ru: freepik.com/ASphotofamily, pixabay.com, flaticon.com/surang

Дорогие лакомства

Предпоследняя волна подорожаний кондитерских изделий от некоторых производителей прокатилась по России осенью после неожиданно выявившегося скандала с галопирующим ростом цен за 2024-й на сливочное масло. Стремительно в этом году увеличивалась также стоимость и шоколада, какао-бобов.

В начале декабря ретейлеры опять начали получать от кондитеров «письма счастья». Кондитерское объединение «Славянка», по одной из версий, уведомила о росте стоимости продукции со 2 декабря. В него входит многим петербуржцам известная фабрика имени Крупской, которую до сих некоторые жители города на Неве считают «своей».

Увеличить расценки на свою продукцию решил, например, такой крупный игрок как БКХ «Коломенский». В компании заверяют, что для неё это первая в этом году заявка о повышении стоимости конфет.

Не отстают и менее крупные участники рынка. Они предлагают клиентам рассчитываться по новым ценам с 9 января. Но кто-то честно признаёт: ещё один этап повышений уже запланирован на март. Письма имеются в распоряжении редакции.

Оценили рынок?

В «Славянке» честно признаются, что скорректировать цены предлагали ещё в августе. Но с тех пор многие компоненты серьёзно подорожали. Кроме пресловутого кондитерского жира (+20) выросла стоимость какао-бобов (+30), сухих молочных смесей ( +25%), сахара (+7%) и т.д.

— Оценивая текущие рыночные условия и внутренние резервы, дальнейшее сохранение цен, несмотря на все приложенные нами усилия, не представляется возможным, — заверяют там и добавляют, что стоимость части продукции вынуждены увеличить со 2 декабря 2024 года.
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Как рассказывают участники рынка, чуть позже от «Славянки» пришло письмо примерно аналогичного содержания, но там планы по подорожанию уже переносились на 2 января.

«Берём издержки на себя»

В БКХ «Коломенский» ситуацию готовы объяснить в более витиеватых формулировках. Так, в письме даже есть график роста цен на пальмовое масло. За полгода его стоимость увеличилась на 40% в долларах. С учётом падения курса рубля это увеличило затраты на такое сырьё на 19%. Его отсутствие у одного из крупных поставщиков дало дополнительный разгон затрат ещё на 20%.

— Мы не заявляем в повышении цен дефицит сырья, считаем данную ситуацию временной и берём издержки на себя в рамках первого квартала 2025-го, ожидания улучшения ситуации, — сообщают в компании.

Там надеются и на снижение курса валют и лишь частично закладывают его увеличение в ноябре в индексацию цен.

Но затем следует довольно примечательная оговорка. В БКХ надеются избежать… второго этапа повышения цен после первого квартала 2025-го.

Растёт всё

Вот об этом втором этапе после 1 марта 2025 года напрямую и говорят в кондитерской фабрике «Конфеста». Это обстоятельство, как подчёркивается в письме, производитель вынужден обозначить.

К 9 января 2025 года пока что рост у этого производителя запланирован на 20%.

— В себестоимости наших конфет используются импортные ингредиенты, которые невозможно производить внутри страны — стружка кокоса, какао, жиры и другие компоненты, — отмечают в компании и подчёркивают, что год назад доллар стоил в диапазоне 90 рублей, сейчас это 110.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

В АО «Ударница» апеллируют графиком роста стоимости какао-бобов.

В отношении кондитерской продукции недлительного или полудлительного участники рынка ситуацию комментируют неохотно.

Как рассказывает владелец пекарни Станислав Гамоля, в его компании пока цены не поднимали, но планируют это сделать в течение двух ближайших недель.

— Очень многие продукты подорожали, как минимум, на 40%. А в нашей отрасли один из главных компонентов — это сливочное масло. Оно выросло в цене вообще на 70—80%. То есть, если мы раньше платили за 1 кг масла 800 рублей, то теперь это 1500. У всех есть проблемы и с линейным персоналом. Им зарплаты надо поднимать, если стремиться удержаться работников. Так что процесс роста стоимости объективен, — рассуждает он.

Есть запасы

Участники рынка и эксперты успокаивают: кондитерские изделия длительного хранения не подорожают в декабре или январе. Дело в том, что по данной категории ретейлеры создают серьёзные запасы, чтобы не остаться на новогодние праздники с пустыми полками. В первые январские числа поставки традиционно замирают.

По словам совладельца «РеалЪ» Александра Мышинского, сети стараются делать задел по кондитерским изделиям на два—три месяца. И есть определённый временной лаг между инициативами производителей по росту стоимости и воплощению таких идей в жизнь.

— То есть, вот сейчас мы, например, ощущаем на себе результаты осенней октябрьско-ноябрьской кампании по повышению цен. Тогда относительно нормальный шоколад в среднем ценовом сегменте ещё можно было найти по 90—100 руб.ей за плитку, но сейчас это уже 130. А теперь производители начали готовить ретейл вот к этой январской кампании по повышению стоимости, чтобы новые цены покупатели увидели в феврале-марте, — отмечает Александр Мышинский.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

По словам генерального директора ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антона Вересова, в нормальной ситуации оптовики запасаются кондитерскими изделиями длительного хранения на полтора—два месяца.

— Но после осенних угроз по росту стоимости мы приняли решение закупиться на полгода вперёд. То есть, такого, чтобы мы теперь продавали бы такую продукцию по серьёзно выросшим ценам именно на эти новогодние, скорее всего, не будет. Но рост стоимости от производителей найдёт свое отражение в ценах в феврале и в марте. При этом никто не может гарантировать, что письма счастья нам не придут завтра или послезавтра, — согласен он с коллегой.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин напоминает, что получение писем от производителей не означает автоматическое повышение цен. Это работа, которая ведётся в рутинном формате. А по кондитерским изделиям, действительно, создаются значительные запасы.

Себе любимому на Новый год не жалко?

Антон Вересов готов подметить и ещё один любопытный момент для HoReCa.

— В конце ноября декабря клиенты приобретают практически всё, по любой цене, лишь бы было в наличие для новогодних праздников: для корпоративов, банкетов, постояльцев гостиниц. Другой вопрос, что тем же оптовикам найти это всё в нужных объёмах иногда очень сложно. Особенно сейчас. Зато потом в январе те же отельеры начинают отходить от январского ажиотажа и уже пристально всматриваются в цены, — констатирует он.

Как считает Михаил Лачугин, аналогичный тренд есть и у продуктовых сетей в розничной торговле на новогодние праздники. Многие россияне стремятся приобрести качественные продукты к застольям. Это не только кондитерские изделия, но и сыры, колбасы. Хотя сладкое стоит в особом приоритете. Новогодние праздники часто связывают с какими-то хорошими будущими переменами в жизни, а чтобы они наступили, денег не жалко. Хотя, понятно, что у всех жизненная ситуация разная.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Редакция направила запросы БКХ «Коломенский», «Славянке», «Конфеста» и АО «Ударница». Но момент подготовки материала ответов не поступило.