Прямой эфир

Виноват оливье? Что происходит с ценами на куриное мясо перед Новым годом 2025

Светлана Коваленко
4 декабря 2024, 15:05
Один из крупнейших производителей куриного мяса с «пропиской» в Ленобласти в очередной раз уведомил некоторые продуктовые сети о росте стоимости продукции. За 1,5 месяца она подорожала на 25%, рассказывают участники рынка. При этом власти 47 региона заверяют, что в этом году объёмы производства куриного мяса уже удалось нарастить, а в будущем мощности ряда таких предприятий ещё увеличатся.
Коллаж 78.ru: pngarts.com, freepik.com/azerbaijan_stockers, flaticon.com/Freepik

Курам не на смех

Перед новогодними застольями стоимость куриного мяса всегда увеличивалась. Этому способствовал повышенный спрос на него как со стороны населения, так и HoReCa.

В октябре — ноябре 2024-го крупный производитель куриного мяса птицефабрика «Северная», базирующаяся в Ленобласти, прислала семь писем ретейлерам о повышении стоимости продукции. Суммарно за этот период рост цен составил 25%, подсчитали участники рынка.

Не отстают и федеральные игроки, правда, их запросы скромнее. Так, OOO «ТД Черкизово» посчитало нужным увеличить стоимость в зависимости от категории продукции в среднем на 3%. Письма имеются в распоряжении редакции.

Выясняем, ждать ли с курицей новой эпопеи, как это уже было с куриными яйцами, молочными продуктами, сливочным маслом, либо дело заключается в традиционном сезонном факторе, а после новогодних праздников ситуация стабилизируется.

Что-то даже дешевле?

Отметим, что в письмах ретейлерам от АО «Птицефабрика "Северная"» причины повышения стоимости продукции не разъясняются. Впрочем, по некоторым позициям, например, «крыло с кожей без кисти», цены за 1 кг даже снижаются. В последнем письме от 29 ноября дешевеет на 5 рублей набор «Бедро» ЦБ. Но целые тушки и филе грудки растут в среднем на 10 рублей. При этом, как рассказывают участники рынка, всего за «семь писем» стоимость продукции увеличилась в среднем на 25% только за 1,5 месяца.

Как разъясняет в ответе на запрос редакции исполнительный директор АО «Птицефабрика "Северная"» Валерий Кривоносов, взаимодействие с клиентами компания осуществляет, в том числе, посредством регулярного направления писем о ценах. Некоторые из них даже ниже, чем в аналогичный период прошлого года.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

По словам Валерия Кривоносова, на повышение стоимости повлияли все экономические факторы, действующие как в России, так во всём мире. Это тарифы на энергоносители, на горюче-смазочные материалы и т.д. Отсутствуют у предприятия и возможности оперативно, быстро и за приемлемые цены приобретать необходимое оборудование, запчасти. Сказывается нехватка кадров и колебания курса валют.

О проблемах с персоналом и повышении ему зарплат на 17% в животноводстве и на 20% в пищевой промышленности рассказывают и в OOO «ТД Черкизово». Так ссылаются также на рост затрат на упаковку, кормокомпаненты, логистику.

— Рост отпускных цен не покрывает в полной мере продолжающийся рост себестоимости готовой продукции, — заверяют там.

Редакция направила запрос в OOO «ТД Черкизово». На момент публикации комментариев не последовало. Редакция готова опубликовать позицию компании, если ответы будут предоставлены.

Задачи уже достигнуты

Здесь стоит отметить, что в ноябре власти 47-го региона по традиции подводили предварительные итоги работы АПК в 2024-м. Как рассказывал тогда заместитель председателя правительства Ленинградской области Олег Малащенко, в этом году субъект сумел нарастить объём производства мяса птицы.

— В общей сложности мы растём под 4,9% к уровню предыдущего года, — заверял он тогда.

Делился он и планами АO «Птицефабрики Роскар» запустить 12 птичников на 250 тыс. поголовья.

— Сегодня из 12 10 птичников уже построены и работают. До конца года планируется два птичника. По «Синявинской» аналогично уже строятся два птичника. Поэтому те задачи, которые мы ставим по росту яйца на 4,5%, уже достигнуты, — рапортовал чиновник.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

При этом, например, «Роскар» рассылал письма о повышении стоимости продукции в конце октября.

Также стоит вспомнить март 2022 года. Тогда губернатор Ленобласти Александр Дрозденко публично заявлял о том, что объёмы производства яиц и мяса птицы позволяют обеспечить потребности жителей СЗФО, Ленобласти и Петербурга.

Многие помнят до сих пор и шоковый рост цен на куриные яйца, а также полупустые полки в ноябре 2023-го.

Так откуда везут?

Как рассказывает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Анна Костанда, «Северная» является крупнейшим производителем куриного мяса, базирующимся в 47 регионе.

Продукцию в город на Неве поставляют птицефабрики «Костромская», «Волховская».

— Птицефабрики поставляют свою продукцию как в Петербург, так и в соседние регионы, включая Новгородскую и Псковскую области, а также в другие города Северо-Запада России. Что касается поставок в Северную столицу, то местные фабрики, как правило, являются основными поставщиками куриного мяса в город. Однако, в зависимости от сезона и рыночной ситуации, в город на Неве также может поступать продукция от производителей из других регионов России. Это, например, «Птицефабрика Курино» из Воронежской области, «Птицефабрика Ставропольская» и другие, — констатирует Анна Костанда.

Цыплят после застолий подсчитаем

Опрошенные эксперты признают: конечно, рост цен на куриное мясо перед Новым годом происходит на регулярной основе. Это продукт, пользующийся массовым спросом, но дело не только в сезонных факторах.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

По словам независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, сейчас практически всё только дорожает.

— Почему же должно быть исключение для курицы? Другое дело, что подобные письма не означают повышение цен в магазинах автоматом с заявленного числа. Это рутинная работа, которая ведётся производителями со своими клиентами. В её рамках и ведётся абсолютно уместный торг. Стороны как-то договариваются, либо нет, — кратко комментирует он.

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов обращает внимание на то, что даже если не акцентироваться конкретно на курице, то практически в каждом российском холодильники на новогодние застолья будет варёная колбаса для любимого россиянами салата «Оливье». Для её производства теперь всё чаще используют курицу как один из компонентов.

— Массово закупаются курицей к праздникам и в общепите, рестораторы, отельеры, вся HoReCa. При этом уже идёт параллельно затоваривание складов. Если в течение года там стремятся держать продукцию с запасом на один-два дня, то под Новый год речь уже идёт о четырёх-пяти днях, иногда, неделе. А сами птицефабрики устроены так, что если они рассчитаны на выращивание условного поголовья бройлеров на 100 тыс. штук, то произвести 150 тыс. не выйдет, — объясняет Иван Кузнецов.

Эксперт предлагает вернуться к теме после новогодних застолий.

— После новогодних праздников нас по традиции любят пугать тем, что курицы вообще не будет и указывают на пустые полки. Но торговля в этот момент просто не успевает ещё отойти от новогоднего ажиотажа. Затем через какое-то время поставки восстанавливаются, цены корректируются в сторону снижения, — успокаивает аналитик.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Он указывает на еще один важный момент: большой объём продукции российских птицефабрик идёт на экспорт в Китай. Иногда крупные производства, такие, как, например, «Приосколье» создают вдоль границ с Поднебесной предприятия, ориентированные на эти экспортные потоки. Такая схема взаимодействия выгодна сторонам, так как в России одни из самых низких цен в мире на корма. А вырастить курицу из инкубационного яйца до состояния взрослой особи можно за 42 дня. Таких скоростей нет ни для свинины, ни, тем более, говядины.