Виноват оливье? Что происходит с ценами на куриное мясо перед Новым годом 2025

Курам не на смех
Перед новогодними застольями стоимость куриного мяса всегда увеличивалась. Этому способствовал повышенный спрос на него как со стороны населения, так и HoReCa.
В октябре — ноябре 2024-го крупный производитель куриного мяса птицефабрика «Северная», базирующаяся в Ленобласти, прислала семь писем ретейлерам о повышении стоимости продукции. Суммарно за этот период рост цен составил 25%, подсчитали участники рынка.
Не отстают и федеральные игроки, правда, их запросы скромнее. Так, OOO «ТД Черкизово» посчитало нужным увеличить стоимость в зависимости от категории продукции в среднем на 3%. Письма имеются в распоряжении редакции.
Выясняем, ждать ли с курицей новой эпопеи, как это уже было с куриными яйцами, молочными продуктами, сливочным маслом, либо дело заключается в традиционном сезонном факторе, а после новогодних праздников ситуация стабилизируется.
Что-то даже дешевле?
Отметим, что в письмах ретейлерам от АО «Птицефабрика "Северная"» причины повышения стоимости продукции не разъясняются. Впрочем, по некоторым позициям, например, «крыло с кожей без кисти», цены за 1 кг даже снижаются. В последнем письме от 29 ноября дешевеет на 5 рублей набор «Бедро» ЦБ. Но целые тушки и филе грудки растут в среднем на 10 рублей. При этом, как рассказывают участники рынка, всего за «семь писем» стоимость продукции увеличилась в среднем на 25% только за 1,5 месяца.
Как разъясняет в ответе на запрос редакции исполнительный директор АО «Птицефабрика "Северная"» Валерий Кривоносов, взаимодействие с клиентами компания осуществляет, в том числе, посредством регулярного направления писем о ценах. Некоторые из них даже ниже, чем в аналогичный период прошлого года.

По словам Валерия Кривоносова, на повышение стоимости повлияли все экономические факторы, действующие как в России, так во всём мире. Это тарифы на энергоносители, на горюче-смазочные материалы и т.д. Отсутствуют у предприятия и возможности оперативно, быстро и за приемлемые цены приобретать необходимое оборудование, запчасти. Сказывается нехватка кадров и колебания курса валют.
О проблемах с персоналом и повышении ему зарплат на 17% в животноводстве и на 20% в пищевой промышленности рассказывают и в OOO «ТД Черкизово». Так ссылаются также на рост затрат на упаковку, кормокомпаненты, логистику.
— Рост отпускных цен не покрывает в полной мере продолжающийся рост себестоимости готовой продукции, — заверяют там.
Редакция направила запрос в OOO «ТД Черкизово». На момент публикации комментариев не последовало. Редакция готова опубликовать позицию компании, если ответы будут предоставлены.
Задачи уже достигнуты
Здесь стоит отметить, что в ноябре власти 47-го региона по традиции подводили предварительные итоги работы АПК в 2024-м. Как рассказывал тогда заместитель председателя правительства Ленинградской области Олег Малащенко, в этом году субъект сумел нарастить объём производства мяса птицы.
— В общей сложности мы растём под 4,9% к уровню предыдущего года, — заверял он тогда.
Делился он и планами АO «Птицефабрики Роскар» запустить 12 птичников на 250 тыс. поголовья.
— Сегодня из 12 10 птичников уже построены и работают. До конца года планируется два птичника. По «Синявинской» аналогично уже строятся два птичника. Поэтому те задачи, которые мы ставим по росту яйца на 4,5%, уже достигнуты, — рапортовал чиновник.

При этом, например, «Роскар» рассылал письма о повышении стоимости продукции в конце октября.
Также стоит вспомнить март 2022 года. Тогда губернатор Ленобласти Александр Дрозденко публично заявлял о том, что объёмы производства яиц и мяса птицы позволяют обеспечить потребности жителей СЗФО, Ленобласти и Петербурга.
Многие помнят до сих пор и шоковый рост цен на куриные яйца, а также полупустые полки в ноябре 2023-го.
Так откуда везут?
Как рассказывает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Анна Костанда, «Северная» является крупнейшим производителем куриного мяса, базирующимся в 47 регионе.
Продукцию в город на Неве поставляют птицефабрики «Костромская», «Волховская».
— Птицефабрики поставляют свою продукцию как в Петербург, так и в соседние регионы, включая Новгородскую и Псковскую области, а также в другие города Северо-Запада России. Что касается поставок в Северную столицу, то местные фабрики, как правило, являются основными поставщиками куриного мяса в город. Однако, в зависимости от сезона и рыночной ситуации, в город на Неве также может поступать продукция от производителей из других регионов России. Это, например, «Птицефабрика Курино» из Воронежской области, «Птицефабрика Ставропольская» и другие, — констатирует Анна Костанда.
Цыплят после застолий подсчитаем
Опрошенные эксперты признают: конечно, рост цен на куриное мясо перед Новым годом происходит на регулярной основе. Это продукт, пользующийся массовым спросом, но дело не только в сезонных факторах.

По словам независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, сейчас практически всё только дорожает.
— Почему же должно быть исключение для курицы? Другое дело, что подобные письма не означают повышение цен в магазинах автоматом с заявленного числа. Это рутинная работа, которая ведётся производителями со своими клиентами. В её рамках и ведётся абсолютно уместный торг. Стороны как-то договариваются, либо нет, — кратко комментирует он.
Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов обращает внимание на то, что даже если не акцентироваться конкретно на курице, то практически в каждом российском холодильники на новогодние застолья будет варёная колбаса для любимого россиянами салата «Оливье». Для её производства теперь всё чаще используют курицу как один из компонентов.
— Массово закупаются курицей к праздникам и в общепите, рестораторы, отельеры, вся HoReCa. При этом уже идёт параллельно затоваривание складов. Если в течение года там стремятся держать продукцию с запасом на один-два дня, то под Новый год речь уже идёт о четырёх-пяти днях, иногда, неделе. А сами птицефабрики устроены так, что если они рассчитаны на выращивание условного поголовья бройлеров на 100 тыс. штук, то произвести 150 тыс. не выйдет, — объясняет Иван Кузнецов.
Эксперт предлагает вернуться к теме после новогодних застолий.
— После новогодних праздников нас по традиции любят пугать тем, что курицы вообще не будет и указывают на пустые полки. Но торговля в этот момент просто не успевает ещё отойти от новогоднего ажиотажа. Затем через какое-то время поставки восстанавливаются, цены корректируются в сторону снижения, — успокаивает аналитик.

Он указывает на еще один важный момент: большой объём продукции российских птицефабрик идёт на экспорт в Китай. Иногда крупные производства, такие, как, например, «Приосколье» создают вдоль границ с Поднебесной предприятия, ориентированные на эти экспортные потоки. Такая схема взаимодействия выгодна сторонам, так как в России одни из самых низких цен в мире на корма. А вырастить курицу из инкубационного яйца до состояния взрослой особи можно за 42 дня. Таких скоростей нет ни для свинины, ни, тем более, говядины.




