Нина Павловна родилась 29 ноября 1930 года в столице Советского Союза. Отец был рабочим-маляром, а мать подрабатывала портнихой. Когда началась война, девочка училась в школе: папу призвали на фронт, а мать вместе с тремя детьми, включая Нину, уехала в эвакуацию в деревню Сурьмино Пензенской области.
После того, как все вернулись фронта, у девочки появились хорошие преподаватели из Фрунзенской академии. Нина обожала учиться и грезила быть учительницей младших классов, так как ей нравилось общаться с детьми. О театральной карьере она даже не задумывалась.
— Мы варились все вместе. А ведь школу я, как и другие девочки на курсе, заканчивала «девчачью». И ребята постоянно над нами подшучивали. Мы частенько забывали, что они находятся рядом. По привычке могли бесстыдно задрать юбку, чтобы поправить резинки на чулках. А парни просто сгибались пополам от хохота… — говорила Гребешкова.
Но все изменил один случай. Однажды её пригласила на день рождения подруга, где Нина случайно познакомилась с её отцом — поэтом Владимиром Луговским. Разговорившись, она узнала многое о профессии актёра и как работать в театре и кино. И загорелась идеей.
Поэтому после окончания школы Нина решила поступать в театральный институт, и подала документы в ВГИК, куда прошла с первого раза. Её курс, которым руководил Сергей Герасимов, Нина Павловна называет «пёстрым»: она училась с опытными Василием Ордынским и Яковом Сегелем, но была и молодёжь, которая затем появлялась с ней в кадре.
В кино Нина попала ещё когда училась на 1 курсе. Дебют прошёл в фильме «Смелые люди», где она исполнила роль девочки с куклой. В начале 1950-х годов она исполнила эпизодические роли в фильмах «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».
— В институт я прошла сразу. И даже ещё не поступив, получила приглашение на пробы в картину «Смелые люди» — там я сыграла девочку с куклой. И весь мой Гагаринский переулок сразу начал считать меня звездой, — вспоминала Гребешкова.
На 3 курсе её пригласили сниматься в Ленинград, где она сыграла Галю Богачёву в фильме «Честь товарища» (это была экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны»).
Постепенно публика полюбила Гребешкову. Сначала она исполнила роли школьниц, так как имела невысокий рост в 155 см. После стала сниматься в образах матерей и преподавателей. Например, с ней работал Иван Пырьев в фильме «Испытание верности», где её партнёрами стали Сергей Ромоданов и Марина Ладынина. Позже фильмография пополнилась картинами о комсомольцах, такими как «Беспокойная весна» и драмой о казахской революционерке «Ботагоз». В начале своей карьеры Нина сыграла в детской сказке «Звёздный мальчик» и военной драме «Девочка ищет отца».
А затем началась работа в картинах Леонида Гайдая. Первый раз они встретились на съёмках киноповести «Трижды воскресший», а настоящая слава пришла к ней после картины «Кавказская пленница». Гайдай предложил ей в этой комедии сыграть медсестру из психиатрической больницы. После этого Нина уже почти всегда снималась в его картинах.
Фанаты до сих пор помнят сцены в «Бриллиантовой рука», в которой Нина исполнила роль жены героя Юрия Никулина. Кстати, любопытно, что после премьеры ленты многие зрители были уверены, что Юрий Никулин и его экранная жена действительно супруги, а появление Нины Павловны с режиссёром Гайдаем воспринималось как предательство.
Другим популярным фильмом Гайдая с Гребешковой можно назвать киноальманах «Не может быть!», основанный на произведениях Михаила Зощенко. Первая новелла этого фильма, в которой сыграла Нина Павловна, в 1976 году заняла второе место по количеству зрителей, собрав 50,9 миллионов посетителей в кинотеатрах.
А теперь интересный факт! Нина Гребешкова не снималась в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но приложила к нему руку и фактически дала зелёный свет этой работе.
— Именно актриса сыграла ключевую роль в появлении этого проекта. Изначально режиссёр планировал снять картину в более серьёзном жанре и рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег». Но после того как Нина Павловна с мужем посмотрели спектакль по пьесе писателя, то она предложила использовать этот сюжет для следующего фильма, — напоминают киноведы.
В 1982 году Нина Гребешкова снялась в одном из самых кассовых фильмов советского периода — «Спортлото-82», который привлёк 55 миллионов зрителей в СССР. В этой комедии она исполнила роль Клавдии Антоновны, тёти главного героя. Фильм был снят по государственному заказу, так как после Олимпиады наблюдалось резкое снижение продаж государственной лотереи, и кино должно было помочь в решении этой проблемы.
Последней совместной работой Нины Гребешковой и Леонида Гайдая стала комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В этом фильме актриса появилась эпизодически, а в титрах её имя не было указано.
— Слава богу, что ни одной картины тебе не испортила. Во всяком случае, я своими ролями довольна, — вспоминала как-то актриса разговор с режиссёром.
После смерти Гайдая Гребешкова появлялась в различных эпизодах – так было в 90-х, 2000-х и 2010-х. Сама она говорит, что маленькие роли сыграть намного сложнее, чем это кажется. Так как там надо раскрыть персонажа и «запомниться». Зато многие помнят, как она участвовала в «Каменской» и мелодраме «Победитель».
В 2016 году Николай Лебедев пригласил актрису сыграть в «Экипаже» пожилую пассажирку самолёта. В 2020 году, в год 90-летия, Нина Гребешкова появилась в сериале «Содержанки», где сыграла старушку, сидящую на скамейке.
Личная жизнь Нины Гребешковой связана с Леонидом Гайдаем, с которым они прожили более 40 лет. Познакомилась пара во ВГИКе. Будущий режиссёр обратил внимание на маленькую, красивую и жизнерадостную Нину – но тогда они просто дружили.
— Такой серьёзный, высокий, худой, в очках. К тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше на восемь лет, прошёл войну, — рассказывала актриса.
Несмотря на то, что Гайдай был старше Гребешковой на восемь лет, прошёл через войну и получил ранение в ногу, он остался добрым, рассудительным и требовательным человеком. Его полностью поглотило желание снимать кино, в чём его поддержала любимая Нина. Она стала и музой, и актрисой, и верным соратником легенды.
Нина Павловна как-то рассказывала, что однажды сделала замечание будущему супругу за его неряшливый вид, но тут же осеклась и позаботилась о нём. Когда Гайдай признался ей в любви, то актриса в шутку ответила.
— Большая разница в росте, плохо будем смотреться вместе, — сказала Гребешкова.
Но всё равно вышла замуж за режиссёра. Тогда у молодых не было особенных денег и они отпраздновали тихую и скромную свадьбу, а после поехали жить в комнате у родителей Гребешковой. Но по мере съёмок, они получили отдельную «трёшку», что по тем временам считалось невероятным подарком. Актриса не только снималась, но и держала на себе весь быт, так как Гайдай был увлечён творчеством.
Главная проблема заключалась в том, что режиссёр был против большой семьи – хотя Нина мечтала, что у неё будет три-четыре ребёнка. У них родилась дочь Оксана, которую обожал знаменитый отец.
После школы Оксана поступила в экономический вуз, а во время учёбы вышла замуж. Получив диплом, она сделала карьеру в банковской сфере. В семье Оксаны также родилась дочь, Ольга Худякова. Внучка Гайдая и Гребешковой тоже выбрала экономическое образование, следуя примеру своей матери.
Жизнь пары не была безоблачной. Много говорили и до сих пор есть слухи, что Гайдай изменял любимой жене, влюбляясь в своих муз.
— Лёня оказался очень ревнивым. Я это чувствовала. Я говорливая, а он молчун, всегда слушал. И если видел, что у кого-то ко мне явный интерес, то молча переживал. Сам же был очень обязательным человеком, очень порядочным. Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно. И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю, — говорила Гребешкова.
Увы, когда режиссёру было 70 лет, у него выявили отёк лёгкого и положили в больницу. Любимая жена была рядом и буквально дежурила у палаты мужа, но ему становилось хуже. В один момент Леонид Ивович перестал дышать и умер на руках любимой супруги.
— Для меня он жив, просто вышел ненадолго, — признавалась актриса в 2000-х.
После режиссёра она не вышла замуж, а сосредоточилась на воспитании дочки и внучки.
— Я вообще очень весёлый, можно даже сказать, легкомысленный человек, и это меня спасало по жизни. Я ни к чему на свете, кроме, может быть, факта человеческой жизни, не отношусь серьёзно. Я — долгожитель. Наверное, это потому, что была очень счастливым человеком. И своё счастье я понимала и ценила. Ну а потом я ещё нужна. Это тоже имеет значение. Раньше жила для дочки и мужа. Лёня ушёл, надо было внучку поднимать, довести до института. Внучке уже за тридцать, и я теперь говорю: «Ну как же, я не могу умереть — мне надо внучку довести до... пенсии! — сказала Гребешкова.
Нина Гребешкова высказалась и по поводу признаний Натальи Варлей о домогательствах со стороны Гайдая, о которых актриса рассказала в своей автобиографии «Канатоходка». Этот инцидент, по словам Варлей, произошёл на съёмках «Кавказской пленницы».
— Леонид Иович поднялся с кресла и направился к выходу, я последовала за ним, чтобы захлопнуть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам запер её изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать... Я была цирковой артисткой, сильной, с быстрой реакцией, поэтому в одно мгновение я Гайдая не только оттолкнула, но и вышвырнула из номера и закрыла дверь на замок (точно как в сюжете с героем Сааховым), — писала Варлей.
Нина Павловна назвала эти воспоминания абсурдными и предположила, что Наталья Владимировна переживает гормональные изменения из-за возраста.
— И что мне эта Варлей? Может, у неё климакс. Всё бывает. Ну, написал человек, я не читала, что она там написала. У меня нет её книги. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер 25 лет тому назад. Мне это неинтересно. Он же её не изнасиловал. Я бы, если бы знала, что меня режиссёр за эпизод поцеловал, гордилась, несла это. А не выдавала это как чёрте что. Я даже не это воспринимаю как измену. Ну смешно даже, — отшутилась актриса.
Последние годы Нина Гребешкова больше живёт за городом на любимой даче в Звенигороде. В 2017-м к ней в гости приезжала программа «Идеальный ремонт», которая помогла обустроить террасу и беседку. Любимое занятие актрисы – садоводство. Также дома у неё живут любимые кошки.
Сейчас она уже почти не снимается, периодически появляется на разных показах в честь юбилея мужа или своего. Недавно она сообщила, что супруг был очень против того, чтобы она после него ещё раз выходила замуж и она не стала никого подпускать к себе.
— Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Лёня не снится мне и не зовёт с собой. Но не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нём. Знаете, я перематываю в памяти всё, что между нами было, и удивляюсь — как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой, — говорила Гребешкова.
По материалам «7дней», «Идеальный ремонт», «Пусть говорят», «Комсомольская правда», «Экспресс-Газета», «Московский Комсомолец».