Некоторое время назад агентство «Автостат» опубликовало мнение гендиректора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, который предположил, что в ноябре по отношению к октябрю продажи автомобилей могут упасть на 25–30%, а если производители решат повысить цены, то и на 40–50%.
— На спрос будут влиять, прежде всего, стоимость и доступность кредитов для физических лиц и лизинга для юрлиц. Хотя внешнеэкономические факторы и валютные колебания также могут внести свой вклад, — считает Андрей Терлюкевич.
Опрошенные 78.ru эксперты разделились во мнениях. С одной стороны, они подтвердили, что снижение продаж действительно есть и оно прогнозируемо, с другой стороны — оценки падения в 30% и даже 50% некоторые из них назвали слишком пессимистичными.
— Несмотря на то что автомобильный рынок в настоящее время переживает непростые времена, вызванные комплексом факторов, включая экономический спад, инфляцию и изменения в потребительских предпочтениях, прогнозы о падении продаж автомобилей на 50% уже в ноябре кажутся нам чрезмерно пессимистичными, — отметил в беседе с 78.ru СЕО проекта Likvi.com Александр Коротков.
Прогнозировать итоговые продажи новых автомобилей в ноябре по завершению его первых двух недель (мнение Андрея Терлюкевича «Автостат» опубликовал 12 ноября) преждевременно, указала в разговоре с 78.ru руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. Тем не менее она подтвердила, что падение продаж действительно уже есть: с 4 по 10 ноября реализация новых легковых автомобилей сократилась на четверть. Однако этому есть одна и главная причина — повышенный спрос и рекордные продажи в октябре.
— В октябре на российском рынке было продано 171,1 тысячи новых авто, что значительно больше средних месячных показателей, поэтому падение спроса в ноябре ожидаемо. Россияне спешили купить автомобиль сразу после повышения размера утилизационного сбора, а сейчас активность на рынке снизилась, — подтвердил, в свою очередь, генеральный директор компании «БериАвто» Ислам Альсултанов.
Утилизационный сбор в России повысили с 1 октября и обещают повышать далее ежегодно. Касается это только иностранных моделей и только тех, которые ввозятся в страну для перепродажи, но к ним относится большинство поставок — доля тех, кто ввозит автомобиль из-за границы для личного пользования, ничтожно мала. Соответственно, рынок ждёт повышения цен на автомобили, и, конечно, пока этого не случилось, автолюбители стремились оформить покупку, даже если долго её откладывали.
— Многие автолюбители уже успели приобрести новую машину перед индексацией ставки утильсбора, что заметно повлияет на спрос в ноябре. Ажиотаж последних месяцев на российском авторынке уже вряд ли повторится в ближайшее время, то есть продажи замедлятся, — констатировала в беседе с 78.ru управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Она также подтвердила, что на спрос могут повлиять колебания на валютном рынке и стоимость автокредитов — сегодня и с тем, и с другим наблюдаются проблемы. На фоне геополитической напряжённости рубль ставит новые антирекорды, на протяжении нескольких дней удерживая планку в 100 рублей за доллар, а автокредиты запредельно подорожали вслед за другими кредитными программами. Следом, как утверждают эксперты, практически неизбежно ожидается повышение цены, а значит — и падение спроса.
Однако падение до 50% всё же и Ирина Франк считает маловероятным, наиболее реальным показателем, по её мнению, будет около 25% — хотя и эта цифра может колебаться в обе стороны в зависимости от разных факторов. Такие же примерные данные назвал и Ислам Альсултанов, отметив, что спрос упал именно в массовом сегменте.
Интересно, что это падение действительно было ожидаемым: о том, что авторынок ждёт обрушение, эксперты предупреждали ещё в августе. Причины назывались те же — повышение утильсбора, проблемы с автокредитованием на фоне роста ключевой ставки, стремление автолюбителей к сбережению средств. Но, возможно, в реальности спад коснулся не всех?
Анастасия Байбароша обратила внимание, что, несмотря на прогнозируемое падение спроса, дилеры расширяют предложение и держат ассортимент на высоком уровне.
— По итогам прошлого месяца предложение выросло почти на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя стоимость нового авто осталась практически неизменной по сравнению с прайсами до повышения утилизационного сбора — около 5,5 млн рублей, — отметила она.
Автомобили массового сегмента по-прежнему пользуются спросом, указала Анастасия Байбароша: так, с 4 по 10 ноября лидерами продаж стали Lada Granta, Lada Vesta, Haval Jolion и Lada Niva Legend. При этом некоторые популярные у массового покупателя кроссоверы уже подорожали, в основном это касается китайских моделей: Changan вырос в цене на 80–160 тыс. рублей, Exceed — на 30 тыс. рублей. Однако это не те суммы, которые могут отвратить автолюбителя от покупки, тем более когда пугали скачком цен на 200–500 тыс. рублей из-за повышения утильсбора.
Впрочем, ещё не вечер: сейчас дилеры реализуют автомобили, которые они завезли до индексации утильсбора. Анастасия Байбароша отметила, что складские запасы в октябре оценивались примерно в 400 тыс. единиц, и их должно было хватить на два-три месяца. Следовательно, уже в начале 2025 года цены начнут корректироваться.
Кроме массового сегмента, где продажи по-прежнему идут полным ходом, эксперты указали на возможное повышение прибыли у дилеров, торгующих автомобилями с пробегом.
— Падение продаж на российском авторынке может затронуть отдельные сегменты по-разному. Например, ниша авто с пробегом может не только не просесть, но даже показать некоторый рост. Многие покупатели, особенно в условиях повышения цен на новые автомобили и роста автокредитов, предпочтут более доступные модели с пробегом, — считает Ирина Франк.
С ней согласен и Александр Коротков: по его мнению, спад спроса на новые автомобили действительно может положительно сказаться на продажах машин с пробегом.
— Люди могут отказаться от приобретения авто с салона из-за высоких цен, но потребность в транспорте сохранится, и тогда оптимальным вариантом станет покупка подержанного автомобиля, — пояснил эксперт.
При этом он призвал провести более глубокий и сбалансированный анализ ситуации на рынке и учитывать не только многочисленные негативные факторы, но и потенциал для роста, который сохраняется в долгосрочной перспективе. Главным «толчком» к развитию рынка Александр Коротков назвал регулярное появление на нём новых моделей.
Впрочем, это характерно не только для частных покупателей, но и для юридических лиц — особенно в связи с современной тенденцией, когда резко растёт спрос на аренду автомобилей.
— Многие россияне отказываются от покупки нового автомобиля, но готовы брать авто в аренду, что подтверждает стремительный рост спроса на эту услугу, — констатировал Ислам Альсултанов.
Как ранее объясняли 78.ru эксперты, для каршеринга важно постоянно обновлять парк автомобилей — так он привлекает внимание потенциальных клиентов. Поэтому новые модели будут пользоваться постоянным, хоть и опосредованным спросом, а это значит, что вряд ли произойдёт катастрофическое падение продаж, несмотря на все негативные факторы.
Однако падение продаж всё же есть, и существенное. По законам экономики, когда товар перестаёт пользоваться спросом, продавец снижает цену, чтобы вернуть его в поле зрения покупателя. Можно ли ждать столь же приятного развития событий в случае автомобильного рынка?
И да, и нет. С одной стороны, Анастасия Байбароша привела цифры: сегодня дилеры предлагают скидки на разные модели, к примеру, Lada Vesta и Lada Largus можно приобрести с выгодой до 580 тыс. рублей, Geely — до 600 тыс. рублей, Jetour — от 100 тыс. до 250 тыс. рублей. Модели Chery и вовсе подешевели от 60 тыс. до 245 тыс. рублей.
— В лизинговых компаниях — аналогичная ситуация. Например, в «Альфа-Лизинге» можно оформить сделку со скидкой от 10% до 35% в зависимости от вида транспортного средства и колёсной техники, — отметила она.
Однако, с другой стороны, все эксперты констатировали, что, несмотря на спад спроса, всё же ждать долгосрочного снижения цен не приходится. Причина, как пояснила Ирина Франк, в сложности авторынка самого по себе.
— Если автомобильные компании ограничат объёмы производства или столкнутся с проблемами в поставках, это приведёт к сохранению высоких цен, даже несмотря на снижение спроса, — отметила она.
Конечно, дилеры будут предлагать скидки и уже это делают, но это временное явление, указала Ирина Франк. Более того, они направлены на реализацию остатков на складах, причём зачастую не самых ликвидных.
Наиболее позитивный прогноз дала Анастасия Байбароша: она отметила, что снижение спроса не станет причиной корректировки прайсов в дальнейшем ни в сторону увеличения, ни в сторону сокращения. Прежде всего на ценообразование влияют складские запасы и стоимость кредитов и лизинга, привязанных к ключевой ставке.
— В зависимости от внешних факторов цены на новые автомобили могут постепенно увеличиться к концу текущего года на 5–10%, — предположила эксперт.
— Как бы ни старались автодилеры привлекать покупателей, автомобили всё равно будут дорожать из-за множества факторов, включая индексацию утильсбора (очередной виток повышения запланирован на 1 января 2025 года). Поэтому надеяться на снижение стоимости новых автомобилей из-за значительного падения рынка в ноябре однозначно не стоит, — резюмировала Ирина Франк.
Автомобиль сегодня, как когда-то недвижимость, — предмет, который со временем будет только дорожать. Поэтому не стоит откладывать покупку в надежде на снижение цен — этого не произойдёт. Конечно, рано или поздно ключевая ставка начнёт снижаться, кредиты постепенно станут более доступными, но какого уровня достигнут цены к тому времени на фоне всех факторов, никто не предскажет.
Так что, если автомобиль необходим, лучше покупать его сейчас, благо автодилеры ещё делают скидки и в ценах пока не учитывается повышенный утильсбор. А если такой необходимости нет — лучше внять призывам ЦБ и положить деньги на депозит под рекордные для российской истории 20–22% годовых.